Top.Mail.Ru
Колонки

Как открыть продуктовый магазин: пошаговая инструкция

Колонки
Ольга Южакова
Ольга Южакова

Руководитель отдела франчайзинга Metro

Елизавета Шатохина

Продуктовый бизнес — история, которая не закончится никогда. Люди всегда будут нуждаться в еде, и спрос на продукты будет сохраняться. Но не все так просто: в продуктовом бизнесе, как и в любом другом, есть свои нюансы.

Соблюдение юридических норм, выбор подходящего помещения, отслеживание потребительского спроса, подбор поставщиков — все это требует от предпринимателя не только энтузиазма, но и глубокого понимания специфики.

О том, как открыть продуктовый магазин, рассказала Ольга Южакова, руководитель отдела франчайзинга компании Metro.

Как открыть продуктовый магазин: пошаговая инструкция
  1. Колонки

Содержание:

 

Актуально ли сейчас открывать продуктовый

С одной стороны, это значительные инвестиции, которые не всегда могут окупиться: от аренды помещения до покупки оборудования и товаров. Необходимо постоянно контролировать сроки годности продуктов и отслеживать изменения в потребительском спросе.

С другой стороны, продукт первой необходимости всегда будет востребован независимо от экономической ситуации. При этом риск остаться с нереализованными товарами минимален, так как их можно продать со скидкой.

Но этого направления есть и свои нюансы. Например, крупные сети создают серьезную конкуренцию для небольших магазинов. Хранение и доставка продуктов также сопряжены с дополнительными издержками. Особое внимание нужно уделять соблюдению санитарных норм и оформлению необходимой документации. И, конечно, не стоит забывать о постоянном контроле за сроками годности продуктов и ежедневной работе по закупкам и приемке товаров.

 

Рынок продуктов питания в 2024 году

По данным Росстата, в июне 2024 года рост оборота розничной торговли РФ составил 6,3%, за полугодие — 8,8%. Причем оборот розничной торговли в сфере пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, увеличился на 5,3% в годовом выражении.

 

Открываем продуктовый магазин: пошаговая инструкция

Открытие продуктового магазина — дело не из легких. Оно требует тщательной подготовки и грамотного расчета финансовых вложений, составления плана, выбора ассортимента и регистрации бизнеса. Рассмотрим каждый этап подробнее.

 

Готовим финансовый план

Сначала определите основные статьи расходов, которые потребуются для старта бизнеса. Прежде всего, составьте финансовый план, который позволит оценить необходимые инвестиции, предполагаемые доходы и расходы.

Выберите формат магазина: будет ли это небольшой прилавок или полноценный супермаркет? Учтите стоимость сбора необходимой документации и определите вид торговли. Уделите внимание плану расходов и доходов: в него входят аренда и ремонт помещения, коммунальные платежи, зарплата персонала, обслуживание оборудования и многие другие позиции. 

Определите расположение магазина, его площадь, ассортимент товаров, необходимое количество персонала и режим работы. Обычно на этом этапе появляется потребность в бизнес-плане.

Продумайте оснащение торгового зала. Стеллажи, холодильники, витрины — все это необходимо для комфортной работы магазина и привлечения покупателей.

Заложите расходы на кассовое оборудование и программное обеспечение для него, а также на системы безопасности: охранную систему, пожарную сигнализацию и видеонаблюдение.

Закупите товар у проверенных поставщиков: в магазинах оптовой торговли или у местных производителей.

Не забывайте о зарплате персонала. Ее размер нужно предварительно оценить, рассчитать и заложить в расходы.

Оформите документы, например, патенты, оплатите госпошлины, изготовьте вывеску и заложите средства на рекламу. 

Включите в список внеплановые расходы, которые могут возникнуть в процессе открытия магазина.

 

Составление бизнес-плана

Несколько советов для формирования бизнес-плана:

  1. Цены на аренду можно найти на сайтах с объявлениями.
  2. Затраты на ремонт будут зависеть от состояния помещения, которое вы выберете: чем оно лучше, тем меньше потратите.
  3. Стоимость нового специализированного оборудования достаточно высокая, поэтому можно рассмотреть покупку с рук.
  4. Закупать продукты можно в центрах оптовой торговли или на городских оптовых базах.

Созданный бизнес-план станет основой для принятия решений, позволит рассчитать необходимые инвестиции и оценить предполагаемые доходы и расходы. 

