Top.Mail.Ru
Колонки

Как топ-менеджер с немецкими корнями приехал в Россию, чтобы инвестировать в стартапы

Колонки
Михаэль Добнер
Михаэль Добнер

Глава Omninet в России

Виктория Кравченко

Среди иностранных инвесторов желание поддерживать и инвестировать в российские технологические стартапы нечастое явление. Михаэль Добнер, гендиректор и управляющий партнер IT-компании OMNINET Россия и СНГ, как раз из числа таких инвесторов-энтузиастов.

Читайте, как топ-менеджер с немецкими корнями оказался в России и зачем он тратит своё время и деньги на поддержку идей молодых стартаперов.

Как топ-менеджер с немецкими корнями приехал в Россию, чтобы инвестировать в стартапы

Причина № 1. Личная история

В некоторой степени это моя личная история: я живу в России уже несколько лет, чувствую себя в Москве как дома и понимаю, что моё будущее связано с этим городом и с этой страной.

Все началось 15 лет назад: моя жена родом из России. Выйдя за меня замуж и переехав в Германию, она взяла с меня слово, что когда-нибудь мы вместе вернемся в Россию.

В 2007 году у меня появилась возможность исполнить это обещание, именно тогда я приехал в Москву с идеей развивать бизнес на постсоветском пространстве. Уже через два года, когда у нас появилось здесь несколько крупных и стабильных заказчиков, OMNINET основала в России дочернюю компанию.

А в 2009, когда моей дочери исполнился год, мы с женой окончательно обосновались в российской столице. Сегодня Россия для меня вторая родина, поэтому моё желание поддержать бизнес-начинания соотечественников вполне понятно.

Кроме того, продвигать стартап где-то в Кремниевой долине или Великобритании было бы очень неудобно для человека, проводящего большую часть своего времени в Москве. Важнее добиться первого успеха на своем рынке, и если твоя идея доказала перспективность, ты можешь масштабировать её на другие страны.

Причина № 2. Кризис — самое правильное время для инвестиций

Я считаю, что любой кризис — это самое правильное время для инвестиций. Для меня конец 2000 годов был очень удачным периодом для вхождения на российский рынок.

2009 год был самым благоприятным временем для инвестиций в России, так как цены на аренду офисов упали, зарплаты многих сотрудников — тоже, конкуренты, не выдержав стагнации, разбежались.

С тех пор мы пережили еще один экономический спад — в 2014 году. Но он уже переносился легче: мой бизнес к тому времени устоялся. Трудности нас закалили, последующие несколько лет мы развивались и чувствовали себя комфортно.

Но я изрядно понервничал, когда курс евро к рублю перевалил за отметку 100. В тот день мой руководитель отдела продаж успокаивал меня, утверждая, что евро никогда не выйдет за пределы сотни, поскольку в российских обменниках нет даже табло с тремя цифрами. Представляете мои ощущения, когда тем же вечером я прочитал в ленте новостей о том, что российские банки заказали такие табло для своих офисов.

И, конечно, политический кризис, который тогда разразился в отношениях России и Запада, был очень неожиданным для нас. И очень длинным! Недавно я прочитал в Bloomberg пресс-релиз российского правительства об окончании экономического спада в стране и поймал себя на мысли, что ровно в тот же день в 2014 году президент США Барак Обама подписал пакет наиболее чувствительных для России экономических санкций.

Три года кризиса — это очень много! Естественно, это не могло не сказаться на настроениях иностранных инвесторов, работающих в России. Меня поразило, сколько американских компаний, в том числе наших конкурентов, покинуло страну за три года.

Возможно, статистика этого не отражает, их офисы ещё работают, но сам бизнес практически самоустранился с рынка. Меня удивило, как быстро это произошло. Я считаю, что в кризис ни в коем случае нельзя покидать рынок, надо набраться выносливости и терпения, вы должны продолжать общаться с вашими партнерами, поддерживать их. С другой стороны, в уходе конкурентов я вижу дополнительные возможности для развития своего бизнеса.

Причина № 3. На рынке немало технологий и идей, нуждающихся в хорошей «упаковке»

Я часто вижу, как хорошие перспективные идеи не доходят до стадии, когда они начинают приносить деньги, фаундеры не могут чётко их сформулировать, грамотно предложить рынку и начать зарабатывать. И дело даже не в нехватке инвестиций, а в том, что часто они не могут «упаковать» идею, найти правильного потребителя и продать свой продукт.

Учитывая мой личный профессиональный опыт, я больше заинтересован в проектах, ориентированных на разработку решений, приложений и технологий в B2B-сегменте. Важно, чтобы это была технология, применимая на любом переносном устройстве, проект, нацеленный в будущее.

Конечно, я делаю это не из благотворительности, я уверен, что участие в любом бизнес-проекте должно приносить деньги. Но инвестиции в стартапы для меня — это не только вопрос финансов. Главный интерес заключается в том, чтобы реализовать на практике идею, которая пока есть только в голове у фаундера, запустить новый бизнес, заставить абстрактную концепцию работать и приносить деньги.

Причина № 4. Без поддержки опытного бизнес-ангела перспектив у технологического стартапа немного

Хотя мне и не нравится такая терминология применительно к инвестиционной деятельности, но философия бизнес-ангела мне очень близка. Мне было сложно запускать бизнес в России в 2007 году, немало сложностей и сегодня, если к тому же ты неопытный фаундер никому не известного стартапа.

Развивая бизнес в России практически с нуля, я столкнулся с тем, что здесь очень жёсткая бизнес-среда. Я за свою карьеру работал во многих странах, и в России, на мой взгляд, очень сложные условия для бизнеса, особенно для иностранца.

В то же время Россия сегодня — это перспективная страна для роста и достижения успеха, если мы говорим о горизонте 10–15 лет. Моя миссия состоит в том, чтобы помогать фаундерам развивать бизнес, строить стратегию продвижения их идей на рынок.

Причина № 5. Отсутствие уникальности не причина отказываться от проекта

Я не вижу ничего плохого в том, чтобы продвигать в России приложения и технологии, которые уже доказали свою эффективность на других рынках. Кроме того, к реализации некоторых идей имеет смысл вернуться повторно, на новом витке развития технологий.

На днях я встречался с компанией, у которой имеется очень инновационный продукт, но я помню, что нечто похожее, с примерно такими же подходами и идеями, в моей практике уже было более 10 лет назад. Однако за это время изменились технологии, и я полагаю, сейчас мы можем реализовать эту же идею, но на другом технологическом уровне гораздо лучше, чем тогда.

Причина № 6. За любой технологией должна стоять понятная бизнес-идея

За любой инновационной технологией должна стоять чёткая идея, в которую я как инвестор охотно бы поверил: я считаю, это главное для любого начинающего предпринимателя.

На прошлой неделе во время переговоров фаундеры одного стартапа задали мне вопрос, могу ли я помочь с привлечением других инвесторов. Я постарался убедить партнеров сменить приоритеты: ведь, на мой взгляд, поначалу гораздо важнее доказать успешность и реализуемость самой идеи, чем получить инвестиции.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Если вы покажете успех на посевном этапе, у вас не будет проблем с привлечением инвесторов в дальнейшем. В первую очередь при продвижении любой новой технологии необходимо понимание её бизнес-модели: почему вы выводите её на рынок, как она поможет потребителям. Если вы не верите, что она «выстрелит», то не стоит за нее браться, какой бы привлекательной она ни казалась во время презентации.

Это очень важный критерий для меня. Многие стартапы предлагают технологии, не понимая, как они будут работать в реальном мире, что они несут людям, за что потребители будут готовы отдать деньги.  Технология без идеи — такие проекты я не поддерживаю.


Материалы по теме:

Как Tinder, Reddit, Airbnb, Etsy и Uber нашли своих первых пользователей

Мы уволили всех руководителей «на зарплате» — и дела пошли в гору

Правила работы с экспатами: как мотивировать иностранца работать на вас

«Берешь и делаешь. Никаких сложностей». Создатель Coub Антон Гладкобородов — о запуске стартапа

10 Telegram-ботов для стартаперов: работа, языки, поездки и продуктивность

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как будут развиваться отношения России и Индонезии в ближайшее время и что это принесет российским инвесторам
  2. 2 Как выйти на рынок Вьетнама с товарами повседневного спроса
  3. 3 Как не попасть в жернова «конвейера экспатов» в Дубае
  4. 4 Как открыть бар в Дубае: опыт ведущей шоу «Бар в большом городе» Ирины Чесноковой
  5. 5 Купля-продажа квартир: сколько можно заработать на флиппинге и какие риски у инвестора
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти