На прошлой неделе Миша Токовинин в своем фейсбуке поднял интересную дискуссию про «экосистемы». Он привел пример всем известных технологических гигантов и указал, что при всем их богатстве и уме есть ряд продуктов, которые у них никак не взлетают.
Я на эту тему давно размышляю и порой делюсь своими соображениями со студентами. Сегодня хочу свои соображения представить для обсуждения более широкой аудитории.
У всех известных (и большинства не очень известных) компаний есть «миссия» компании. Википедия определяет ее как «основная цель организации, смысл её существования».
Готовясь к одной из лекций со студентами, я подбирал примеры миссий известных компаний и обнаружил, что они очень сильно характеризуют те продукты, которые компаниям отлично удаются. С другой стороны, я заметил, что те продукты, которые компаниям не удаются – абсолютно не укладываются в миссию компании.
Давайте попробуем разобрать это на примерах. Для примеров буду использовать цитаты из Мишиного поста (с его разрешения) и мои комментарии в виде миссии компании и предварительных выводов.
Apple
Миша: «Вот есть такая компания – Apple. Она очень богатая (даже богаче «Сбера»). Она очень умная – мало кто на свете умеет делать свои чипы и операционную систему. И у нее уже есть одна из самых больших экосистем в мире. Причем есть не в будущем, а уже здесь и сейчас. И эта экосистема уже генерит огромную выручку, а главное, делает продукты более целостными и ценными.
И есть такая задача – карты. Компания Apple не так много своих приложений пилит, но вот свои карты ей были бы очень уместны. Очень это важный элемент «экосистемы». И мучаются они уже много лет, а сделать карты не получается. Ни деньги не помогают, ни высочайший уровень разработки. Почему? Как так»?
Давайте посмотрим на миссию Apple: «Apple стремится предложить лучшие компьютерные технологии студентам, учителям, людям творческих профессий и потребителям всего мира посредством своих инновационных аппаратных решений, программного обеспечения и сетевых приложений» .
Миссия звучит «про устройства и софт устройств», но совсем не про отдельные приложения, тем более типа карт :)
Миша: «Или есть вот компания – Facebook. Очень хорошая компания. Тоже очень богатая (тоже богаче «Сбера»). И умная, и лучше всех понимает в социальных сетях и мессенджерах, и тоже (уже) построили вокруг себя огромную экосистему.
И очень им было бы хорошо в свою экосистему поиск добавить, хотя бы по своему контенту. И дополняет хорошо, и выручку хорошую сулит, причем почти гарантированную. И даже пытались, и анонсировали, но не получается никак. Нет поиска. Почему? Как так? Мало вкладывают»?
С миссией Facebook все еще прозаичнее и яснее: «Дать людям возможность общаться и сделать мир более открытым и единым». Сразу чувствуется, почему в компанию отлично влились Instagram и WhatsApp, но никак не получается с поиском. Предположу на будущее, что ТВ-приставка, которую готовит компания, в итоге провалится, а вот планшеты Facebook Portal для видеозвонков вполне могут оказаться успешными.
Миша: «Или вот есть компания Google. И богатая (ну вы поняли), и умная, и супер-технологичная (поиск, Android, карты – это вам не шутки). И экосистема тоже уже имеется. И очень в эту экосистему просится мессенджер. Прям идеально бы зашло. И пытаются, и пытаются, но не получается никак. Блин, с*аный мессенджер. Чего там кодить? Почему? Что мешает»?
Миссия Google: «Упорядочить всю информацию в мире и сделать ее доступной каждому». Это хорошо ложится во все поиски и списки: карты, видео, почта, календарь, формы… и т.д. А вот мессенджеры, социальные сети для общения и очки Google Glass никак не вписываются в эту миссию.
Мое любимое – Microsoft
Миша: «А есть еще Microsoft, которые 20 лет назад должны были мир покорить, но в итоге просто прос*али весь интернет оптом».
Миссия Microsoft: «Предоставляем новые возможности каждому. Наша цель — помочь каждому человеку и каждой компании на планете достигать большего».
Судя по миссии, компания «не прос*ала весь интернет оптом», как пишет Миша, а помогла другим компаниям достигать большего :)
Итого, похоже, что миссия компании дает ей мощную силу делать классные продукты, но одновременно и становится ограничением, определяя, какие продукты ждет провал.
P.S. Получается, как яхту назовешь так она и поплывет? Достаточно ли просто заявить миссию и получить все ее суперсилы и ограничения? На мой взгляд – нет.
Миссия компании – краеугольный камень ее корпоративной культуры, ее «культурный код». Это источник понимания для сотрудников, ради чего они трудятся и куда они попали. Только в компаниях с мощной корпоративной культурой она проникает на подкорку сотрудникам и дает им силу.
Фото на обложке: pixabay.com
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Кейсы предпринимателей: как справиться с вызовами»
- 1 OpenaAI, Oracle и Softbank объявили о совместном ИИ-проекте на $500 млрд
- 2 Microsoft потеряла статус эксклюзивного поставщика облачных услуг OpenAI
- 3 Сенаторы-демократы потребовали от Сэма Альтмана объяснений из-за пожертвований на инаугурацию Трампа
- 4 Microsoft прекратит поддержку Office на Windows 10
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025