Важно помнить, что открытие продуктового магазина — это длительный процесс, который требует тщательной подготовки и грамотного управления.

 

Выбор формата

Сегодня на рынке есть и специализированные магазины с узким ассортиментом (предлагающие только мясо\рыбу\овощи и фрукты), и мини-маркеты с самообслуживанием, и небольшие магазины с прилавком, где товары выдает кассир, и супермаркеты, работающие по франшизе. Выбор формата будет зависеть от целей, которые вы поставите перед собой.

 

Подбор помещения

Идеальное место — это точка с высокой проходимостью. Размер помещения определяет формат и масштаб будущего бизнеса. Для традиционного магазина с кассиром за прилавком хватит и 20 кв. м, для мини-маркета понадобится уже 50 кв. м, а для супермаркета — не менее 150.

Выбирая помещение, оцените конкурентную среду. Любой из перечисленных форматов может быть прибыльным, но появление рядом крупного конкурента осложнит ведение бизнеса.

Важно помнить и о финансовых вложениях, которые напрямую зависят от формата. Аренда, подготовка и оснащение павильонов в 50 или 150 квадратных метров потребуют разное количество ресурсов. 

 

Ниша и ассортимент

Продуктовый магазин — это не просто набор полок с товарами. Это тщательно продуманная система, где каждая категория выполняет свою роль в привлечении и удержании клиентов:

  1. Есть товары, которые нужны всем, например, бакалея. Они составляют большую часть ассортимента и обеспечивают основной трафик, формируют оборот.
  2. Следующие по значимости — товары известных брендов. На них есть стабильный спрос, но они не всегда доступны в ближайших магазинах. Эти продукты не только приносят прибыль, но и повышают лояльность клиентов: некоторые выбирают ваш магазин по конкретной причине.
  3. Уникальные товары, которых нет у конкурентов, создают репутацию магазина как места, где можно найти что-то особенное.
  4. Сезонные товары, например, куличи, создают дополнительный ажиотаж и повышают оборот в определенный период.
  5. «Товары для удобства» — пекарская бумага, спички, мешки для мусора — делают жизнь покупателей проще и повышают вероятность того, что они заглянут в ваш магазин, а не в тот, что расположен парой кварталов ближе или дальше.

Идеальный ассортимент — это не статичная картина, а динамичный процесс, который требует постоянной адаптации. Только после нескольких месяцев торговли, проанализировав спрос, можно понять, какие товары пользуются наибольшим успехом, а какие стоит исключить или заменить.

 

Регистрация бизнеса

Прежде чем открыть продуктовый магазин, определитесь с юридической формой бизнеса. Два основных варианта: индивидуальный предприниматель (ИП) и общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Выбор формы зависит от масштабов ваших амбиций и планов на будущее. ИП — это более простой и доступный вариант для начинающих предпринимателей: можно индивидуально зарегистрироваться с 18 лет, упростить ведение бухучета, нанять до 15 сотрудников и полностью контролировать свою прибыль. Однако ответственность за деятельность и долги фирмы будет нести сам предприниматель, рискуя своей собственностью.

ООО — более сложный вариант, подходящий для крупного бизнеса. В этом случае ответственность за деятельность распределяется между участниками, но и возможности у организации намного шире. Например, для продажи крепкого алкоголя нужна лицензия, которую могут получить только ООО.

 

ОКВЭД

Независимо от выбранной формы, для регистрации ИП или ООО необходимо указать код ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), который определяет тип вашего бизнеса. 

Для розничной торговли продуктами питания подходят коды групп 47.1. и 47.2, но чаще всего для продуктового магазина используется код 47.11 — «Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах».

Важно, чтобы бизнес соответствовал указанному коду, иначе может грозить штраф. Согласно КоАП РФ, несоответствие вида деятельности может повлечь за собой штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

 

Выбор системы налогообложения

От системы налогообложения напрямую зависит финансовая нагрузка на бизнес. Существует пять основных систем: общая система налогообложения (ОСН), которая предполагает уплату НДС, налога на прибыль и имущественного налога. 

Есть четыре специальные системы: упрощенная система налогообложения (УСН), автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН), патентная система налогообложения (ПСН) и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), который подходит только для производителей сельхозтоваров.

Специальные системы налогообложения предлагают более упрощенную систему ведения отчетности и платежей, что особенно актуально для начинающих предпринимателей. При выборе УСН и АУСН важно определиться с объектом налогообложения: «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов» (так называемые «доходы минус расходы»).

АУСН является относительно новым режимом, доступным на данный момент только в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Перейти на этот режим могут как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица, если их годовой доход не превышает 60 млн рублей, а остаточная стоимость основных средств — 150 млн рублей.

Выбор системы налогообложения влияет на финансовую устойчивость бизнеса. Проконсультируйтесь с квалифицированным юристом или бухгалтером, чтобы определить наиболее выгодный вариант для вашего случая.

 

Открытие расчетного счета

Расчетный счет потребуется для оплаты аренды помещения, коммунальных услуг, налогов и других расходов, связанных с деятельностью магазина. Чтобы открыть счет, предоставьте в банк пакет документов. 

Для индивидуальных предпринимателей, как правило, достаточно паспорта и карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных на осуществление операций по счету. Для ООО список необходимых документов немного шире:

  1. устав организации;
  2. карточка с образцами подписей лиц, уполномоченных на осуществление операций по счету;
  3. документы, подтверждающие избрание или назначение на должность лиц, указанных в карточке;
  4. документы, удостоверяющие личность должностных лиц либо лиц, наделенных полномочиями распоряжаться денежными средствами на счете.

Однако лучше уточнить полный перечень документов в службе поддержки банка. Выбор банка, кстати, тоже важный шаг. Изучите предложения разных банков и выберите тот, который предлагает наиболее выгодные условия обслуживания, включая тарифы на комиссии и процентные ставки по кредитам (если они планируются).

 

Необходимые документы

После регистрации бизнеса необходимо собрать целый пакет документов:

  1. Свидетельство на право собственности на помещение, договор аренды помещения или выписка из ЕГРН.
  2. Свидетельство о внесении магазина в общий торговый реестр — оно дает разрешение на торговлю.
  3. Санитарно-эпидемиологическое заключение подтверждает соответствие магазина санитарным нормам.
  4. Заключение МЧС о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности.
  5. Если планируете размещать наружную рекламу, то на это также понадобится разрешение.

 

Покупка торгового оборудования

После того как вы выбрали и отремонтировали помещение, зарегистрировали бизнес, начинается самое интересное — обустройство магазина. Мебель, оборудование, кассы, терминалы оплаты — все должно быть на месте, чтобы принять первых покупателей.

Но перед тем как заполнить полки товарами, проведите тщательную подготовку. Изучите ассортимент конкурентов, потребительскую корзину россиян, проанализируйте потребности своей аудитории. 

Не стоит пытаться сразу предложить богатый ассортимент. На начальном этапе достаточно ограничиться основными категориями товаров и постепенно расширять ассортимент, анализируя спрос в магазине.

 

Поиск поставщиков

Это не менее важная задача, чем выбор места расположения. Ведь от качества и своевременности поставок зависит успех магазина. При выборе поставщиков обращайте внимание не только на цену, но и на надежность. Узнайте о сроках поставки, минимальном объеме закупки, наличии сертификатов качества, условиях обмена и возврата бракованной продукции.

 

Наем сотрудников

Начинайте искать работников за месяц-полтора до открытия точки. Делать это удобно на сайтах по поиску работы. Персонал нужно официально оформить и подать уведомления в ФСС, ПФР и налоговую.

Прежде чем выйти на работу, сотрудник обязан пройти медосмотр, гигиеническую аттестацию и оформить медкнижк (она действуют год). Причем медосмотр и получение медкнижки оплачивает работодатель.

Ежегодно или раз в два года, в зависимости от профессии, проводится гигиеническая аттестация. Это тест или собеседование, на котором персонал отвечает на вопросы о санитарной культуре и нормах работы с пищевыми продуктами. После прохождения аттестации в медкнижку ставится штамп.


По теме. Наём сотрудника равен 2,5 его зарплаты


 

Уголок потребителя

В продуктовом магазине важно не только предложить качественный товар, но и обеспечить комфортные условия для покупателей, а также позаботиться о безопасности как для клиентов, так и для сотрудников.

В каждом магазине должен быть информационный стенд — «Уголок потребителя». Он содержит информацию о бизнесе: копию документа о государственной регистрации, лицензии или свидетельства о госаккредитации, график работы, книгу жалоб и предложений, медицинские книжки персонала, контактную информацию контролирующих органов, информацию о льготных категориях граждан, план эвакуации и правила пожарной безопасности.

