Колонки

Мнение экспертов: повышают ли онлайн-курсы ценность резюме

Колонки
Виктория Кравченко
Виктория Кравченко

Экс-редактор Rusbase

Виктория Кравченко

Онлайн-образование – однозначно тренд. Кажется, все вокруг проходят интенсивы по повышению квалификации, учатся чему-то новому на «Курсере» или просто слушают лекции о прекрасном. Мы решили поговорить с экспертами и узнать, насколько онлайн-курсы увеличивают ценность вашего резюме в глазах работодателей и стоит ли вообще их туда включать.

Внимание, мнение HR-специалистов.

 
Мнение экспертов: повышают ли онлайн-курсы ценность резюме
Хотя популярность онлайн-обучения действительно растет, сказать, что прохождение такого курса является конкурентным преимуществом, нельзя. Более того, сейчас научная школа не слишком хорошо соответствует требованиям рынка труда. Работодатели привыкли оценивать исключительно релевантный опыт. Они даже редко требуют найти кандидатов с профильным образованием или наличием MBA. Это касается сферы продаж, маркетинга, support функций (HR, admin, legal), даже IT... Исключение, пожалуй, фарминдустрия. В качестве дополнительного образования среди работодателей гораздо больше котируется магистратура и второе высшее в ведущих профильных вузах. Соискателям важно понимать, что прохождение того или иного онлайн-курса оправданно только с точки зрения самообразования. Если вам необходима быстрая прикладная консультация, онлайн-курс – это удобно, но такая запись в резюме не является selling point для работодателя. Если по итогам курса вы не можете достойно презентовать свой опыт и выполнить тестовое задание, его ценность минимальна. Тем не менее онлайн-курсы в качестве дополнительного образования могут добавить дополнительный позитивный штрих к общему портрету кандидата. Такая запись в резюме дает понять, что человек заинтересован в развитии, углублении профильной экспертизы (например, изучение новых языков программирования), улучшении soft skills (иностранные языки, навыки продаж и презентации), расширении бизнес-кругозора (коучинг). Но если у вас есть время и деньги для получения дополнительного образования, и вам важно, чтобы его оценил потенциальный работодатель, лучше инвестировать в долгосрочное и фундаментальное обучение. Оно не только поможет вам выйти на новый уровень в вашей профессиональной области, но и обеспечит новые полезные знакомства. На российском рынке медиа, диджитал и рекламы кандидаты чаще всего получают дополнительное образование в рекламной сфере (Wordshop, IKRA), также популярны сертификаты Google Analytics/Adwords, Яндекс Метрика/Директ. Их наличие дает работодателю понять, что кандидат «в теме», его стоит пригласить на интервью. Однако большим преимуществом в борьбе такие сертификаты не будут.
Анна ЧеховаКонсультант практики Media, Digital & Advertising рекрутинговой компании Hays

При найме персонала рекрутеры «Связного» в первую очередь обращают внимание на основное образование и очные дополнительные курсы, повышающие квалификацию претендентов. Неважно, претендует кандидат на должность продавца в рознице или на позицию топ-менеджера — онлайн-курсы не являются весомым аргументом в его пользу. Я скептически отношусь к образованию, полученному в интернете. Порой сложно определить, действительно ли специалисты получили глубокие знания по тому или иному направлению или лишь поверхностно познакомились с ним. Кроме того, зачастую интернет-курсы не сертифицированы. Такое обучение может расцениваться, как показатель кругозора кандидата и его интересов, но не как информация о реальных профессиональных навыках и знаниях. В резюме информацию о пройденных онлайн-курсах стоит включить в единственном случае: если при собеседовании вы сможете наглядно продемонстрировать, как конкретно они помогли вам в работе. Например, если человек понял, что по роду деятельности ему не хватает каких-либо узкопрофессиональных знаний, получил их с помощью онлайн-обучения и затем эффективно применил на практике, этот случай можно использовать как успешный кейс при разговоре с HR. А вот курсы, которые можно отнести к категории «хобби», советую исключить из резюме. Лучше сконцентрируйтесь на действительно важных профессиональных достижениях.
Максим ЭнтензонРуководитель направления подбора и развития персонала компании «Связной»

Любому кандидату стоит подходить к оценке онлайн-курсов серьезно, так как они могут являться конкурентным преимуществом. Как правило, работодатель знает, под какие обязанности ему требуется новый сотрудник. Соответственно, резюме оценивают в разрезе тех задач и проектов, которые нужно закрыть и реализовать. Я рекомендую обязательно указывать в резюме релевантные (!) тренинги, семинары и онлайн-курсы, которые вы прошли. В то же время я бы не стала отдавать предпочтение конкретному кандидату в зависимости от того, прошел он обучение онлайн или офлайн. Все зависит от желания человека получать знания, воспринимать новую информацию и использовать ее на практике. В моей практике было немало случаев, когда онлайн-обучение предоставляло хорошую платформу, благодаря чему сотрудник стал выдавать отличные результаты в работе. Как мама двоих детей, я сама имею возможность учиться только онлайн. Это дает отличные результаты, зачастую разницы между качеством офлайн и онлайн-курсов в своей сфере я не вижу. Многие компании, предоставляющие обучение офлайн, сейчас создают онлайн-материалы. Исходя из практики нашего агентства, стоит отметить, что полезно перенимать опыт зарубежных коллег. Например, копирайтерам могу посоветовать курс «50 приемов письма Роя Питера Кларка» американского Института Пойнтера. Среди российских центров онлайн-образования могу отметить университет интернет-профессий «Нетология». Также стоит обратить внимание на лекции образовательной платформы TED, которые не обучат профессии, но значительно расширят кругозор.
Татьяна БелоусоваHR-директор агентства интегрированных коммуникаций Comunica

Думаю, факт того, что вы отучились на MOOC точно не сработает в минус при трудоустройстве. Увлеченность и стремление к самообразованию всегда будут востребованы работодателями. Но то, насколько онлайн-образование будет полезно в конкретном случае, зависит от двух вещей: сферы деятельности и уровня позиции, на которую вы претендуете. Например, если ваша цель — вакансия Android-разработчика, есть минимум два сценария, когда онлайн-обучение сработает в плюс:
  1. Вы начинающий специалист без коммерческого опыта разработки под Android
  2. Вы опытный специалист, но хотите сменить сферу на смежную. Например, писали под iOS и решили перейти на новую платформу.

Если дополнительно к пройденному курсу вы сможете получить какой-то практический опыт — поучаствовать в open-source проекте или выполнить проект на бирже фрилансеров вроде Upwork, шансы на успех сильно возрастут. Встречается, конечно, и другая крайность — кандидаты проходят огромное количество (20–30) курсов и добавляют их в CV / профессиональный профиль. Я бы рекомендовал этого избегать. Положение ученика онлайн-курсов чем-то напоминает покупателя в огромном торговом центре – выбор велик, но нет смысла обходить все магазины, лучше начать с 2–3, которые с большей вероятностью подойдут. Аналогия с торговым центром будет точнее, если представить, что он работает по модели fixed price. В таком случае нет смысла выбирать базовые марки, лучше брать самые крутые бренды. Время на прохождение курсов по одной теме примерно одинаковое, оно и является фиксированной ценой, поэтому лучше выбирать топовые вузы и проверенные программы обучения. Я бы отметил материалы на Coursera, Udacity и Академию Яндекса. Кстати, мы в AmazingHiring недавно выложили в открытый доступ серию курсов для IT-рекрутеров.
Сергей ДмитриченкоСооснователь поисковой системы для IT-рекрутеров AmazingHiring , управляющий партнер в рекрутинговом агентстве GMS .

При оценке специалистов мы в первую очередь смотрим на два ключевых пункта: высшее образование, полученное в целевых вузах (МФТИ, Бауманка и др.), и релевантный опыт. Онлайн-курсы скорее будут плюсом при прохождении собеседования, если они соответствуют вашей специализации и направлены на развитие конкретных компетенций. Конечно, подобное образование дополняет резюме кандидата. Однако конкурентным преимуществом все-таки будет опыт реализации значимых проектов и компетенции, которые нельзя развить исключительно с помощью онлайн-курсов. Отражать в резюме пройденные курсы определенно нужно – они говорят работодателю о стремлении кандидата к саморазвитию, осведомлённости о последних трендах в отрасли и профессии. В качестве значимых я бы выделила Coursera и ее программы для IT-специалистов и Lynda.
Людмила НикулинаНачальник отдела оценки и развития персонала компании «Сбербанк-Технологии»

Материалы по теме:

4 доступных способа непрерывно учиться

9 способов выглядеть умнее во время мозгового штурма

Как попасть на работу в Google, даже если вы были худшим студентом на курсе

Создатели издания «Мел» выпустили мессенджер для учителей и родителей

В Санкт-Петербурге идет набор в бесплатную школу техноброкеров

Оксфордский университет запускает свой первый бесплатный онлайн-курс

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 47% работодателей оплачивают сотрудникам курсы повышения квалификации
  2. 2 Тренд-гайд: как собрать бренд идеального работодателя в 2024 году
  3. 3 Лучшие практики обучения сотрудников от международных брендов, и чему нам стоит у них поучиться
  4. 4 Как заинтересовать ребёнка программированием: три увлекательных способа
  5. 5 Обучающие курсы и полезные ИИ-сервисы: с чего начать молодому предпринимателю