Колонки

Как выжить медицинскому стартапу в России

Колонки
Наталья Комарова
Наталья Комарова

Директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления «СКОЛКОВО»

Полина Константинова

Российский рынок медицинских стартапов еще только зарождается. И многие предприниматели создают бизнес, оглядываясь на международный опыт, в основном американский. Но применима ли западная модель построения бизнеса у нас и что может помешать медицинским первооткрывателям в России? Рассказывает Наталья Комарова, директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления «СКОЛКОВО».

Как выжить медицинскому стартапу в России

Медицинские стартапы в мире

Ежегодно в мире открывается 100 миллионов новых стартапов. Развитие технологий и биоинженерии стало плодотворной почвой для постоянного роста количества новых компаний, предлагающих инновационные разработки.

Инвесторами таких проектов становятся компании из абсолютно разных отраслей: банки, IT-гиганты, ритейлеры. Например, Google и компания Ethicon (группа Johnson & Johnson) инвестируют в проект по созданию компьютерного зрения и визуализации, которые помогут хирургам проводить более точные операции.

Согласно данным The Economist Intelligence Unit, ожидаемая продолжительность жизни в мире к 2021 году вырастет с 73 лет до 74,1 года. Прогнозы, основанные на этой оценке, позволяют предположить, что к 2021 году число людей старше 65 лет увеличится до 656 миллионов, что составит на тот момент 11,5% от общей численности населения. А значит, потребность в медицинских услугах будет возрастать.

В отчете Global Startup Ecosystem Report 2019 авторы отдельно рассмотрели сектор стартапов в биотехнологиях, фармацевтике и медтехнике, доля которого во всем мире составляет 2,6% по сравнению с другими отраслями. А количество медицинских инновационных компаний выросло на 7,3%.

Фото: Unsplash

Также наблюдается рост инвестиций в этой отрасли – около 149,7% против 101% по сравнению с периодом 2016-2018 годов. Например, в Америке предприниматели, которые решили создать медицинский стартап, в 2018 году смогли привлечь финансирование в размере $9,5 миллиарда.

Одним из ярких примеров успешного стартапа является Proteus Digital Health стоимостью $1,5 миллиарда. Компания из Калифорнии производит таблетки со встроенными микросхемами. Попадая внутрь организма, капсула отправляет сигналы о состоянии человека в приложение.

Еще один стартап – Verge Genomics стоимостью $36,1 миллиона. Образован в 2015 году в Сан-Франциско. Компания использует искусственный интеллект, чтобы определить, какие лекарства имеют более высокую вероятность успеха. Благодаря своему инновационному подходу стартап планирует помочь крупной фармацевтике лучше понимать, какие лекарства необходимо продвигать, а от каких стоит отказаться, потому что они вряд ли будут эффективны.

На сегодняшний день самыми благоприятными международными стартап-экосистемами считаются: Сингапур, Гонконг, Дублин, Лондон и Нью-Йорк.

Медицинские стартапы в России

Медицинский рынок в России, несмотря на все сложности, имеет свои перспективы успешного развития. Мировой технологический прорыв меняет отраслевой интерес для предпринимателей в России. Сейчас медицина становится популярной сферой для инвестирования. По оценкам BusinesStat, в 2018 году оборот медицинского рынка России вырос на 11,6% по сравнению с 2017 годом и достиг 3063,3 миллиарда рублей.

Всего в 2018 году инвесторы вложили в российские стартапы более 26,7 миллиарда рублей, что на 10,4 миллиарда больше, чем в 2017 году. Из них в медицинские стартапы было вложено 1069,3 миллиона рублей. Для сравнения: в транспорт – 3848 миллионов рублей, а в решения для бизнеса – 7131,2 миллиона рублей. Получается, что медицина входит в топ-7 сфер, интересных для инвестирования.

Фото: Unsplash

Кроме того, наблюдается возрастающий интерес инвесторов из Азии к европейскому и российскому технологическому рынку. В первую очередь их интересуют проекты с прорывными технологиями и AI-стартапы.

Таким образом, в 2019 году произойдет положительный сдвиг на рынке медицинских стартапов в России. Ведь общемировые тенденции по использованию телемедицины, применению искусственного интеллекта в фарминдустрии и смежных отраслях не могут обойти отечественных разработчиков.

Одним из ярких и успешных стартапов в России является компания ExoAtlet, которая создает медицинские экзоскелеты «ЭкзоАтлет». В апреле 2018 года команда получила $5 миллионов от южнокорейской Cosmo and Company Co. В «ЭкзоАтлет» вложились российские инвесторы – Moscow Seed Fund и биофонд РВК.

