Служба исследования hh.ru выяснила, что в России 40% опрошенных остаются на рабочем месте менее одного года; 28% работают в компании от 1 года до 3 лет. Такая текучесть кадров нередко становится головной болью для предпринимателя: нехватка специалистов, малоэффективность, нечестность и небрежность в исполнении трудовых обязанностей способны испортить репутацию компании.
Какими правилами и принципами следует руководствоваться в подборе персонала и работе в команде, чтобы избежать недобросовестности персонала, рассказывает Ксения Котвиц — основатель PR-агентства Media Loves You.
Из-за обид на руководство работники порой пишут нелестные отзывы на сайтах, крадут базы клиентов или просто увольняются без заблаговременного уведомления, негативно влияя на бизнес-процессы. Около 10% клиентских обращений в мое PR-агентство связаны с репутационными рисками, которые возникли по вине бывших сотрудников.
За свой предпринимательский путь я на личном и клиентском опыте «потом и кровью» выработала несколько правил, которые помогают обезопасить бизнес от сотрудников, способных негативно повлиять на бренд или навредить его репутации.
Цифровая безопасность
Первое правило для предпринимателей: все должно быть завязано на собственнике бизнеса, который открывает или забирает доступы к внутренней информации у сотрудников. База клиентов и бизнес-партнеров, разработка продукта, программы, облачные хранилища, чаты с клиентами технически должны быть под контролем основателя или гендиректора.
- Пример:
В 2022 году в Волгограде сотрудник каршеринга за денежное вознаграждение передал третьим лицам базу, содержащую персональные данные и маршруты передвижения пользователей сервиса. Тот факт, что личная жизнь абонентов так легко попала в руки к злоумышленникам, подрывает доверие ко всей компании. Владельцы бизнеса должны не только вовремя забирать доступы у увольняющихся сотрудников, но и определять систему допуска к информации в целом.
Единый канал взаимодействия с клиентами
Малый бизнес часто пренебрегает единым каналом взаимодействия с клиентами, а зря. Мобильная АТС (автоматическая телефонная станция) и корпоративный бизнес-аккаунт в WhatsApp легко контролируются через CRM-систему, что позволяет как слушать диалоги для контроля качества продаж, так и не обнаружить в один прекрасный день, что ваш менеджер увел клиента вашего бизнеса и теперь работает с ним напрямую. Важно иметь регламент, который регулирует правила общения с клиентом и запрещает коммуникацию «напрямую».
Разделение должностных обязанностей
Доверие и широкий спектр полномочий у подчиненного — хорошо, но не забывайте перестраховываться. Работа не должна останавливаться из-за кадровых форс-мажоров. На всякий случай просчитайте варианты разрыва трудовых отношений с каждым специалистом и имейте в голове варианты для предположительной замены.
На любую вакансию должна быть составлена должностная инструкция (в идеале записано видео обучение), чтобы в случае внезапного увольнения сотрудника рабочие процессы не остановились, негативно повлияв на качество клиентского обслуживания и как следствие на репутацию компании.
Читать по теме: «Игрок» или «балласт»: какие бывают типы сотрудников и как работать с каждым из них?
Юридически оформленные отношения
Владельцы малого бизнеса часто смотрят сквозь пальцы на заключение качественного договора с сотрудниками. Однако давнее знакомство или иллюзорная неспособность работника навредить бизнесу не застрахуют вас от возможных проблем.
Испытательный срок, стажировка, найм: все трудовые отношения подкрепите договором. Юридический документ, подписанный сторонами, защитит компанию от халатности, разглашения сотрудником конфиденциальной информации или кражи результатов.
- Пример:
Недавно мне написала постоянная клиентка о том, что две мои бывшие сотрудницы рассылают предложения PR-услуг, выдавая кейсы моего агентства за свои.
Крупные эксперты общаются между собой. Со многими мы работаем вдолгую: ежегодное сотрудничество логично меняет строгое клиентское общение на дружеское. Поэтому информация о краже результатов дошла до меня быстро.
Досудебная претензия со ссылкой на ранее подписанный бывшими подчиненными NDA (соглашение о неразглашении — юридический договор, заключенный двумя сторонами с целью взаимного обмена материалами, знаниями или другой информацией с ограничением к ней доступа третьим лицам) решила вопрос.
Читать по теме: Сотрудники = партнеры: как построить эффективную команду
Включите в договор все ожидаемые результаты. Держать руку на пульсе стоит не только со штатными работниками, но и с теми, кого вы привлекаете на аутсорс.
Специалисты по сопровождению сайта, продвижению, рекламе, продюсированию, оформлению соцсетей способны не только облегчить, но и немало осложнить рабочие процессы. Для всех сотрудников, в том числе и сотрудников подряда, в договоре должны быть прописаны не только рабочие взаимоотношения, но и тот итог, который вы ожидаете на выходе. Желательно в цифрах.
- Пример:
Я запускала онлайн-курс по наставничеству в сфере PR. С продюсером подписали договор подряда на услуги сценария, монтажа и оформления идеи. К сожалению, ее команда не только регулярного срывала сроки, но и не выполнила часть обязательств.
В чате продюсер уверяла нас, что они скоро завершат все работы в рамках договора. Но параллельно подрядчик оформил акты и без какого-либо уведомления в переписке отправил Почтой России закрывающие документы на адрес официальной регистрации ИП, который отличается от моего фактического местонахождения.
Так как я была уверена, что работы продолжаются, мы не успели написать ответную досудебную претензию в срок, указанный в акте. Законодательство не дает возможности отзыва, отмены, аннулирования или признания недействительным акта сдачи-приемки выполненных работ. Вернуть деньги я не смогла.
Если вы пока не готовы потянуть штатного юриста, то вам придется совмещать в себе все функции, в том числе и юридические.
Когда договор плохо сработал, отнеситесь к этому как к опыту. Дополняйте документ так, чтобы каждая ошибка в трудовых отношениях отражалась в новом пункте. Это застрахует от повторения ситуации в будущем.
Чек-лист обязательных пунктов в договоре:
- Предмет договора;
- Сроки выполнения работы;
- Права и обязанности сторон;
- Цена работы;
- Порядок приемки результата работы;
- Конфиденциальность;
- Ответственность сторон;
- Прочие условия (изменения и дополнения, расторжение, форма уведомлений, извещений и прочее).
Разделение полномочий сотрудников
Ранжируйте уровни доступа сотрудников к информации, например, в CRM. Менеджер, который отвечает за сервис и обслуживание, не должен совмещать это с продажей услуг. При увольнении такого работника вы потенциально получите прямого конкурента. Кража клиентской базы даст ему возможность увести действующих или вероятных заказчиков для самостоятельной работы.
- Пример:
У известного PR-агентства уволился специалист, сказав, что хочет работать на себя. Пикантность ситуации была в том, что в агентстве девушка была не только менеджером, но и отвечала за обработку входящих заявок. Оказалось, что она втайне пишет клиентам, которые обращались, но не вошли в работу из-за высокой цены. Она предлагала сделать те же услуги дешевле, аргументируя, что проходила внутри агентства качественное обучение. Некоторые лиды стали работать с ней.
Отработка негатива
Негатив, источником которого могут стать обиженные сотрудники, долго остается на поисковых серверах и требует отработки.
- Пример:
Компания клиента обратилась с репутационным риском. Сотрудник, пойманный на взятке от клиента (сфера коммерческой недвижимости), со скандалом был уволен, за что от обиды завалил страницу компании на сайте поиска вакансий плохими отзывами как о работодателе. Клиент узнал об этом благодаря PR-работе – важно регулярно мониторить отзовики и всю информацию о себе в сети Интернет.
Компания попросила всех довольных настоящих и бывших сотрудников написать честные отзывы о себе как о работодателе и дала официальный ответ на комментарий обиженного уволенного. Так негатив перебился позитивными комментариями, а у компании ещё и вырос рейтинг на сайте вакансий.
Сотрудники могут быть как благом для компании, так и нанести вред. Конечно, многое приходит с опытом, но вполне реально предупредить серьезные ошибки заранее.
Читать по теме: Конфликты на работе: зачем решать, если они всё равно неизбежны
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Выбор системы налогообложения»
- 1 «Газпром» почти вдвое сократит штат центрального аппарата
- 2 Как ставить дедлайны: пошаговое руководство к продуктивности
- 3 Корпоративный ДМС при трудоустройстве — в чем плюсы для сотрудников?
- 4 HRM: что это такое и зачем это нужно? Определение, цели и задачи HRM, роль в успехе организации
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025