Возможно, вы заметили, что все больше людей заказывают кошерное бортовое питание перед полетом. Пожалуй, это можно назвать трендом в бортовом питании (если такие тренды вообще бывают). Сегодня на Rusbase — история компании, которая такие наборы для авиапассажиров и производит.
Пётр Слабодник, шеф-повар с 20-летним стажем, основатель кошерной фабрики-кулинарии «Пинхас», сети московских кошерных ресторанов и единственный поставщик кошерного бортового питания на рейсы авиакомпаний «Аэрофлот», «Lufthansa» и других, рассказывает об особенностях производства бортового питания и факторах увеличения спроса на кошерные порции.
Об идее
На момент, когда мы приняли решение о старте производства бортового питания, фабрика-кулинария «Пинхас» уже в течение 3 лет обеспечивала кошерной едой еврейскую общину Москвы. Так что расширение бизнеса в таком направлении казалось вполне логичным: у нас был большой опыт в производстве еды, мы знали, как ее заморозить, и у нас было для этого все оборудование, как нам тогда оптимистично казалось.
Мы с партнером Кареном Васканяном, с которым мы вместе кормили еврейскую Москву, рассуждали следующим образом. Пассажир рейса Москва — Тель-Авив еще может провести несколько часов на борту самолета без кошерной еды. О пассажирах рейса Тель-Авив — Москва мы вообще не переживали: кто был в Израиле, тот знает, что порцию с приставкой mini- в ресторанах можно смело брать на двоих, и без лишних килограммов оттуда не возвращаются. А вот пассажирам других рейсов, особенно трансатлантических, приходится несладко. Вот за них мы особенно распереживались, и решили не оттягивать производство спасительных коробочек.
Начали мы с поставки 20 порций в месяц, а сегодня поставляем уже более 45 тысяч. Более того: еще успеваем производить почти 16 тонн кошерной и халяльной замороженной продукции для московских супермакетов.
Как вы понимаете, даже при самом отменном аппетите евреи не осилили бы такое количество еды ежемесячно. И это еще раз подтверждает рост спроса на кошерную продукцию среди представителей различных национальностей.
Петр Слабодник
Мы и «Аэрофлот»
Чтобы воплотить нашу идею о кошерном бортовом питании, мы обратились в «Аэрофлот». Важно, что первую линейку такого питания мы разработали на нашей фабрике совместно с авиакомпанией. Специалисты помогали нам оборудовать кухню, обучали персонал. Учились мы быстро, и очень скоро первые коробочки с питанием стали появляться на рейсах «Аэрофлота».
Почти сразу же после запуска линейки кошерного бортового питания немецкая компания Lufthansa обратилась к нам сама и предложила сотрудничать.
Появление кошерного бортового питания стало настоящим прорывом для еврейских пассажиров. Мы поняли, что все делаем правильно, когда матери и жены потихоньку переставали упаковывать перекусы для родных и близких, доверив нам организацию трапезы на борту самолета. Мы получали массу отзывов и благодарностей.
Конечно, нееврейские пассажиры на тот момент смотрели на все это с подозрением. Но потом подозрение сменилось любопытством: думаю, тут большую роль сыграла яркая упаковка наших наборов и запах домашней еды, который в самолетах обычно отсутствует.
Упаковка питания на борту
Специальное оборудование для производства
Обычная кухня (пусть даже «мишленовского» ресторана) не подходит для производства бортового питания. Этот процесс требует специальных машин — для упаковки, формирования и нарезки продуктов. Не обойтись и без шок-фризера, в котором блюда особенно быстро замораживаются для исключения риска массового отравления, и морозильных камер, поддерживающих температуру порций до того момента, когда их забирают сотрудники авиакомпаний.
Все это стоит примерно 1,5 миллиона долларов. На нашей фабрике, площадь которой 2 тысячи кв. метров, выделены отдельные помещения для производства бортового питания. Здесь очень четкая структура, и специально под бортовое питание выделено 30 сотрудников. Такое число работников покрывает нужный объем поставок.
Меню на борту
Меню для бортового питания разрабатывается с учетом требований авиакомпаний и гастрономических особенностей.
- Во-первых, во время рейса запрещается употребление любых продуктов с костями — рыбы, маслин, ягод, мяса на кости, чтобы пассажир не подавился во время полета.
- Во-вторых, на высоте у человека снижается восприимчивость к соли, и любые блюда кажутся ему пресными, пусть это будет хоть фуа-гра. Поэтому, как правило, мы используем специи — имбирь, корицу, черный перец — и обязательно кладем дополнительный пакетик с солью.
Берем во внимание и моду. Сейчас видна тенденция к переходу на более простые блюда, и мы заменили кисло-сладкое мясо более простым рецептом. Сегодня мы подаем на закуску хумус, семгу и колбасу собственного производства, а в качестве основного блюда — индейку с гречкой или макаронами. Те, кто часто летает, знают, что меню мы обновляем регулярно, чтобы оно не приедалось.
Размер порций четко регулируется
Об упаковке
Мы используем одноразовую упаковку теплого и приятного сигарного цвета. Она символизирует строгость и порядок, которые сопутствуют нам в производстве кошерного питания.
После формирований порций упаковки закрываются, и вскрываются они только на борту самолета. Это условие авиакомпаний, заботящихся о безопасности, и также требования кашрута (свода правил в иудаизме, которые регламентируют выбор продуктов и приготовление еды). И еще непонятно, чьи требования строже. Кстати, сейчас мы разработали новый дизайн коробочки, и в качестве эксперимента вводим упаковку в цветах российского флага.
Логистика
Доставка питания на борт самолета — достаточно сложный процесс, так как нужно поддерживать порции в состоянии полной заморозки.
Сотрудники авиакомпаний забирают заказ на специально оборудованных машинах с морозильными камерами, предварительно проверив температурный режим на наших складах. Из машин порции попадают в морозильные камеры в аэропорту, где могут храниться 72 часа. Именно поэтому кошерную еду нужно заказывать за 36 часов до полета.
Перед рейсом еда размораживается в течение 6-7 часов и только потом переносится на борт. Кстати, если авиакомпания находит дефект в упаковке, бракованный набор возвращают.
Производство
О спросе на кошерную еду
Мы считаем, что еда в самолете, которая обычно ассоциируется с пресными блюдами, у нас все равно выходит «как у мамы». И ничего удивительного в этом нет. Евреи всегда готовят «как для себя» — не жалея продуктов и, чаще всего, по рецепту, доставшемуся от старшего поколения. Наша фабрика, например, готовит по рецепту моей мамы.
Вес наших порций изначально был больше, чем у других компаний, но, к сожалению, после выхода закона о стандартизации бортового питания мы были вынуждены уменьшить вес порции. Даже в пассажирском кресле мы пытаемся воспроизвести теплую атмосферу еврейского застолья. Для нас важно, чтобы еда была теплой не только в прямом, но и в переносном смысле. Этого принципа мы придерживаемся во время приготовления еды и для наших кулинарий и ресторанов.
Также стоит помнить и о том, что кашрут — это высокие требования к выбору, производству и хранению продуктов. Специалист из департамента кашрута (машгиах) всегда находится на кухне. Он перебирает до приготовления еды буквально все: рис, гречку, зелень и даже муку. Это доказывает, что кошерные блюда готовятся из продуктов высокого качества. А значит, полезны всем.
Пётр Слабодник с сотрудниками
Что сегодня на обед?
Мне рассказывали немало смешных историй, связанных с кошерным питанием. Обычно несведущие пассажиры смотрят с интересом, потому что, во-первых, кошерное питание приносят в первую очередь, а уже потом раздают обычное. Во-вторых, приносят странную большую запечатанную коробку. И уже потом чувствуется аромат домашней еды.
Как правило, многие сразу оценивают пассажира, который заказал кошерное питание, как будто ожидая, что сейчас он начнет шумно молиться или исполнять ритуальные танцы.
«Ой, а что это у вас?» — задается вопрос. «У меня кошерная порция», — отвечаете вы. И тут начинается самое интересное. А мне это можно есть, если я не еврей? А как организм перенесет кошерную еду? А это вообще легально? К счастью, таких пассажиров мало: все больше людей переходят на нашу сторону :)
Некоторые люди, кстати, хотят заказать кошерные блюда в полет, но просто не знают, что может сделать каждый и вовсе не нужно будет кому-то доказывать, что ты еврей. Более того, спецпитание не влияет на цену билета, несмотря на то, что сами по себе кошерные продукты дороже обычных.
Просто позвоните в авиакомпанию за 36 часов до вылета и закажите себе кошерное питание. И летите сытым, довольным и… кошерным.
Команда «Пинхас» со своей продукцией
Материалы по теме:
«Мы берем 140 шекелей за час консультации. Для студентов — 110 шекелей за час»
Пять стратегий, которые помогли двум израильским стартапам привлечь $166 млн инвестиций
Звезды Рунета рассказали о своих «ритуалах» перед полетами
Фото: предоставлены «Пинхас».
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как попасть в топ поисковой выдачи Ozon»
- 1 FT: Евросоюз введет запрет на импорт продуктов из США в ответ на пошлины
- 2 Покупательница поранилась стеклом во время перекуса овсяными хлопьями из «Вкусвилла»
- 3 «Вкусвилл» снял с продажи зефир после сообщений о найденном внутри металле
- 4 РБК: бывший топ-менеджер PepsiCo возглавит производителя «Фрутоняни»