На прошлой неделе Миша Токовинин в своем фейсбуке поднял интересную дискуссию про «экосистемы». Он привел пример всем известных технологических гигантов и указал, что при всем их богатстве и уме есть ряд продуктов, которые у них никак не взлетают.
Я на эту тему давно размышляю и порой делюсь своими соображениями со студентами. Сегодня хочу свои соображения представить для обсуждения более широкой аудитории.
ПрисоединитьсяУ всех известных (и большинства не очень известных) компаний есть «миссия» компании. Википедия определяет ее как «основная цель организации, смысл её существования».
Готовясь к одной из лекций со студентами, я подбирал примеры миссий известных компаний и обнаружил, что они очень сильно характеризуют те продукты, которые компаниям отлично удаются. С другой стороны, я заметил, что те продукты, которые компаниям не удаются – абсолютно не укладываются в миссию компании.
Давайте попробуем разобрать это на примерах. Для примеров буду использовать цитаты из Мишиного поста (с его разрешения) и мои комментарии в виде миссии компании и предварительных выводов.
Apple
Миша: «Вот есть такая компания – Apple. Она очень богатая (даже богаче «Сбера»). Она очень умная – мало кто на свете умеет делать свои чипы и операционную систему. И у нее уже есть одна из самых больших экосистем в мире. Причем есть не в будущем, а уже здесь и сейчас. И эта экосистема уже генерит огромную выручку, а главное, делает продукты более целостными и ценными.
И есть такая задача – карты. Компания Apple не так много своих приложений пилит, но вот свои карты ей были бы очень уместны. Очень это важный элемент «экосистемы». И мучаются они уже много лет, а сделать карты не получается. Ни деньги не помогают, ни высочайший уровень разработки. Почему? Как так»?
Давайте посмотрим на миссию Apple: «Apple стремится предложить лучшие компьютерные технологии студентам, учителям, людям творческих профессий и потребителям всего мира посредством своих инновационных аппаратных решений, программного обеспечения и сетевых приложений» .
Миссия звучит «про устройства и софт устройств», но совсем не про отдельные приложения, тем более типа карт :)
Миша: «Или есть вот компания – Facebook. Очень хорошая компания. Тоже очень богатая (тоже богаче «Сбера»). И умная, и лучше всех понимает в социальных сетях и мессенджерах, и тоже (уже) построили вокруг себя огромную экосистему.
И очень им было бы хорошо в свою экосистему поиск добавить, хотя бы по своему контенту. И дополняет хорошо, и выручку хорошую сулит, причем почти гарантированную. И даже пытались, и анонсировали, но не получается никак. Нет поиска. Почему? Как так? Мало вкладывают»?
С миссией Facebook все еще прозаичнее и яснее: «Дать людям возможность общаться и сделать мир более открытым и единым». Сразу чувствуется, почему в компанию отлично влились Instagram и WhatsApp, но никак не получается с поиском. Предположу на будущее, что ТВ-приставка, которую готовит компания, в итоге провалится, а вот планшеты Facebook Portal для видеозвонков вполне могут оказаться успешными.
Миша: «Или вот есть компания Google. И богатая (ну вы поняли), и умная, и супер-технологичная (поиск, Android, карты – это вам не шутки). И экосистема тоже уже имеется. И очень в эту экосистему просится мессенджер. Прям идеально бы зашло. И пытаются, и пытаются, но не получается никак. Блин, с*аный мессенджер. Чего там кодить? Почему? Что мешает»?
Миссия Google: «Упорядочить всю информацию в мире и сделать ее доступной каждому». Это хорошо ложится во все поиски и списки: карты, видео, почта, календарь, формы… и т.д. А вот мессенджеры, социальные сети для общения и очки Google Glass никак не вписываются в эту миссию.
Мое любимое – Microsoft
Миша: «А есть еще Microsoft, которые 20 лет назад должны были мир покорить, но в итоге просто прос*али весь интернет оптом».
Миссия Microsoft: «Предоставляем новые возможности каждому. Наша цель — помочь каждому человеку и каждой компании на планете достигать большего».
Судя по миссии, компания «не прос*ала весь интернет оптом», как пишет Миша, а помогла другим компаниям достигать большего :)
Итого, похоже, что миссия компании дает ей мощную силу делать классные продукты, но одновременно и становится ограничением, определяя, какие продукты ждет провал.
P.S. Получается, как яхту назовешь так она и поплывет? Достаточно ли просто заявить миссию и получить все ее суперсилы и ограничения? На мой взгляд – нет.
Миссия компании – краеугольный камень ее корпоративной культуры, ее «культурный код». Это источник понимания для сотрудников, ради чего они трудятся и куда они попали. Только в компаниях с мощной корпоративной культурой она проникает на подкорку сотрудникам и дает им силу.
Фото на обложке: pixabay.com
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Как купить подписку Game Pass в России
- 2 Искусственный интеллект vs SEO: кто кого?
- 3 Опционы как мотивация для IT-работников. Как это работает?
- 4 Minecraft Education: как школы могут использовать образовательную версию игры
- 5 Ты студент и хочешь устроиться в «Яндекс», Mail.ru Group, Microsoft или Rambler Group. Как это сделать?
ВОЗМОЖНОСТИ
29 марта 2024
31 марта 2024
31 марта 2024