Top.Mail.Ru
Колонки

Амстердам — IT-лидер под маской туристического города: как переехать специалисту и сколько это стоит

Колонки
Юрий Шишкин
Юрий Шишкин

Генеральный директор digital-агентства 24ttl

Влада Стеканова

Нидерланды входят в топ-5 стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса, а в рейтинге стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) занимают седьмое место (для сравнения: Россия — 45-е). Здесь находятся офисы большинства IT-гигантов типа Google, Microsoft, Facebook и McAfee. 

Генеральный директор digital-агентства 24ttl Юрий Шишкин рассказал о ведении бизнеса с партнерами из Амстердама и расспросил IT-специалистов из России о переезде, жизни и работе в этом городе. А также рассчитал стоимость жизни в Нидерландах.
Амстердам — IT-лидер под маской туристического города: как переехать специалисту и сколько это стоит

При переезде за рубеж российские IT-специалисты чаще предпочитают инновационные компании США или динамично растущие азиатские бренды, а из европейских государств выбирают Великобританию и Германию, оставляя тихую Голландию с ее размеренной жизнью только для туристических поездок.

Амстердам. Фото: citiesipcc.org

Напрасно: рынок труда в Нидерландах испытывает большую потребность в профессионалах IT-отрасли. Из местных университетов их выходит мало, и работодатели часто приглашают программистов или дизайнеров из-за границы. По этой причине многие digital-компании здесь интернациональны: в них можно встретить людей из России, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении.

Как мы установили связи с Амстердамом

Четыре года назад наше агентство разработало для LG Electronics сервис, связывающий карточку товара в онлайн-каталоге производителя с сайтом ритейлера. Для этого мы использовали API «Яндекс.Маркета», но позже «Яндекс» решил развивать собственную e-commerce-площадку и закрыл доступ к API.

Изучив зарубежные решения, мы обнаружили, что аналог есть у голландской компании Hatch. Мы провели встречу в Москве и в итоге стали официальным партнером Hatch по внедрению сервиса Where to buy («Где купить») в России.

Другая корпоративная культура

Каждый раз, приезжая в Hatch, я замечаю разные особенности работы компании. 

CEO Hatch Йорис Крузе (Joris Kroese), технический директор 24ttl Виталий Климов и Юрий Шишкин у офиса Hatch в Амстердаме

Например, уровень упорядоченности. Все важные встречи и созвоны здесь проводятся исключительно по календарю, коллектив пользуется корпоративным Skype. Составление договоров, выставление счетов и ведение другой важной документации полностью автоматизировано с помощью различных инструментов, например, сервиса документооборота PandaDoc и CRM HubSpot.

Но больше всего удивляет то, как много внимания наш голландский партнер уделяет построению связей в коллективе. Руководство всегда стремится держать команду в курсе происходящего, используя для этого самые необычные средства, например, визуализацию прогресса работы. Допустим, компания поставила цель заключить 10 контрактов. Чтобы показать, как движется этот процесс, в офисе ставят пластиковую трубу и кладут в нее цветные шары. Когда она заполнится, это обязательно отпразднуют холодным Heineken.

Фото: Photographer at Large

Празднование своих успехов — это вообще важный пункт в работе голландских компаний. В России такое развито намного меньше: иногда половина офиса и не знает, что компания выиграла тендер, получила награду, попала в рейтинг.

В целом, с голландцами приятно вести бизнес — они внимательно относятся к своим партнерам, подходя к B2B-отношениям почти так же, как к B2C: сохраняют историю отношений, фиксируют все договоренности. В этом чувствуется большое уважение.

Фото: iamsterdam.com

Во время очередной поездки в Амстердам я пообщался с несколькими IT-специалистами из России — они рассказали о том, как переехали и как им здесь работается.

Евгений, 41 год, старший специалист по стабильности и развитию систем (Senior Site Reliability Engineer), Payconiq

Санкт-Петербург — Антверпен — Амстердам

Я занимаюсь разработкой с 1999 года. До 2012 года жил в Питере и сотрудничал как с крупными компаниями, так и со стартапами, успел поработать даже на Пенсионный фонд. В 2005 году я устроился в международную компанию Alcatel-Lucent и начал часто ездить в командировки в Европу, где и приглядел для себя первую точку переезда — бельгийский Антверпен. У Alcatel-Lucent там было отделение, и меня практически перевели: оформили визу, оплатили и организовали перевозку вещей, предоставили жилье на первое время.  

