В этой колонке — о щенках и больших данных.
В прошлую пятницу мне на рабочую почту пришло письмо «Поздравляем с появлением в вашей семье щенка» от компании, производящей корм для домашних животных (назовём её компания N). Дело в том, что мы с молодым человеком и вправду взяли щенка — как раз должны были поехать забирать его у заводчиков на следующий день.
Я очень удивилась: как компания N нашла мой рабочий контакт? Да, я купила пакет корма N, оплатила его в зоомагазине банковской картой — но я не оставляла там почту, тем более рабочую. Да, я искала через поисковики информацию о собаках — но откуда они узнали, что мы берём щенка именно на той неделе? И поисковики у меня никак с рабочей почтой не связаны — есть личные аккаунты и в Google, и в «Яндекс».
Стало страшно: большие данные вычислили меня в пучине интернета, сопоставили информацию по моим запросам и перемещениям, проанализировали все cookies, и вот, алгоритм позволил поздравить меня именно в тот момент, когда я забираю щенка. Но почему на рабочую почту? Сотрудник компании N нашел меня в соцсетях, прочитал, что я выбираю и скоро забираю щенка, а потом перешёл на мою страницу в Rusbase, взял оттуда почту и отправил письмо?
По теме: Как устроен рынок big data в России
Кто продал мои данные? Ладно, если бы это был баннер — баннерами никого не удивишь, но ведь это письмо на почту, которую ты нигде не оставлял.
Знакомый — Владимир Старков (генеральный директор латвийской IT Insight и российской UpNews) предположил, что цепочка была такой:
«Транзакция за покупку корма прошла через один из мировых процессинговых центров. Не раскрывая сумму транзакции, банк-эквайер или сама платёжная система «продала» твои «интересы и предпочтения» кому-то из рекламных сетей. Смею предположить что это был Google. Далее — твоя сим-карта наверняка куплена тобой на твоё имя. Твой оператор также приторговывает твоими предпочтениями и интересами, а самое главное, местом, где ты бываешь чаще всего (о том, как операторы могут продавать ваши предпочтения и локацию — читайте тут). Сопоставляем — получаем главного редактора Rusbase и его рабочую почту».
Или такой:
«К твоей карте приписан телефон для смс-информирования. Берём транзакцию: за что платили, кто платил, на какой номер отправили смс-уведомление. Смотрим, кто это и где бывает, получаем человека и его рабочую почту».
Мне стало жутко. Конечно, это еще не сериал «Черное зеркало», но уже мир, в котором компании охотятся на мои данные, а банки и операторы эти данные продают. И у них это получается! Ощущение, что тебя «просканировали» и встроили в нужный сегмент аудитории — очень и очень неприятное. Понимаю теперь, что чувствовал завкафедрой европейского права Гуманитарного института в Екатеринбурге Антон Бурков, который подал в суд на Google за то, что тот «прочитал» его почту.
Вечером мне позвонила по Skype подруга — заядлая собачница. Я ей поведала страшную историю о том, как компания N купила мои данные и прислала мне поздравление на почту.
«Заводчики тебя сдали. Заводчики же сотрудничают с такими компаниями — они корм большими партиями покупают, получают скидки,» — сказала мне подруга.
Тут я вспомнила, что общалась с заводчиками о покупке щенка через рабочую почту. В тот момент я перестала быть жертвой больших данных.
По теме: Как и при каких условиях будет расти рынок данных в Programmatic
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Кейсы предпринимателей: как справиться с вызовами»
- 1 Правила разработки приложений для детей — этические и юридические аспекты
- 2 Логирование: понятие, механизмы и уровни
- 3 Понимание CAP-теоремы: согласованность, доступность, устойчивость данных
- 4 Как работает веб-скрейпинг и зачем он нужен
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025