В сегменте доставки сейчас наблюдается небывалый спрос. Даже после снятия ограничений многие боятся посещать общественные места, поэтому вводить эту опцию приходится любому бизнесу. И в авангарде — интернет-магазины.
Какие могут возникнуть сложности, что выгоднее и есть ли оптимальная схема, рассказывает Елена Прохорова, директор компании Fishcrab24.
Что нужно учитывать при выборе службы доставки
Доставка в срок — один из главных показателей того, что вы правильно выбрали способ. А если ваша компания, как и наша, работает с пищевыми продуктами — еще и соблюдение всех правил транспортировки. Во главу угла надо ставить потребности потребителя — и только потом все остальное.
В первую очередь советую сосредоточиться на доставке по тому городу или городам, в которых вы уже работаете.
При выборе службы доставки нужно обратить внимание на ее клиентоориентированность, а также возможные ограничения по географии. Важно, чтобы доставка осуществлялась не только в будни, но и в выходные.
Имеют значение габариты вашего товара — за крупный придется доплачивать, поэтому здесь все зависит от оборота.
Учитывайте дополнительные услуги, которые могут понадобиться вашим покупателям. Если ваш интернет-магазин продает одежду и обувь — это примерка. Если продукты или товары, которые должны транспортироваться при соответствующей температуре, — требуются термоконтейнеры, которых у логистической компании часто может не быть.
Для своей компании я вынуждена была заказать изготовление особых термобоксов — обычные рефрижераторы не подходят.
Отладьте процессы для доставки и внутри своей компании. Маркируйте товар, распределяйте потоки.
Shutterstock / Africa Studio
Федералы, регионалы и локальные логистические компании
Если у вас большой интернет-магазин и покупки в нем делают часто, стоит заключить договор с федеральной компанией. Как правило, там предусмотрена система скидок.
Главный плюс — наиболее широкая география. Минус — договориться об индивидуальных условиях доставки вашего товара не получится, все делается строго по регламенту. Вы не сможете предоставить покупателю выбор, что сейчас является конкурентным преимуществом и обеспечивает большее количество заказов.
Локальные компании производят доставку только в пределах определенного города и его окрестностей. Плюс — низкая стоимость доставки. Минус — довольно часто они не соблюдают условия доставки, что автоматически снижает ваш рейтинг, востребованность у покупателей и, соответственно, доход.
С этой проблемой я столкнулась лично во время работы с компанией, осуществляющей доставку по Москве и Московской области.
Работать с ними стоит, если ваш бизнес имеет четкую привязку к определенной местности, и вы готовы потратить силы и время на контроль и отладку процесса. Львиная часть этой задачи ляжет на вас — к этому надо быть готовым.
Региональные компании тоже привязаны к географии. У них хороший сервис, они максимально клиентоориентированы.
Это лучшее решение, если вы работаете не в крупном областном центре.
В остальных случаях, если габариты товара позволяют и вы работаете в большом городе, лучше пользоваться такси — агрегаторы предоставляют услугу доставки. По затратам выйдет дешевле, чем работать с логистической компанией.
Можно комбинировать способы доставки: часть заказов доставлять с помощью такси, часть — пешими курьерами. Так получится избежать срывов срока доставки из-за загруженности дорог.
Свой автопарк выгодно заводить только при стабильно высоком объеме поставок на долгосрочной основе и наличии собственного производства. Это ключевые факторы. Срок окупаемости автопарка будет долгим, немного выручит лизинг, но затраты все равно большими. А это автоматически увеличит стоимость вашей продукции.
В некоторых случаях можно использовать комбинацию: иметь одну-две свои машины, а для остального привлекать компании. Но все же нанять транспорт по фиксированной цене обычно дешевле, чем иметь свой.
Shutterstock / Andrey_Popov
Колеса или ноги
У нас переход на доставку с помощью такси значительно улучшил сроки. Логистическая компания, услугами которой мы пользовались раньше, работала на грузовых автомобилях. В час пик они намертво вставали в пробках, и все сроки доставки срывались.
Конечно, такси тоже встают в пробки — выделенная полоса есть не везде. И здесь на помощь приходит курьерская доставка.