Вредные советы медицинским стартапам

Если у вас есть инновационная разработка и вы пока не до конца понимаете, как организовать стартап, то я советую сначала проверить, будет ли ваше изобретение иметь спрос у целевой аудитории.

По данным Global Startup Ecosystem Report 2019, только один из 12 стартапов становится успешным. И вот те семь вредных советов, которыми пользуются оставшиеся 11 компаний.

Бизнес-экспертиза не нужна. Достаточно хорошей идеи

Любая разработка может быть хорошей, особенно в глазах ее создателя. Но не каждое изобретение может стать востребованным продуктом, применимым и пользующимся спросом на рынке. Без бизнес-экспертизы никуда.

Анализ рынка, состава конкурентов, маркетинговая стратегия, оценка команды – это все, без чего невозможен успешный результат проекта и минимизация рисков.

Фото: Unsplash

Врачей привлекать необязательно. Они сами поймут, зачем им ваш продукт

Если вы уверенно идете к своей цели, то важно в самом начале стартап-пути получить экспертное одобрение. И если есть замечания, то исправить их.

Без привлечения квалифицированных специалистов, экспертов, за плечами которых – годы углубленного опыта в конкретной сфере и одобрение широкого круга коллег, вам будет сложно однозначно определить сильные и слабые стороны проекта.

Конечно, найдутся те, кто раскритикуют, но будут и те, кто поверят и помогут качественным советом. Узнайте, что необходимо изменить или внедрить в медицинскую систему здравоохранения, – возможно, решение очевидно.

Услуги PR – лишняя трата денег

Как основателю продукта вам необходимо постоянное присутствие в медиаполе. А еще лучше – доверьте эту задачу лидерам мнений в своей отрасли. Они должны применять вашу технологию и показывать, как они с ней работают, в чем ее преимущества перед остальным, если конкуренты вообще есть.

Аудитория должна не просто узнать о вас, а полюбить. И разумнее всего добиться такого отношения еще до встречи с инвестором.



Ждите быстрой прибыли

Ожидание мгновенного результата для медицинского стартапа – неблагодарное дело. 10 лет – примерно столько понадобится для получения стабильных и качественных показателей. А пока советую набраться терпения и верить в пользу, которую принесет ваша разработка.

Не расширяйте команду

Действительно, нет смысла в увеличении команды, если вы самостоятельно справляетесь со всем. Но если возникает необходимость в делегировании своих функций или вы понимаете, что проект растет и необходимы помощники, то ищите людей, заинтересованных в вашем результате: менеджеров по продажам, маркетологов, рекламщиков, юристов.

Фото: Unsplash

Не обращайте внимания на зарубежных коллег

Международный опыт тех, кто открывает стартап, важен и нужен. Да, государственная система, система налогообложения в каждой стране разные, но механизм создания стартапа, первые важные шаги по инвестициям, первым заказам – одинаковы. Поэтому я рекомендую смотреть на тех, кто добился успеха в схожей с вами отрасли, и оставаться гибким в условиях своей среды.

Краткий вывод. Напутствие

  • Не скупитесь на маркетинговые исследования и полезные модели на начальном этапе планирования стартапа. Такой шаг убережет вас от финансовых потерь.
  • Привлекайте экспертов – лидеров мнений в своей отрасли. Важно, чтобы аудитория поверила им и полюбила ваш продукт еще до его полномасштабного производства.
  • Освойте PR-инструменты.
  • Готовьтесь к худшему, работайте хорошо. Если вы создаете медицинский стартап, то легко не будет. Но это не значит, что результата не будет вовсе. Просто не стройте иллюзий раньше времени и работайте.
  • Привлекайте в команду коллег, переживающих за результат наравне с вами. И не затягивайте с расширением команды. Самостоятельно вы не сможете охватить все.
  • Изучайте международный опыт и будьте гибкими. Перенимайте лучшие практики и учитесь на уже совершенных чужих ошибках.

Материалы по теме:

Как фейл в бизнесе помог мне придумать перспективный стартап

Ура! Клиент вас выслушал и спрашивает, что можете ему предложить. И тут проваливаются почти 100% стартапов

Как рождаются бизнес-идеи? Семь предпринимателей делятся своими историями

«Не верю, что успешный бизнес можно построить в одиночку»: как я решила работать по франшизе

Восемь ошибок руководителей, которые могут привести к уходу сотрудников из компании

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

03 декабря 2020

03 декабря 2020

04 декабря 2020