 

Организация безопасности

Позаботьтесь о безопасности магазина. Установите видеонаблюдение и сигнализацию: охранную и противопожарную. Для продавцов можно установить тревожную кнопку — это особенно актуально для магазинов, работающих в ночное время.

 

Уведомление Роспотребнадзора

Перед тем как распахнуть двери продуктового магазина, уведомите Роспотребнадзор о начале работы. Это своего рода формальность, которая подтверждает, что ваша торговая точка соответствует всем санитарным и эпидемиологическим требованиям. Сделать это необходимо за несколько дней до фактического открытия, а не сразу после регистрации бизнеса.

 

Учет

Учет товаров позволяет оперативно получать данные о выручке, корректировать ассортимент и находить причины падения продаж. Следите за поставками, проводите инвентаризацию, вовремя печатайте ценники и этикетки. Это поможет контролировать процесс торговли и делать его более эффективным.

Не забывайте об учете маркированной продукции — товаров, которые получают специальные штрихкоды, позволяющие отследить их путь от производства до продажи. Уже сегодня маркируется вода, табак, молочная продукция. И это значит, что продуктовый магазин неизбежно столкнется с требованиями по работе с маркированными товарами.

 

Маркировка товаров

Для работы с маркированной продукцией зарегистрируйтесь в системе «Честный знак» — специальной системе, предназначенной для отслеживания оборота маркированных товаров.

Работа в «Честном знаке» предполагает несколько шагов:

  1. Получение усиленной квалифицированной электронной подписи: без нее регистрация в «Честном знаке» и работа с электронными накладными невозможны.
  2. Заключение договора с оператором электронного документооборота: передача данных в «Честный знак» для розничных магазинов возможна только через ЭДО.
  3. Заключение договора с оператором фискальных данных: при продаже маркированного товара на кассе розничный магазин обязан вывести коды продукции из оборота.
  4. Использование товароучетной системы: она должна соответствовать требованиям по работе с кодами маркировки.

Отдельного внимания требует продажа табачной продукции. На упаковку табачных изделий производителем наносится максимальная розничная цена, которая определяет верхнюю границу стоимости сигарет при продаже в розницу. Также для розницы действует единая минимальная цена, ниже которой продать сигареты нельзя.

 

Реклама и продвижение

Рекламную стратегию лучше продумать еще до открытия магазина, чтобы сразу привлечь покупателей:

  • Перед открытием разместите наружную рекламу: баннер с информацией о скором открытии и о концепции магазина. Такая реклама создаст ожидание и заинтересует проходящих мимо людей.
  • В период до и после открытия магазина можно раздавать флаеры с информацией о магазине и акциях. Например, предложите скидку на определенную группу товаров для первых покупателей.
  • Геореклама в сервисах онлайн-карт поможет выделиться среди конкурентов в определенной локации и расширить базу потенциальных клиентов.
  • После открытия магазина разработайте комплексную маркетинговую стратегию, включающую различные каналы продвижения. Это может быть реклама в городских сообществах в социальных сетях («ВКонтакте», Telegram), реклама на местном радио и телевидении, а также участие в местных мероприятиях.

При этом реклама должна быть целенаправленной и соответствовать концепции магазина. Проанализируйте свою целевую аудиторию и выберите наиболее эффективные каналы рекламы.

 

Выход в онлайн

После того как магазин выйдет на стабильную выручку, можно перейти и в онлайн. 

Есть несколько вариантов развития онлайн-продаж:

  1. Маркетплейсы: продажа продуктов питания на маркетплейсах, таких как «Яндекс Маркет», Wildberries, Ozon, поможет выйти на широкую аудиторию и увеличить продажи. Однако учитывайте высокую конкуренцию на этих площадках и комиссии, которые взимаются с продавцов.
  2. Доставка продуктов позволит самостоятельно выбирать курьеров, назначать стоимость доставки, контролировать скорость и качество обслуживания. Но этот способ требует дополнительных инвестиций в онлайн-кассу.
  3. Самовывоз: можно собирать заказы заранее и предлагать покупателям самостоятельно забрать свои покупки.
  4. Онлайн-витрина предполагает продажи в интернете без собственного сайта.

Выбор оптимального варианта зависит от целей магазина. Проанализируйте каждый из них, учитывая стоимость, ресурсы и возможности продвижения.

 

Алкоголь

Учитывайте специфику работы с алкогольной продукцией. Для продажи алкоголя магазину необходимо пройти регистрацию в Единой государственной автоматизированной информационной системе — системе контроля алкогольной продукции. 

В ЕГАИС магазин обязан передавать отчеты о продажах. Несоблюдение законодательных требований в сфере маркировки и продажи алкоголя может повлечь за собой штрафы и другие негативные последствия.


По теме. Как научиться разбираться в вине? Советы для обывателей и предпринимателей


 

Собственное производство в магазине

Почти каждый магазин сегодня производит «свои» товары. Эта практика позволяет продавать с большей наценкой, а также повышает лояльность покупателей.

Чаще всего точки предлагают свежую выпечку, кофе с собой и готовые блюда. С этой точки зрения собственное производство — еще и способ контролировать качество продукции, предлагать что-то новое, непохожее на конкурентов.

Инвестиции в производственный цех, как правило, невелики и довольно быстро окупаются. По моим подсчетам, доля «своей» продукции в прибыли супермаркетов составляет до 50%.

 

Франшиза

Открытие продуктового магазина — дело непростое. Значительные инвестиции, постоянный контроль за сроками годности, соблюдение юридических норм и отслеживание изменчивого потребительского спроса — все это требует огромных усилий и знаний. В таком случае многие предприниматели смотрят в сторону франшиз, видя в них простой путь к успеху.

Плюс в том, что вы получаете уже известный бренд и возможность закупать товары по выгодным ценам. Франчайзер помогает провести маркетинговые исследования, чтобы определить потенциальную аудиторию и разработать план запуска магазина.

Однако не стоит забывать и о минусах, которые могут скрываться за привлекательной оберткой франчайзинга. Важно тщательно изучить все виды франшиз, их преимущества и недостатки, чтобы принять взвешенное решение и избежать подводных камней.

Мир франчайзинга предлагает два пути к бизнесу: строгий и мягкий. 

Строгий франчайзинг — это как готовый рецепт с пошаговой инструкцией. Франчайзер дает уже отлаженную систему: от бизнес-плана до процессов и обучения. Партнер получает проверенную модель, так что риски сводятся к минимуму. Нужно понимать, однако, что у него нет полной свободы действий. 

Франчайзер строго регулирует все аспекты бизнеса: от ассортимента товаров до системы учета. Это может ограничивать креативность и возможность самостоятельно развивать бизнес.

Франчайзи теряет полный контроль над бизнесом. В большинстве случаев он становится сродни директору, при этом вложив большие суммы в создание магазина.

Выход из бизнеса может стать затруднительным: продажа франшизы привязывает нового владельца к ранее согласованным обязательствам, что может сделать сделку невыгодной.

Мягкий франчайзинг дает свободу действий. Партнер получает основу: бренд, технологии, но дальше сам решает, как использовать их. Ему предоставляют обучение по ценообразованию, выбору поставщиков и найму персонала. Но он сам определяет, с кем работать и какой ассортимент предлагать.

Это отличная возможность для предпринимателей, которые хотят предложить уникальные товары, например, фермерскую продукцию: крупные сети не всегда готовы сотрудничать с малыми производителями.

Гибкие условия позволяют франчайзи самостоятельно выбирать часть поставщиков, сохраняя при этом возможность закупать товары у франчайзера по выгодным ценам. Это помогает формировать уникальный ассортимент и учитывать специфику региона. 

Средний срок окупаемости продуктового магазина составляет 13 месяцев при инвестициях от 500 тыс. рублей.

Фото на обложке: Maria Sidelnikova / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Шпаргалка по нейросетям: чем отличаются и какую выбрать для бизнеса
  2. 2 Как и где поставить стойку самообслуживания с кофе, а главное — перспективный это бизнес или пустая трата денег
  3. 3 «Хочу открыть кофейню»: какие ошибки совершают на старте и о чём молчат опытные предприниматели
  4. 4 Бизнес на юге России резко нарастил закупки оборудования для резервного электроснабжения
  5. 5 Производитель вафель «Яшкино» и «Кириешек» отстоял право на бренд Oops
7 писем для старта
Начни бизнес с RB.RU
Подписаться