Колонки

Жизнь после удаленки: как подготовить себя к возвращению в офис

Колонки
Анна Борисова
Анна Борисова

консультант направления Digital&MarCom рекрутинговой компани...

Ольга Лисина

Ощущения от вынужденного карантина часто сравнивают с тем, как чувствуют себя астронавты на космических станциях, где они находятся в полной изоляции на протяжении многих месяцев. И в том и в другом случае возвращение к привычной жизни может оказаться непростой задачей, и чувствовать себя дезориентированным — нормально. 

О том, как настроить себя на продуктивную посткризисную реальность и минимизировать стресс, рассказывает Анна Борисова, консультант направления Digital&MarCom рекрутинговой компании Hays.

Жизнь после удаленки: как подготовить себя к возвращению в офис


Новая эра работы

В то время как ограничения, вызванные COVID-19, постепенно смягчаются, пространство офиса приобретает явно новый, постапокалиптический характер — половина мест пустует, сотрудники должны носить маски и перчатки, столовые и зоны кафе едва ли работают, а о совместных активностях и вечерних посиделках можно и вовсе забыть. 

Прибавьте к этому регулярное измерение температуры и тестирование на вирус. Перспектива не очень комфортная даже для тех, кому не терпится сбежать от домочадцев и вернуться на рабочее место. 

Но оставим организационные вопросы относительно офисного пространства руководству и попробуем заранее продумать свой выход из карантина. А точнее — оценить уровень продуктивности, обратить внимание на физическое здоровье и приготовиться к психологическим ловушкам, которые нас поджидают.

Составляем план возвращения в продуктивность

Для начала давайте раз и навсегда решим — не нужно с первого же дня в офисе ставить себе амбициозные задачи и дедлайны, аналогичные докризисному периоду. Будьте к себе чуточку добрее и внимательнее. Установите собственные временные рамки.

Ограничьтесь только самыми важными рабочими задачами в первые две недели, не торопите себя и не ругайте, если что-то идет не по плану. Регулярно пересматривайте процессы и корректируйте их с учетом реалий.



Затем имеет смысл задуматься: какие процессы на удаленке положительно сказались на моей производительности? Можем ли мы их интегрировать в постковидную жизнь? Например, вы поняли, что проще решать вопросы на видеоконференции, чем встречаться с коллегами офлайн, поскольку это экономит время и энергию. Или вы осознали, что удаленной работе или гибкому графику — быть, и хотели бы работать из дома хотя бы раз в неделю. 

Внедрение элементов из «прошлой жизни» поможет вам быстрее адаптироваться к очередным изменениям в вашем укладе, но реализовать их получится только на командном уровне и при должном планировании.

А потому рекомендую проявить инициативу и обсудить с коллегами и непосредственным руководителем, что полезного вы вынесли из карантинного опыта и как этот опыт использовать сегодня. Можно с уверенностью сказать, что не вы одни захотите перемен. Нас ждет новая эра работы, и вы можете на это повлиять.

Стоит добавить, что для работодателей это также новый опыт, из которого они могут почерпнуть, какие бизнес-процессы можно оптимизировать, а от чего нужно отказываться. Поэтому большинство организаций открыты к переменам и готовы менять привычный стиль работы.

Несколько крупных компаний в промышленной и ритейл-сфере уже провели тестирование на тему «нового формата работы», где сотрудникам были предложены несколько вариантов ответов: «остаться на удаленной работе», «работать в офисе», «работать несколько дней в офисе и несколько дней удаленно». С учетом результатов этого исследования работодатели поняли, что необходимо внимательнее присмотреться к удаленной занятости.

Включаем режим самосохранения

40% респондентов из нашего апрельского исследования признались, что испытывают тревогу, 10% из них — сильный стресс. Сегодня, когда изоляция для многих компаний подходит к концу, становится ясно, что вынужденная удаленка — еще пол беды, а вот выход из нее — вызов ментальному здоровью. 

Выход из карантина — выход из зоны комфорта. К этому примешивается еще и страх: страх толпы, страх перед дорогой на общественном транспорте, страх заразиться или заразить и многое другое. Но способы достичь равновесия есть. 

Подумайте, что с вами случилось за эти несколько месяцев. Что-то хорошее в этой истории все-таки было, верно? Возможно, вы давно хотели попробовать формат удаленной работы, и сегодня у вас появился ответ на вопрос, подходит это вам или нет. Или давно хотели сделать паузу и отдохнуть от суеты. Может быть, у вас все никак не доходили руки до желанного онлайн-курса или вы от скуки открыли в себе новые таланты и обзавелись новым хобби? 

