Top.Mail.Ru
Колонки

Как региональные таксопарки выживают в эпоху «Яндекс.Такси» и Uber

Колонки
Роман Рубцов
Роман Рубцов

Руководитель проекта «Таксиум»

Виктория Кравченко

Роман Рубцов, руководитель проекта «Таксиум», поделился историей о том, как в эпоху технологий на рынке выживают региональные таксопарки.

Оказывается, необязательно ориентироваться на лидеров и создавать очередную копию Uber. Бывает, что в двух шагах от гигантов есть свободные ниши, где вам рады.

Как региональные таксопарки выживают в эпоху «Яндекс.Такси» и Uber

Заказы или машины? Две бизнес-модели такси

Говоря о работе такси, обычно смешивают две самостоятельные бизнес-модели.


  • Первая модель позволяет зарабатывать на заказах. Диспетчер или агрегатор собирает информацию от клиентов и передаёт её водителям. На каких автомобилях будут выполняться заказы для бизнеса несущественно.
  • Во второй модели основой бизнеса является автопарк, который используется для перевозки пассажиров. В этом случае неважно откуда поступает заказ на автомобиль.

Чтобы понять, что это два разных бизнеса, российским таксистам пришлось пережить много перемен. Лет 10-15 назад рынок такси состоял из множества местных игроков. Это были диспетчерские службы без машин или таксопарки со своими машинами и диспетчерами.



Перемены начались когда рынок заказов поделили между собой крупные федеральные сети «Лидер», «Везёт», «Сатурн» и «Максим». А окончательная трансформация произошла в последние два года, когда в регионы пришла большая тройка онлайн-агрегаторов «Яндекс.Такси», Uber и Gett.


Работа локальных диспетчерских стала нерентабельной, поскольку львиную долю заказов забирают интернет-агрегаторы и федеральные сети. Отдельные диспетчерские выживают, сократив штат своих операторов и используя услуги аутсорсинговых колл-центров. Думаю, что те из них, кто не набрал больших долгов по кредитам, найдут свою нишу и продолжат работать дальше.



Не выдержал конкуренцию? Давай партнериться

Таксопарки с собственными машинами тоже оказались перед выбором. Часть таксопарков стала партнерами Яндекса и Gett. Но партнерство с агрегаторами означает следование их демпинговой ценовой политике, что уже не один раз было причиной недовольства таксистов. Поэтому многие таксопарки выбрали другой путь — сдачу автомобилей в аренду.


В большинстве случаев эти машины остаются в сфере такси. По моей оценке 2/3 клиентов таких автопарков — таксисты. Остальные это службы доставки пиццы и суши, торговые представители и другие арендаторы, чья работа связана с постоянным передвижением по городу. Есть запросы от физических лиц, но, как говорят наши клиенты, они менее интересны.



Сдавать автомобиль таксисту выгодно, потому что это всегда долгосрочные арендные отношения, машина нужна для работы каждый день, а значит будет меньше простаивать.


Своя мотивация арендовать автомобиль есть и у таксистов. Если судить по прибыли, то выгоднее работать на своей машине. Средняя стоимость аренды у нас в Томске и в Новосибирске больше 1000 рублей в сутки. В Москве, конечно, дороже, хотя столичные автопарки стараются не завышать цены и привлекают клиентов акциями.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Но кроме денег есть другие факторы. Наезжая по 10 000 километров в месяц таксист медленно и верно «убивает» свою машину. Придется брендировать её цветами и логотипом фирмы, а это тоже многим не нравится. Есть чисто психологическая мотивация, что семейную машину нельзя использовать как станок для работы. Если автопарк предлагает автомобили в удовлетворительном состоянии, на газовом топливе, на 12 часов в сутки (а больше работать не хватит сил), то почему бы не попробовать?



Пример цифрового неравенства

Мы пришли в отрасль в 2012 году, когда начали внедрять диспетчерскую программу «Такси-Мастер» в службах такси Томска и Барнаула. Передел рынка происходил на наших глазах, и мы обратили внимание на интересную закономерность. Внимание ИТ-бизнеса к работе с заказами несопоставимо больше, чем к автопаркам.


Уже локальные диспетчерские службы успели обзавестись программным обеспечением для приёма, учёта и распределения заказов. Хорошо автоматизированы федеральные сети. Для агрегаторов нового поколения, таких как Яндекс, Uber и Gett, технологии — основа бизнеса. Это готовая цифровая экономика, которая сейчас находится в стадии бурного роста. Выручка только Яндекс.Такси за 2016 год выросла на 27%, а количество поездок на 452%!


Ничего подобного нет в автоматизации управления таксопарками, хотя технологии здесь тоже востребованы. Рентабельность сдачи автомобилей в аренду таксистам напрямую зависит от постоянного контроля за состоянием автопарка. На дорогах случаются нештатные ситуации, арендаторы не всегда бывают добросовестными, а техническое состояние отдельных машин оставляет желать лучшего. Чем больше автомобилей, тем больше денег теряет собственник.



На рынке есть несколько программных продуктов, которыми пользуются самые продвинутые автопарки. Некоторые работают в Excel. Больше половины ведут учёт на бумаге и регулярно несут убытки.


На практике это выглядит так, что владелец бизнеса спрашивает менеджера: «Маша, сколько нам должен водитель Петров?». Маша открывает папку с кучей расписок. Нужную находит далеко не всегда.



Как из автопарков выжимают максимум

У нас появилось желание создать систему, которая поможет бизнесу выжать из автопарка максимум. Для этого следовало разобраться с основными причинами упущенной выгоды. У наших клиентов накопилось много увлекательных историй. Вместе с ними мы стали находить решения типовых ситуаций. Но как создать продукт, если все ресурсы задействованы на других проектах? Один разработчик и аналитик — большее, что мы могли выделить на этот проект.



Идею пришлось бы отложить, но через партнёрскую сеть удалось найти выход. Многие клиенты «Такси-Мастер» работали с телефонией Oktell. Через Facebook узнали, что из Oktell выделился проект «Бипиум», у которого есть собственная платформа-конструктор. Попробовали бесплатную лицензию в облаке.


Первая реакция, когда видишь на мониторе пустое поле без какой-либо структуры, довольно странная, но именно это позволило реализовать наш замысел. Примерно за месяц мы создали все каталоги и справочники для данных, сформировали отчёты по ключевым показателям. Затем познакомились и стали партнёрами с создателями платформы. Над названием думали недолго: если платформа «Бипиум», то пусть продукт будет «Таксиум».


Иногда приходилось экспериментировать. Первоначальная структура была в виде путевого листа, который получают таксисты. По реакции пилотных клиентов стало понятно, что мы ошиблись. Путевой лист в отрасли воспринимается лишь как сопроводительный документ, которым занимается бухгалтерия. Никто не будет платить за его электронную версию. Если бы мы писали систему с нуля, на переработку структуры ушли бы недели, но на платформе-конструкторе хватило нескольких дней.



Что помогает таксопаркам выжить?

Главные причины упущенной выгоды в автопарках это простои машин, задолженности и штрафы, износ автопарка и всё, что можно классифицировать как «человеческий фактор».


Точкой контроля и шлюзом, через который проходят основные бизнес-процессы, мы сделали момент выдачи автомобиля водителю. Назвали период эксплуатации понятным для таксистов словом «смена». Собственник может самостоятельно настроить продолжительность смены — на сутки, на 12 или 8 часов — как ему удобнее. В заданное время система автоматически создает смену, после чего менеджер должен зафиксировать состояние всех машин.


1. Работа с причинами простоя автомобилей

По нашим подсчётам автопарки теряют до 20% прибыли от того, что автомобили простаивают, но сколько точно не знают даже владельцы. Поэтому как только открывается смена, у менеджера есть два варианта: выдать смену или зафиксировать простой. Зная длительность простоя, можно рассчитать ущерб. Фиксируя причину по каждому простою, можно сделать сводный отчёт и понять, на чём теряешь больше всего.


Если больше простоев из-за того, что не хватает водителей, нужно подавать объявление о наборе. Если машина регулярно ломается, следует подумать о качественном ремонте. Статистика по ремонтам, поможет определить во сколько обходится содержание каждого автомобиля.


2. Своевременный сбор задолженностей

Ещё 15-20% прибыли теряются на задолженностях. Задолженности складываются из неоплаченных смен, штрафов ГИБДД и повреждений, полученных в ДТП. Ситуацию когда водитель не оплатил аренду нужно исключить. Если у водителя недостаточно средств на лицевом счёте, то ему нельзя выдать автомобиль. Хорошо, что расписки и устные обещания внести система не принимает.


Штрафы в автопарки приходят пачками, а найти ответственного непросто. У нас сразу известно кто и когда использовал машину. Как только приходит уведомление о штрафе, на водителя автоматически создается задолженность и бухгалтерия выставляет ему счёт. Деньги удерживаются в момент оплаты за аренду. Не оплачен штраф — не получишь автомобиль.


Таким же образом нужно работать с ущербом после ДТП. А водителей, которые регулярно приносят убытки (подвергая опасности здоровье и жизнь клиентов), не допускать до смены и зачислять в «Реестр негодяев».



3. Исключение неадекватных водителей

Необходимость вести «Реестр негодяев» вызвана положением в отрасли. Зарабатывать в такси всё сложнее, профессиональные таксисты ценятся на вес золота, а неквалифицированных кадров с «тёмным прошлым» стало больше. Оптимальный вариант, когда владелец автоматически получает данные по водителю из сервисов ФМС, ФССП и ГИБДД, Если у арендатора недействителен паспорт, если на нём большие долги или лишение прав, не стоит дожидаться проблем на дорогах.


Может показаться, что в основе нашей идеи недоверие к водителям, но это не так. Собственник должен повышать не только выручку, но и лояльность арендаторов. Если причина простоя — поломка автомобиля и половину смены таксист провёл в сервисе, деньги за этот период не снимаются. Выплату задолженности по штрафам и ремонтам можно настроить в рассрочку.



Оказывается, в двух шагах от лидеров рынка есть свободные ниши

Выводы, которые можно сделать из нашего опыта, могут показаться тривиальными, но это работает.



Чтобы найти идею с хорошими рыночными перспективами, необязательно ориентироваться на лидеров и создавать очередную копию Uber. Бывает, что в двух шагах от общеизвестных гигантов есть свободные ниши, где вас ждут.


Не откладывайте воплощение идей, дожидаясь когда дела пойдут лучше. Ни один ИТ-предприниматель не работает в полном одиночестве. Рядом с вами есть другие участники рынка. Изучайте, что делают они. Кооперируйтесь. Развивайтесь вместе.


Материалы по теме:

Не взлетели: крупнейшие провалы IT-проектов в платёжной индустрии

Эти 5 крутых увлечений помогли мне в бизнесе. И вам советую

Как в непростые времена найти деньги на развитие малого бизнеса

Пять доказательств того, что клиент не всегда прав

Маркетинг без бюджета: минимум затрат – максимум креатива

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Аукционы в эпоху инноваций: как бизнесы применяют модель и почему она эффективна
  2. 2 «Маркетплейс — это локальная история»
  3. 3 Безрельсовые трамваи, автономные капсулы, летающее такси — как мир переходит на транспорт будущего
  4. 4 «Мы хотим вернуть уважение к прикладным профессиям»
  5. 5 Что ждет российский рынок облачных сервисов в этом году
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти