Константин Смыгин, основатель сервиса ключевых идей из бизнес-литературы MakeRight.ru, рассказал читателям Rusbase о книге Рида Хоффмана «Жизнь как стартап».
Главная мысль: каждый, кто хочет добиться успеха, может с помощью бизнес-модели компаний Кремниевой долины разбудить в себе предпринимательские инстинкты.
Читать стоит. Хотя бы эту статью.
О чем книга?
Каждый из нас — предприниматель от рождения, ведь природой в нас заложено стремление к созиданию. Наша карьера — это наш стартап.
В условиях жесткой конкуренции мы вынуждены продавать свои интеллектуальные способности, опыт, навыки, энергию. Потенциальные работодатели или партнеры выбирают между нами и другими претендентами, поэтому важно стать более выгодной кандидатурой. И в этом помогут предпринимательские стратегии.
Почему каждый из нас — стартап
Нам пора вспомнить, что мы предприниматели, стоящие у руля как минимум одного растущего стартапа: своей карьеры.
Привычная карьерная лестница видоизменяется: требования к сотрудникам растут, а компании не спешат оплачивать курсы повышения квалификации.
Рост автоматизации труда за счет современных технологий сокращает рабочие места или вынуждает обучаться новым навыкам. Рынок труда постоянно меняется, а значит, чтобы быть успешными, нам нужно подстраиваться под изменения.
Наша карьера должна постоянно находиться в фазе бета-тестирования.
Это означает, что ее разработка незакончена и ее нужно корректировать, видоизменять. Мы признаем, что в ней есть «баги», что мы нуждаемся в новых разработках, технологиях, что нам нужно развиваться и быть гибкими.
Как стать успешным стартапом
Авторы предлагают использовать для этого эффективные предпринимательские стратегии:
- Создавать конкурентное преимущество.
- Разумно планировать.
- Создавать команду и максимально использовать профессиональную сеть.
- Искать новые возможности.
- Разумно рисковать.
Давайте рассмотрим каждую стратегию подробно.
Стратегия 1. Создавать конкурентное преимущество
За все хорошее идет борьба. И мы, как стартапы, крутимся в водовороте конкуренции, стараясь удержаться на плаву.
Создать конкурентное преимущество — означает выделить ваши качества характера, навыки, знания, выгодно отличающие вас от других предпринимателей. Залог выживания — быть лучше конкурентов.
Авторы приводят в пример обувную компанию Zappos.com. Их конкурентным преимуществом стал уникально хороший сервис: вместо месяца гарантии — год, оплата расходов за возврат обуви лежит на компании, а не на покупателе, сотрудники центрального офиса в Неваде лично отвечают на каждый звонок клиента.
Необязательно быть лучшим во всех областях — такого в принципе не может быть. Выберите только одну нишу, чтобы занять в ней центральное место.
Стратегия 2. Разумно планировать и адаптироваться
Необходимо быть гибкими, но настойчивыми, заниматься тем, что увлекает, но при этом адаптироваться к интересам и потребностям клиентов, получать обратную связь и совершенствовать продукт. А еще важно планировать, но при этом оставаться свободными и готовыми отклониться от этих планов.
Самый популярный американский сервис для размещения фотографий — Flickr. Изначально создатели сервиса запускали онлайн-игру, но со временем выяснилось, что опция пересылки фотографий более востребована.
Авторы приводят этот пример как иллюстрацию разумной адаптации создателей ресурса к изменению потребностей клиентов.
Для достижения успеха важно адаптивное, дисциплинированное ABZ — планирование.
Буквы обозначают версии планов:
- План А — то, что мы делаем непосредственно сейчас, наша основная деятельность, текущая реализация конкурентного преимущества.
Изменяйте план, А по мере необходимости, получая новые знания или анализируя свои стремления. - План В — то, что мы станем делать при необходимости корректировки цели или пути ее достижения (например, открываются новые возможности). Речь идет о кардинальных переменах: смена работы, характера деятельности. Потом план В снова переходит в план А.
- План Z — запасной вариант на случай, если ваше дело потерпит неудачу. Уверенность в нем позволяет идти на риск или смиряться с неудачами.
Для одного из авторов таким планом стала возможность в случае неудачи некоторое время жить у родителей.
Стратегия 3. Создавать команду и строить профессиональные сети контактов
Предприниматели постоянно ищут новых талантливых сотрудников для создания сильных команд. Чтобы развивать свою жизнь как стартап, важно создавать команду союзников и советников. Люди — это источник ресурсов, информации, возможностей и всего остального, поэтому ими нельзя пренебрегать.
Автор книги Рид Хоффман попал в компанию PayPal благодаря дружбе с Питером Тилем, начавшейся еще в колледже. А при основании Facebook именно автор познакомил Питера с Шоном Паркером и Марком Цукербергом.
Джеффри Пфеффер, профессор Стэнфордского университета, собрал доказательства того, что хороший контакт с боссом часто оказывается важнее компетентности и приводит к развитию карьеры. Менее компетентный сотрудник, который, однако, хороший командный игрок, способен стать полезнее того, кто компетентен на сто процентов, но при этом не способен к коллективному взаимодействию.
Авторы делят контакты на 2 уровня:
- Первый — это союзники, слабые связи и просто знакомые. Согласно исследованиям антрополога Данбара предел таких контактов — 150 человек.
- Второй уровень контактов — друзья друзей.
Стратегия 4. Искать новые возможности
Авторы сравнивают возможность с пасом полузащитника нападающему в футболе. Мало принять пас, нужно еще потрудиться, чтобы дойти до ворот противника и забить гол.
Как вы воспользуетесь выпавшей вам возможностью сменить место работы: будете отчаянно цепляться за старую должность, боясь перемен, или совершите вираж? Создавать новые возможности помогают профессиональные сети.
Сложно быть уверенным в том, что именно эта, новая возможность — поворотный момент в вашей карьере. Но не стоит упускать хорошие возможности.
Джордж Клуни 12 лет снимался в телесериалах на заднем плане. Но, узнав, что требуется актер в сериал «Скорая помощь», незамедлительно воспользовался этой возможностью.
К сожалению, судьбоносные возможности не помечены соответствующим значком, а звездные вакансии редко увидишь на LinkedIn. Но есть некоторые особенности, замечая которые вы будете близки к прорыву в своей жизни.
Возможность всегда побуждает нас развиваться, становиться лучше, осваивать новые области, делать все, на что мы способны и чуть-чуть больше.
На успех лучших предпринимателей иногда существенно влияет… любопытство. Там, где другие видят проблемы, предприниматели видят возможности. Там, где другие жалуются, предприниматели выясняют причину проблемы.
Авторы предлагают 3 способа увеличить поток возможностей:
- Знакомиться с новыми людьми.
- Открываться с неожиданной стороны в разных ситуациях.
- Видеть возможности среди проблем.
Если вы будете просто лежать на диване, то вряд ли наткнетесь на потрясающие возможности изменить карьеру — только что-то делая, двигаясь, вы создаете ситуации, в которых люди, места и идеи «вступают в реакцию» и появляются новые возможности.
Купить журнал, который вы обычно не читаете, отправиться на один день в незнакомый город, изменить свой привычный маршрут — это несложные действия, которые могут стать уникальной возможностью.
Главная стратегия предпринимателей: нужно шевелиться.
Это означает быть изобретательными и находчивыми в сложных ситуациях, быть жизнеспособными, выдерживая конкуренцию и обходя соперников.
Стратегия 5. Рисковать разумно
«Риск» в контексте развития карьеры — это негативные последствия того или иного действия или решения, и они вполне вероятны. Следовательно, рискованными можно назвать такие ситуации, в которых уровень риска превышает определенный порог.
Например, летать самолетами крупных авиакомпаний не слишком рискованно. В худшем случае самолет может разбиться, что будет очень плохо, но вероятность этого очень мала. А выгода — возможность быстро преодолеть большое расстояние — очень велика. Когда мы садимся в самолет, в этом есть риск, но он так ничтожен, что летать практически безопасно.
Идя на разумный риск, вы сможете использовать шансы, которые упускают другие люди. И именно из-за постоянного наличия риска, у нас должны быть хорошо продуманные планы А, В и Z.
Как оценивать риск и управлять им?
Обычно мы переоцениваем степень риска. Наш мозг так устроен, что мы склонны переоценивать угрозы, недооценивать возможности и преуменьшать имеющиеся ресурсы.
Поэтому в рискованных ситуациях задавайте себе следующие вопросы:
- Переживу ли я худший вариант развития событий?
- Смогу ли я на полпути отменить или изменить решение? Смогу ли реализовать план В?
Следует отличать риск и неуверенность. Мы никогда не сможем быть полностью уверенными в успехе и нас пугает неопределенность. Но неопределенность — это еще не риск. Рискуя, учитывайте свой возраст и этап карьеры. Чем вы моложе, тем меньше последствия неудач.
Заключительные комментарии
Залог выживания предпринимателя — быть лучше конкурентов. Ищите конкурентные преимущества, выделяйте в себе качества, которые делают вас лучше конкурентов. Учитывайте свои активы, стремления и ценности, а также реалии рынка.
Для того чтобы стать успешным стартапом, следует использовать пять стратегий:
- Создавать конкурентное преимущество.
- Разумно планировать и адаптироваться.
- Создавать команду и максимально использовать профессиональную сеть.
- Искать новые возможности.
- Разумно рисковать.
Если вы хотите использовать новые возможности для своей карьеры, успешно решать проблемы нестабильного рынка труда, то нужно действовать так, будто вы руководите стартапом, в роли которого ваша карьера.
«От нуля к единице». Ключевые идеи из бестселлера Питера Тиля
Бизнес может пойти ко дну, если основатель занимается не своим делом
Автор книги «От хорошего к великому» выделил 5 стадий гибели компаний
Хорошие девочки финишируют последними, хорошие парни не сильно их опережают
14 книг, которые рекомендует прочитать миллиардер Чарльз Мангер
Кьелл Нордстрем: Капитализм — это большая сортировочная машина
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025