Ее плюс — мобильность. Услугами курьера можно пользоваться от случая к случаю — это выгоднее.
Сложность в том, что нужно очень ответственно отнестись к выбору курьеров. Часто потребитель ассоциирует их с интернет-магазином и автоматически записывает на ваш счет любые возникающие проблемы.
Трудности с курьерской доставкой возникают также, если у вас товар, для которого требуются особые условия транспортировки. К примеру, выдержать нужную температуру при такой доставке сложно. Мы передаем курьерам специальные термоконтейнеры, но это уменьшает количество товара, который можно доставить.
Оптимальная схема: для доставки по периметру города использовать такси, а пеших курьеров отправлять в центр.
Shutterstock / Andrew Angelov
Какие проблемы могут возникнуть, если у вас интернет-магазин пищевой продукции
Полгода мы работали с крупной компанией, но после многочисленных проблем были вынуждены отказаться от сотрудничества.
Как должна была строиться работа: они производили забор подготовленной нами продукции (рыбы и морепродуктов) с вечера для доставки заказа на следующий день. Все заказы мы маркировали: охлажденная продукция, живая и замороженная. Раскладывали товар в соответствующие термокороба, которые приобрели самостоятельно — у компании их не было.
Далее компания доставляла товар в свой офис и перекладывала в специальные холодильники и морозильники с особым температурным режимом. Живой продукт сохранялся в соответствующем контейнере, который мы предоставляли.
Первая проблема, которая у нас возникла: компания быстро начала путать товар. Охлажденный клали в морозильную камеру, замороженный — в обычную. Покупатели получали совсем не ту продукцию, которую приобретали, и оставляли негативные отзывы.
Исправить ситуацию не помогло и то, что мы усовершенствовали маркировку: стали обклеивать синей пленкой пакеты с замороженным товаром, белой — с охлажденным. Путаница продолжилась.
Вторая сложность: несмотря на договоренность о том, что наш товар будет доставляться покупателям партиями — три раза в день, в промежутки до обеда, после обеда и до вечера — и каждая будет загружаться в машину непосредственно перед доставкой, это не соблюдалось.
Компания загружала в машину в шесть утра товар, который нужно доставить только вечером, и возила его весь день. Это влияло на качество продукции. Опять потери.
Отдельная история — ситуация с термокоробами. Благодаря обратной связи от клиентов мы узнали, что товар к ним приезжал не в наших специализированных боксах, которые мы предоставляли компании по два на позицию, чтобы выдержать условия правильной транспортировки. То есть логисты использовали их по своему усмотрению.
К слову, контейнеры нам до сих пор не вернули, несмотря на завершение сотрудничества.
Окончательный разрыв произошел в период пандемии: несмотря на требования Роспотребнадзора, их курьеры не носили маски и перчатки.
Предсказать возникновение данных проблем непросто — какие-то проявляют себя только в процессе работы. Выход один: предусмотреть все возможные трудности и нестыковки, которые могут возникнуть, и внимательно отнестись к выбору логиста.
Для этого можно почитать отзывы не только о самой компании, но и не полениться посмотреть, с кем перевозчик работает и что о качестве доставки товаров данной компании пишут покупатели.
Как достичь максимума
По нашему опыту:
- с крупными логистическими компаниями выгодно работать только в случае, если у вас большой интернет-магазин и/или широкая география поставок;
- наиболее клиентоориентированы региональные логистические компании;
- доставка на такси выгоднее, чем содержание собственного автопарка;
- если товар требует особых условий транспортировки, решение этой проблемы оплачиваете вы;
- если работаете в крупном городе, лучше использовать гибридную схему: такси и пешие курьеры.
Фото на обложке: Shutterstock / William Potter
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как управлять финансами»
- 1 «Наш главный конкурент — Excel». Руководитель «Яндекс.Маршрутизации» о технологиях на рынке доставки
- 2 Аутсорсинг или курьер «по запросу»: как интернет-магазину организовать доставку
- 3 Бесконтактная доставка: как фуд-сервисы используют новый тренд в условиях пандемии
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025