Вспомните, чего вам так не хватало все это время. Кто-то жалуется на недостаток общения с коллегами или что на удаленке сложнее получать обратную связь от руководителя. В результате труднее планировать процессы и расставлять приоритеты. Некоторые отмечают размытие границ между рабочим и личным, и это приводит к эмоциональному выгоранию. А ряд сотрудников говорит, что устали работать дистанционно из-за необоснованных подозрений начальства, что они не работают. И этот список можно продолжать еще очень долго.

Так вот, представьте: вам больше не нужно это терпеть. 



Поработайте над осознанностью. «Осознанность» — не просто модное слово, а ваш билет в равновесие. Есть очень простые упражнения на развитие этого навыка. Можно начать с малого: например, находясь на открытом воздухе, концентрироваться на том, что вы испытываете —  что видите, слышите, какие запахи ощущаете.

Другой пример: общаясь с коллегами, полностью прислушивайтесь к тому, что они говорят, и к тому, как эти слова откликаются в вас самих. И таким образом распространяйте вашу осознанность на все, что вы делаете, начиная с мытья посуды и заканчивая подготовкой ко сну. 

Концентрироваться на плохом — не выход. Восстановление баланса — это такая же работа, как и любая другая. Вероятно, даже самая сложная из всех, что вам когда-либо пришлось и еще придется делать.

Не ленитесь, работайте над собой. Это касается не только сложившейся ситуации.

По моим наблюдениям, работодатели стараются не стоять в стороне, а поддерживают сотрудников и готовы помочь им справиться со стрессом. Например, некоторые компаний делают упор на обучении и проводят вебинары на темы: «организация рабочего времени в удаленном формате», «управление своими эмоциями и борьба со стрессом». У нас в Hays был запущен марафон в Telegram-канале, где сотрудники шаг за шагом учились выходить из напряженного состояния, управлять своими эмоциями и концентрироваться на позитивном.

Кроме того, в крупных компаниях существует отдельная линия психологической поддержки, куда сотрудник может анонимно позвонить — и ему проведут психологическую консультацию.

Включайте в свои ежедневные ритуалы физическую активность 

Что еще неприятно, так это то, как резко снился уровень нашей с вами физической активности. Существует даже гипотеза, что активные люди стали более энергичными, а менее активные еще более пассивными. Рискую предположить, что людей из второй категории больше. 

Так, согласно нашему апрельскому исследованию, примерно 40% сотрудников компаний крайне беспокоит отсутствие привычного уровня активности. Одновременно с этим 34% опрошенных заявили, что именно спорт помогает им держаться на плаву и справляться со стрессом и рабочими задачами, которых меньше точно не стало. 



Дефицит физической активности — проблема острая, и не зря ряд компаний включили в свои активности занятия спортом, в том числе онлайн. Так, ряд работодателей организовывали утренние зарядки для сотрудников, где приглашенный тренер помогает взбодриться к началу рабочего дня и не потерять физическую форму.

Если регулярная зарядка — не та привычка, с которой вы уже не первый год, то попробуйте связать одно-два упражнения с чем-то, что точно стало частью вашей рутины. Например, приседайте после того, как почистите зубы или выходите на 10-минутную прогулку вокруг здания сразу после звонка или встречи с коллегами.

Это может показаться странным, но благодаря ассоциации с поведением, которое уже глубоко укоренилось в наших ежедневных ритуалах, упражнение станет еще одним ритуалом.

Как достичь максимума

  1. Не хватайтесь сразу за все — в первые две недели ограничьтесь только самыми важными задачами. 
  2. Перенесите в офисную жизнь те процессы, которые помогали вам быть продуктивными на удаленке. Пообщайтесь с коллегами и руководителем на тему того, какие практики из дистанционной работы можно использовать и сегодня.
  3. Подумайте о том, что хорошего дал вам период самоизоляции, а также о том, что вам мешало и чего не хватало — с возвращением в офис эти проблемы отпадут.  
  4. Чтобы справиться со стрессом, работайте над своей осознанностью, не концентрируйтесь на плохом и не пренебрегайте психологической поддержкой, если работодатель предоставляет ее в той или иной форме.
  5. Не забывайте про физическую активность, будь то утренняя зарядка или 10-минутная прогулка вокруг офиса.  

Фото на обложке и в тексте: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Ходьба по часовой стрелке и прозрачные перегородки: как коронавирус может изменить офисы
  2. 2 Семь способов позаботиться о себе на работе
  3. 3 Спорт против выгорания: как физическая нагрузка помогает справляться со стрессом

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

15 августа 2020

ArtMasters

19 августа 2020

Tele2 Solutions Days

20 августа 2020

#Прокачайбизнес