Top.Mail.Ru
Колонки

Как зарегистрировать товарный знак?

Колонки
Руслан Гадельянов
Руслан Гадельянов

Эксперт по франчайзингу и директор Clickin.biz

Руслан Гадельянов

Как зарегистрировать товарный знак? Обязательно ли платить юристам? Можно ли защитить отдельную букву из названия фирмы? Руслан Гадельянов знает ответы не только на эти вопросы.

Как зарегистрировать товарный знак?

Читайте также: Зачем регистрировать товарный знак?



Подготовка документов для регистрации товарного знака

Нужна консультация? Проверенные юристы в B2B магазине RusbaseЯ не вижу объективных причин рассказывать владельцам компаний, генеральным директорам, индивидуальным предпринимателям о количестве и о конкретных документах, которые необходимы для того, чтобы получить зарегистрированное свидетельство на товарный знак. Об этом должны знать юристы, которые занимаются защитой объектов интеллектуальной собственности. И не сочтите за наглость – но как раз эти знания в сложной и относительной новой области права помогают «юристам-интеллектуалам» заработать. Если решение о необходимости зарегистрировать товарный знак принято, то знать необходимо следующее.

Перед началом подготовки документов на регистрацию товарного знака обозначение (логотип, бренд) необходимо проверить по доступным базам данных государственного органа на возможность регистрации. Юристы-практики, которые специализируются на регистрации объектов интеллектуального права, оплачивают доступы к различным базам данных. Поэтому возможность оценить шанс на получение свидетельства на товарный знак есть абсолютно у любого предпринимателя (нужно всего лишь нанять юриста). Не стоит всерьез принимать предложений по проверке обозначения бесплатно. Проверить все бесплатно можно и самостоятельно. Некоторые юридические компании по регистрации товарных знаков верстают сайты таким образом, что любой пользователь, оказавшийся на их веб-странице, может проверить словесное обозначение по базе данных зарегистрированных товарных знаков. ФИПС же проводит проверку по расширенному кругу имеющихся ресурсов в этой области. Получается, что бесплатная проверка бессмысленна, так как позже находятся новые препятствия для регистрации обозначения. В этой ситуации уместно применить изречение «бесплатный сыр только в мышеловке». Чтобы вам не отказали, на регистрацию необходимо подавать обозначение, проверенное по всем возможным базам данных. Для этого лучше обратиться к юристам, имеющим не один год работы в этой сфере.

После того как принято решение, в каком виде обозначение (слово, картинка, мелодия, запах, вкус, диаграмма и прочее) будет подано на регистрацию, происходит подготовка юридических документов в соответствии с требованиями законодательства РФ. Когда пакет документов собран и подписан, документация подается непосредственно в ФИПС – и запускается процесс регистрации товарного знака.


Пример из практики

Сложности при регистрации возникают в тех случаях, когда до момента подачи заявочных документов была проведена неполноценная проверка обозначения (например, если сопровождением регистрации занимается неподготовленный юрист). Иными словами, сложности возникают:

  • При противопоставлении ФИПС схожих обозначений, выявленных на стадии экспертизы заявленного обозначения; 
  • При работе с неподготовленным юристом, который не имеет практики ведения переписки с государственным органом.

Чтобы избежать непредвиденных и сложных ситуаций, оптимальным шагом будет обратиться к специалисту и провести детальную проверку перед подачей заявления.

В практике у меня были случаи, когда при детальной проверке логотипа (бренда) были выявлены схожие обозначения – или вообще обозначение изначально было непатентнопригодным, состоящим из общеизвестных элементов и слов. Или слова указывали на деятельность компании – такие элементы могут присутствовать в обозначении без защиты, или, как это прописывает законодатель, в качестве неохраняемых элементов. Расскажу об этом подробнее.

Есть у нас клиент – владелец магазина детской одежды «Звездочка». Перед подачей пакета заявочной документации была проведена кропотливая работа по проверке, т.е. мы проверили логотип по всем доступным базам данных. И выяснили, что в том виде, в котором обозначение используется сейчас (и, соответственно, должно было быть подано на регистрацию), его не зарегистрируют. Чтобы вы понимали, мы делали проверку комбинированного обозначения (картинка плюс слово), которое владелец компании разработал самостоятельно. И каковы были его ощущения, когда проверка показала неутешительные результаты? А препятствия были обнаружены как по слову, так по картинке. В качестве рекомендации был предложен полный нейминг (замена названия) – благо есть юристы, которые специализируются именно на сложных товарных знаках. В данном случае, чтобы сохранить уже сложившуюся узнаваемость бренда и доверие клиентов, специалистами было принято решение оставить тот же шрифт, ту же цветовую гамму, но добавить дополнительное слово, получив тем самым из «Звездочки» – «Мою Звездочку». Клиенту такой вариант понравился, и мы запустили процесс регистрации.

Или вот, к примеру, другой случай. Есть достаточно известная компания «БЭБИ-КЛУБ».

По названию понятно, что деятельность компании связана с детьми. Так и есть, «БЭБИ-КЛУБ» – это сеть детских развивающих центров. Название так или иначе указывает на сферу деятельности, ФИПС не зарегистрировал бы такое словесное сочетание в качестве товарного знака. Что было сделано для регистрации? Было получено 9 свидетельств на товарные знаки, а именно: 8 свидетельств на каждую интересно и уникально представленную буковку, из которых состоит словосочетание «БЭБИ-КЛУБ» (например, буква «У» была представлена как изображение «ушек», одна из букв «Б» – «барашек», другая «Б» – «белочка», и проч.). Девятое свидетельство регистрировало общую картину, составленную всех букв-персонажей (Свидетельство № 439432, можно посмотреть в открытых реестрах на сайте ФИПС). На мой взгляд, это очень круто. Компания защитила себя со всех сторон – ни одну из букв в словосочетании нельзя использовать другим фирмам.



По теме: Rutracker.org регистрирует название в качестве товарного знака



Почему регистрация занимает так много времени?

Во-первых, потому что ФИПС – это единственный орган, который регистрирует товарные знаки со всей России, знаки иностранных лиц, которые ведут коммерческую деятельность на территории нашей страны, а также знаки, находящиеся в процессе международной регистрации. Региональных отделений у ФИПС нет, поэтому вся нагрузка сосредоточена в Москве на Бережковской набережной, д. 30.

Во-вторых, экспертиза заявленного обозначения в ФИПС разделена на несколько этапов:

  1. Эксперты проверяют соответствие каждого товара и каждой услуги действующей редакции МКТУ (Международный классификатор товаров и услуг, в отношении которых регистрируются товарные знаки);
  2. Затем обозначение проходит проверку по базам данных уже сформированных ресурсов (в ФИПС должны удостовериться, что ничего схожего действительно нет и что обозначение уникально);
  3. Бывают ситуации, когда мнения специалистов расходятся (в ФИПС считают, что есть препятствия для регистрации, а юрист, сделавший проверку, опровергает мнение эксперта ФИПС) – и наступает время переписки эксперта государственного органа и юриста, практикующего вопросы регистрации товарных знаков. Но на любое государственное действие предусмотрен срок исполнения. Срок по переписке с экспертами составляет от 2 до 6 месяцев, в зависимости от сущности действия (к примеру, на предоставление качественных оттисков с обозначением выделяется 3 месяца, а дать ответ на уведомление о выявленных сходствах необходимо в течение 6 месяцев). Более того, к каждому эксперту попадает не одно обозначение, а десятки и сотни. Но итоги экспертиз должны быть абсолютно по всем знакам качественными и объективными. Поэтому регистрация товарных знаков проходит в такие немаленькие сроки.

Что делать все это время?

Заниматься предпринимательской деятельностью, конечно же. И под тем брендом, который находится в процессе регистрации. Законодатель закрепил право использовать обозначение с момента присвоения приоритета. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст.1494 Гражданского кодекса РФ). Соответственно, использование обозначения, которые находится в процессе регистрации, до полученного на руки свидетельства – уместно и абсолютно законно.

В написании материала мне помогала Екатерина Валькова – практикующий юрист в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности, г. Казань.

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как работает франшиза в бизнесе
  2. 2 Как открыть франшизу за рубежом. Инструкция
  3. 3 Как развивать бизнес через партнерскую сеть
  4. 4 Франчайзинговый договор: на что обратить внимание
  5. 5 6 советов, чтобы запустить франшизу и избежать типичных ошибок