Антверпен, вид на центральную площадь и реку Шельду. Фото: ptpcycle-europe.eu

В Антверпене я провел около трех лет, после чего понял, что он для меня маловат (всего 250 тысяч жителей). Амстердам при схожем уровне комфорта и дружелюбности, но с населением в 3 раза больше, показался мне более живым и динамичным, и я переехал туда — сначала для работы в компании BackBase, а потом в Hatch.

В Hatch была необычная интернациональная команда: IT-архитектор из Украины, frontend-разработчик из Москвы, UI/UX-designer из Армении и я, старший бэкенд-разработчик из Питера. В то время в компании работали также специалисты из Греции, Австралии, Франции, Великобритании.

Существует стереотип, что голландцы очень прямолинейные, всегда говорят то, что думают. Но я бы не сказал, что в этом они чем-то отличаются от русских. С ними вполне комфортно работать — в отличие, например, от англичан, которых, на мой взгляд, русским понять гораздо труднее.

Корпоративная культура здесь опирается на неформальный подход: руководство не отгораживается от сотрудников, все вместе ходят отдыхать, устраивают по пятницам пивные вечеринки. В Hatch прикольной фишкой было голосование за лучшего коллегу недели. Победитель получал конверт с каким-нибудь призом: отгулом на пару часов, флаером на бесплатную пиццу и т. д.

Арсений, 37 лет, директор по технологической стратегии (Enterprise Architect), BinckBank

Санкт-Петербург — Амстердам

Мое образование не имеет ничего общего с тем, чем я занимаюсь последние 15 лет. По специальности я эфиопист, окончил Восточный факультет СПбГУ, но, как только у меня появился доступ в интернет, я начал делать сайты. Увлечение компьютерами переросло в работу, затем в собственное дело и проекты для компаний в США, Великобритании и континентальной Европе.

В 2014 году у меня появился клиент, который изменил мою жизнь, — голландский стартап Pritle, автоматизировавший управление инвестициями в фондовые рынки. Там требовался специалист, который бы управлял разработкой, архитектурой и всеми вещами, связанными с технологиями. Так в 2015 году мы с семьей переехали в Амстердам. Решение было сложным, но быстрым.

Порт Амстердама. Фото: Unsplash

За полгода к моей команде присоединилось еще трое коллег из Санкт-Петербурга. Получить рабочую визу для этого очень легко. Нужно доказать в IND (Службе иммиграции и натурализации), что компания инновационная и ей непросто нанять нужных людей в Нидерландах. Процесс лишен бюрократии и проходит очень быстро: неделя на подачу заявления и еще около двух недель — на получение вида на жительство.

Через пару лет работы стартапа мы с коллегами поняли, что исчерпали возможности роста, и перешли под крыло онлайн-брокера BinckBank, где я отвечаю за стратегию на уровне самого банка.

Голландия — страшно социалистическая страна. Если у тебя постоянный контракт, то уволить тебя практически невозможно. Может быть, поэтому голландцы — не самая работящая в мире нация, трудоголиков я почти не встречал. Для них очень важно иметь хобби, проводить время с семьей, заниматься спортом. То есть полноценно жить важнее, чем работать.

Фото: iamsterdam.com

Голландский язык выучить сложно, потому что все в Амстердаме говорят по-английски. А вот голландцев из глубинки ничуть не меньше, чем иностранных туристов, шокируют такие столичные явления, как кофешопы и квартал красных фонарей.

После пяти лет жизни в Голландии можно сдать несложный экзамен по языку и подать документы либо на гражданство (при этом придется отказаться от российского), либо на постоянный вид на жительство. И то и другое дают практически безусловно, если у вас не было в течение последних трех лет штрафов больше чем на 800 евро.

Вадим, 33 года, старший веб-разработчик, онлайн-аукцион Catawiki

Москва — Амстердам

По образованию я инженер вычислительных систем, с 2006 года профессионально занимаюсь веб-разработкой. Всегда много путешествовал и не оставлял идеи пожить в другой стране. Параллельно учил английский, записывался на Skype-интервью в западные компании.

В 2015 году события в Крыму, обвал рубля и волна ура-патриотизма дали мне импульс к смене обстановки. Параллельно мой близкий друг уехал работать в Испанию. Все это убедило меня в том, что пора собирать чемодан.

Несмотря на то что я почти 10 лет прожил в Москве и работал на комфортной позиции в Mail.ru, я начал рассылать резюме. Изначально метил в Берлин, потому что был там много раз и очень люблю этот город, но по совету знакомого откликнулся и на одну вакансию в Нидерландах.

Прошел тестовое задание и серию интервью, слетал на личную встречу — и вот я уже более двух лет работаю в компании Catawiki.

Фото: Sebastiaan ter Burg

Наша команда — это почти сто человек, распределенных между двумя офисами: в Амстердаме и в Ассене, административном центре провинции Дренте на северо-востоке страны. У нас интернациональный состав: кроме голландцев есть сотрудники из Италии, Греции, России, Белоруссии, Армении — всего где-то 40 с лишним национальностей. Ребят из СНГ много, и все они очень крутые.

Первое, на что обращаешь внимание, работая в нидерландской компании — структура управления. Здесь она горизонтальная не только на словах: ты вполне реально можешь подойти к СЕО или руководителю какого-то подразделения и высказать свою идею, сомнения или задать вопрос.

Зарплаты и стоимость жизни в Нидерландах

  • Средняя зарплата, необходимая для получения статуса Kennismigrant (высококвалифицированного иммигранта) и легального переезда в страну, — €4756,32 в месяц для людей старше 30 лет и €3487,32 для людей младше 30.
  • Опытные профессионалы получают примерно €55 000–60 000 в год. Если есть какие-либо особые навыки, знания и опыт, годовой доход может достигать €90 000. В среднем же, разброс зарплат получается между €35 000 и €85 000.

Фото: iamsterdam.com

  • При высоких зарплатах в Нидерландах довольно высокие налоги — до 40%. Тем не менее, для приезжих высококвалифицированных специалистов предусмотрен приятный бонус — 30%-ный налоговый вычет, то есть возможность не платить налоги с трети своего дохода, в течение первых 8 лет работы здесь. Правда, сейчас этот срок хотят сократить до 5 лет.
  • Стоимость аренды однокомнатной квартиры в центре Амстердама или недорогой двушки на окраине начинается от €1600 в месяц + коммунальные услуги.
  • В числе обязательных (для всех резидентов Нидерландов старше 18 лет) расходов — медицинская страховка, которая дает право на бесплатное посещение домашнего врача (Huisarts, фактически участковый врач-терапевт) и довольно широкий спектр медицинских услуг. Стоит она около €100 в месяц.

Бар SkyLounge Amsterdam. Фото: skyloungeamsterdam.com

  • Средний ужин с вином в столичном ресторане стоит около €35–40, бокал пива в баре — от €4 до €7, билет в кино — €12. Кстати, новые фильмы, как правило, идут в кинотеатрах на английском языке с голландскими титрами.
  • Мобильная связь — €35 в месяц с безлимитным трафиком по Нидерландам и 10Гб по Европе. Домашний интернет и ТВ — от €45 в месяц.

Что нужно знать тем, кто хочет переехать в Нидерланды

  • Здесь хорошо развита технологическая и маркетинговая сфера: много IT-компаний, рекламных и коммуникационных агентств, в которых всегда рады квалифицированным работникам из других стран.

Фото: iamsterdam.com

  • Английский язык для переезда важнее, чем голландский. Последний потребуется, если вы хотите занять административную должность.
  • Несмотря на достаточно напряженный политический фон, который держится в местных СМИ, к русским в Нидерландах относятся без предвзятости. По крайней мере, на работе.
  • Из плюсов — голландцы стремятся к балансу между работой и личной жизнью, уделяют много времени семье, здоровью, хобби, и этому у них можно поучиться.
  • Хотя по менталитету голландцы близки к точным и аккуратным немцам, они обладают большей свободой мышления. Всегда готовы к экспериментам — с обязательным условием, что потом измерят и оценят результат.

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.


Материалы по теме:

Видеогид: как делать бизнес за рубежом?

Анна Дворникова и Стас Хирман, TEC Ventures, SVOD, AmBAR: «Кремниевая долина вызвала культурный шок!»

Вам стоит задуматься о запуске бизнеса в Люксембурге. И вот почему

Как переехать жить и работать в Португалию: опыт программиста

Программист Badoo — о переезде и жизни в Лондоне

Я хочу переехать в Канаду, чтобы развить свой стартап. Что мне нужно знать?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Кейс: как нам удалось найти 60 дизайнеров за два месяца
  2. 2 Холодный старт: как начать бизнес, когда данных нет
  3. 3 PDCA или цикл Деминга: этапы по улучшению процессов в бизнесе в целом, и в IT-сфере в частности
  4. 4 ERP и Agile: тест на совместимость
  5. 5 Популярные технологии, документация и единый стиль кода. Что учесть при разработке MVP ИТ-проекта
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее