Не взлетели: крупнейшие провалы IT-проектов в платёжной индустрии

Татьяна Глазачева

Исполнительный директор в Robokassa

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко

Платёжная индустрия находится в постоянном поиске метода, который сделает совершение транзакций проще, чем клик. Конкуренция усиливается на фоне снижения объёма мировых инвестиций в финтех: в 2016 году он, по данным KPMG, составил 25 млрд долларов против 47 млрд годом ранее. 

Новым проектам в сфере «экономики по требованию» удержаться на рынке непросто. В последние годы миру были явлены совершенно разные платёжные методы, но часть из них, несмотря на радужные перспективы, так и не смогли добиться лояльности пользователей и не стали массовыми. 

Как это было рассказывает Татьяна Глазачева, исполнительный директор Robokassa.

 

1. Куда еще проще? Или почему провалился QR-код

Бесконтактные платежи со смартфонов — одни из самых популярных направлений разработок. Способ оплаты с помощью QR-кодов на этапе зарождения виделся полноценным соперником NFC-технологий. Благодаря большому распространению в Китае (сервисы интегрировали Alipay и WeChat) и Индии, платежи через QR-код сразу получили огромный рынок.


Казалось, куда проще? Привяжи банковскую карту к приложению на смартфоне, с которого впоследствии и будешь совершать платежи в офлайне.


При совершении транзакции приложение считает информацию с QR-кода, запросит подтверждение у владельца смартфона и автоматически совершит платеж. При очевидных плюсах этому способу оплаты пока далеко до вытеснения других.


В 2015 году даже зашла речь о том, что сервисы будут сворачиваться. Но в середине прошлого года возник новый всплеск интереса к технологии: американский розничный гигант Walmart в апреле 2016 года запустил собственную платформу проприетарных платежей на основе QR-кодов. С этим видом оплаты продолжает экспериментировать IKEA в надежде, что это избавит покупателей от необходимости протаскивать громоздкие покупки через линию касс.


Кейс QIWI


В России метод пока широко не распространён: внедрять платежи с помощью QR-кодов пытались в QIWI, но они не нашли отклика ни у покупателей, ни у интернет-магазинов. Для последних этот эквайринговый канал несколько дороже (в пределах 1,5%). К тому же оплата с помощью QR-кодов требует стабильного интернет-сигнала и установки специального мобильного приложения, то есть изменения покупательских привычек без очевидного преимущества.


В марте 2017 года в Пекине на международном форуме была озвучена неприятная для разработчиков статистика: 23% троянских программ и вирусов передаются через QR-коды, появился даже термин QRishing.


Ущерб от мошенничества с этим видом платежей только в Китае измеряется сотнями миллионов долларов. Для того чтобы сохранить этот рынок крупнейшим игрокам придётся бросить все силы на разработку специальных сервисов проверки безопасности кодов для оплаты.


Больше провалов...


Среди российских QR-проектов, которые так и не смогли набрать высоту, можно назвать разработку «Геобанка» и «Рапиды» — QMoney. У бесплатного приложения в Google Play с момента запуска в 2014 году было не больше 500 установок. Нет подключенных кафе или магазинов, где можно расплатиться с помощью этого сервиса. Кроме того, никакой информации о современном развитии проекта в открытых источниках нет.


Были и другие попытки – впрочем, тоже не слишком удачные. Компания Cloudpayments сообщала о приостановке аналогичного проекта Qlipe, запущенного в августе 2014 года, на отметке 50-100 установок в Google Play.


В январе 2016 года сооснователь и CTO Cloudpayments Константин Ян в дискуссии в одном из финтех-изданий признал, что компания «поигралась», но уже забросила проект и больше не занимается его развитием, компания переключила свое внимание на развитие более актуальных для рынка продуктов.


2. Ваша перчатка, сэр!

В попытке объединить мир моды и технологий некоторые компании разрабатывают носимую электронику, аксессуары и одежду, «вооруженные» специальными NFC-чипами для бесконтактных платежей.


Так, Barclaycard в сотрудничестве с другими мировыми гигантами пытается выводить на рынок браслеты, кольца и даже предметы гардероба, оснащённые чипами. Была у них и идея bPay-перчаток, но до полноценной реализации так и не дошло.


Кейс MasterCard


Возможно, все дело в том, что перчатки один из самых теряемых аксессуаров. А, может, сыграла свою роль сезонность. Идею подхватили и трансформировали MasterCard в паре с Callaway Golf Company, которые постараются популяризировать перчатки для игры в гольф как платежный девайс.


Формируя luxury-рынок платежных устройств, MasterCard также вместе с Bulgari предлагает механические часы премиум-класса с NFC-чипом Diagono Magnesium. Однако продукт стоимостью от 4 тысячи долларов по определению не может быть массовым.


3. Провал в одно касание

Биометрия — только набирающий большую популярность тренд: платежи с помощью голоса, сканирования сетчатки глаза или селфи привлекают пользователей своей кинематографичностью и простотой. Среди этих видов платежей оплата с помощью отпечатков пальцев уже стал классикой. Но и на сформировавшемся рынке достичь победы непросто, если управление стартапами доверено не тем людям.


Крупнейший провал IT-индустрии - кейс Pay By Touch


Биометрическому сервису Pay By Touch, который с 2003 года занимался разработкой дактилоскопической технологии, пророчили финансовый успех. В стартап вкладывались частные инвесторы и хедж-фонды, объём инвестиций превысил 340 млн долларов. Но детище Джона П. Роджерса (его обвинили в хранении наркотиков и трате корпоративных средств на личные, не всегда красивые, нужды) не взлетело и было закрыто в 2008 году.


Случай с Pay By Touch считается одним из крупнейших провалов IT-индустрии на западе.


Это лишь несколько примеров финтех-стартапов, которые по разным причинам оказались не такими успешными, как ожидали их основатели и инвесторы. Похоже, что делить рынок устройств и сервисов, обслуживающих мировые платежи, которые к 2018 году, по прогнозам Juniper Research, достигнут 95 млрд долларов, будут уже без них.


Материалы по теме:

11 причин, по которым в ваш стартап не инвестируют

Я давно решил, что в жизни нет понятия «провал проекта» – это поможет и вам

Как стартапы считают реальную отдачу от PR-кампаний

Предпринимательница освоила кайтсёрфинг, чтобы привлечь внимание инвесторов. И это сработало

«Неважно, что ты продаешь — алкоголь или сосиски. Все бизнесы похожи друг на друга»

Коллега сказал «Мне нравится наше дело», и мы закрыли стартап


Комментарии

  • Eston Eston
    Eston Eston 15:21, 23.07.2017
    0
    With its classic design, quality craftsmanship and long-lasting durability, our Elite series is a perennial customer favorite. Easily affordable and built to meet the demands of busy homeowners, each best kitchen sinksundermount sink features an ample 8" depth, premium grade 20-gauge T44 stainless steel construction, Stone undercoating for excellent noise control and SpecP edges for increased structural integrity and a clean, polished look
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Finopolis 2017
5 октября 2017
Ещё события