Пять шагов предпринимателя на пути к онлайн-кассе: что нужно знать

Сергей Андрияшкин
Сергей Андрияшкин

Директор по маркетингу производителя онлайн-касс «Эвотор»

Расскажите друзьям
Полина Константинова

В феврале 2017 года стартовала кассовая реформа, в рамках которой предприниматели в течение двух лет должны будут перейти на онлайн-кассы. Сергей Андрияшкин, директор по маркетингу производителя онлайн-касс «Эвотор», рассказывает, как понять, нужна ли онлайн-касса именно вашему бизнесу и дает советы, как ее выбрать и зарегистрировать.

Старые и новые кассы

Новые кассы отличаются от аппаратов старого образца тем, что в них устанавливается фискальный накопитель, который в онлайн-режиме передает данные о транзакциях в Федеральную налоговую службу. Посредником при этом выступает оператор фискальных данных (ОФД). В итоге ФНС получает информацию обо всех операциях на российском розничном рынке.

В старых же кассах информация о каждой покупке фиксировалась в специальном модуле предыдущего поколения (ЭКЛЗ) и хранилась у предпринимателя. Раз в год приходилось вынимать его из кассы и везти в налоговую на проверку.

Нужно было заполнять журнал кассира-операциониста и другие бумажные отчеты по кассе. Так фиксировали выручку и контролировали кассу.

Теперь это все делается автоматически. Кроме того, некоторые кассы обзавелись дополнительным функционалом и превратились из простой машинки, пробивающей чеки, в настоящих бизнес-помощников.

Как предпринимателю понять, нужна ли ему онлайн-касса и в какой срок, и какие еще нужно сделать шаги, чтобы соответствовать закону?

Шаг 1. Понять, нужна ли онлайн-касса

По закону 54-ФЗ онлайн-кассы обязаны установить фирмы и предприниматели, которые принимают оплату за свои товары или услуги наличными или по банковским картам. Но в законе прописан целый ряд исключений. Например, касса не нужна, если предприниматель работает по «безналу» (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Кроме того, касса не нужна палаткам, продающим газеты и журналы, работающим на розничных рынках, продающим мороженое или изделия народного промысла, оказывающим бытовые услуги по ремонту ключей, обуви. Полный перечень исключений можно найти в п. 2 ст. 2 54-ФЗ.

Остальные предприниматели должны перейти на новые кассы – каждый в свой срок.

Шаг 2. Понять, когда нужна новая касса

Это зависит от характера бизнеса, его величины и налогового режима. В 2017 году новый кассовый порядок наступил для компаний на общей системе налогообложения, «упрощенке», ЕСХН. До 1 июля 2018 года должны перейти на онлайн-кассы компании с наемными работниками на «вмененке» (ЕНВД) и патенте (ПСН) из сферы торговли и общепита.

В 2019 году нововведения коснутся предпринимателей без наемных сотрудников из сферы торговли и общепита, а также фирм, работающих в сегменте услуг, и самозанятых.

Например, если это автомастерская, то это услуги – 2019 год, но если автомастерская продает масло, автодетали, незамерзайку – это уже торговля и 2018 год.

Шаг 3. Выбрать кассу

Предприниматели могут выбирать кассу в зависимости от функционала, который им требуется, а это в свою очередь зависит от рода бизнеса и его размера.

Самые простые онлайн-кассы, которые только пробивают чеки и передают информацию в ФНС, стоят недорого: от 13 тысяч рублей с фискальным накопителем, но и дополнительного функционала в них нет. Второй вид – кассовые системы, которые можно собрать самостоятельно – из ноутбука, фискального регистратора (собственно, онлайн-кассы), при этом впоследствии их можно дополнять нужным ПО. Например, системой учета для кафе и ресторанов, для салонов красоты. Чтобы собрать такое оборудование, нужно понимание технических деталей, достаточное место на прилавке и как минимум 30-40 тысяч рублей.

Оптимальным для представителей малого бизнеса решением являются «умные» кассы. Они дают предпринимателям все возможности для автоматизации бизнеса и его развития, при этом занимают немного места и стоят недорого.

«Умные» кассы уже включают необходимое кассовое ПО, программы учета товаров, статистики продаж, работы со скидками. Плюс некоторые производители таких касс интегрируют их с отдельными популярными программами и даже создают целую экосистему различных программ и сервисов, которая позволяет через кассу решать различные задачи бизнеса.

У нас, например, есть свой «маркет», откуда предприниматели могут скачать программы для своего бизнеса: ведение бухгалтерии, управление ассортиментом и складскими остатками, управление работой кафе, внедрение программ лояльности, оплаты покупок через Alipay и WebMoney. Всего более 215 приложений.

Шаг 4. Купить кассу

Крупные производители продают кассы как на своих сайтах, так и через широкую партнерскую сеть специализированных магазинов по всей России. Некоторые устройства можно приобрести в банках или у операторов связи. Например, в «Сбербанке», «Тинькофф Банке», банке «АК Барс», «Промсвязьбанке» и других. Кассы в зависимости от функционала стоят от 15 до 35 тысяч рублей. При этом предпринимателям «второй волны реформы», ИП на патенте или ЕНВД, зарегистрировавшим кассу до 1 июля 2018 года, предоставляется налоговый вычет –  18 тысяч рублей.

В «Сбербанке» кассу можно даже взять в аренду: от 1,3 тысяч до 2,9 тысяч рублей в месяц в зависимости от тарифного плана.

Это удобная опция для тех компаний, которые хотят для начала попробовать работать с новой кассой, или тех, кто только запускает свой бизнес и не намерен сразу покупать кассу.

Обязательно найдите номер кассы и фискального накопителя в реестрах на сайте налоговой. Это гарантирует, что техника соответствует 54-ФЗ.

Шаг 5. Зарегистрировать кассу

Чтобы начать работать с кассой, нужно иметь или получить квалифицированную электронную подпись. Ее можно купить в одном из удостоверяющих центров. Затем нужно приобрести фискальный накопитель (как правило, кассы продаются уже с ним) и заключить договор с оператором фискальных данных, сегодня на рынке работают 18 таких компаний и крупнейшая из них – «Платформа ОФД».

Надо помнить, что у фискальных накопителей есть свой срок годности, и их надо менять. Выпускаются устройства, рассчитанные на 13/15 и 36 месяцев работы, по окончании этого срока память устройства блокируется, и нужно его заменить.

Касса за 1-2 месяца напомнит предпринимателю о том, что скоро придется менять фискальный накопитель. Обязательно надо не пропустить срок, так как после даты Х пробивать операции по кассе будет невозможно.

Зарегистрировать онлайн-кассу можно на сайте налоговой в личном кабинете налогоплательщика – это не займет много времени, но требует внимательности. Если не хотите сами разбираться во всем, вам на помощь придут сервисные организации, которые продали вам кассу. Они же помогут завести товарную базу, обучить кассиров и установить необходимое программное обеспечение.

***

После этого касса готова к работе. Следующий шаг – начать получать удовольствие и выгоду от новых возможностей, которые дает малому бизнесу автоматизация, которая раньше была доступна только крупному ритейлу. Если у вас «умная» касса, то она не потребует никаких специальных навыков, работать с ней не сложнее, чем с обычным компьютером или смартфоном, к которым мы все давно привыкли.

И если использование различных приложений в нашей обычной жизни уже давно стало нормой, они позволяют нам очень просто решать бытовые задачи, то к приложениям на кассе предпринимателям еще предстоит привыкнуть и увидеть, какие значительные преимущества они дают.


Материалы по теме:

Кто главный драйвер eCommerce? Несколько выводов про электронную торговлю

Совладелец Модульбанка Яков Новиков: «Предприниматели — герои нашего времени»

Как правильно выбрать курсы по онлайн-маркетингу

Развитие российского рынка FMCG: темпы роста и текущие тренды

Ритейлерам стоит обратить внимание на эти технологии – они помогут увеличить прибыль и количество клиентов


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Tanya Voronina
    Tanya Voronina 09:48, 29.05.2018
    0
    Для заведений общественного питания также хорошим решением будет поставить систему автоматизации, т.е. систему учета, к которой в итоге привяжется онлайн-касса. Могу посоветовать Quick Resto - облачная система с управлением номенклатурами, складским и управленческим учетом. Также есть отличный crm модуль. Советую всем рестораторам!
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
GDPR для бизнеса
19 июля 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase