Top.Mail.Ru
Колонки

Стоит ли образовательному стартапу делать собственную платформу?

Колонки
Наталья Лагенен
Наталья Лагенен

Генеральный директор City Business School

Наталья Лагенен

Опытом создания и использования собственной СДО (системы дистанционного обучения) делится генеральный директор City Business School Наталья Лагенен.

Стоит ли образовательному стартапу делать собственную платформу?

В последнее десятилетие высокотехнологичные образовательные стартапы пользуются популярностью. В мировой образовательной системе происходят изменения: все идет к тому, что скоро мы будем учиться по индивидуальным программам, а гаджеты будут верными помощниками на пути к диплому. С каждым годом количество студентов, готовых вложить деньги в дистанционное обучение, увеличивается в геометрической прогрессии. А значит, бизнес в сфере онлайн-обучения может стать очень неплохой инвестицией в будущее.

Если вы считаете так же и хотите развивать e-learning проект, то рано или поздно встанет вопрос о выборе платформы. И здесь есть два основных варианта: либо вы используете чужой продукт, который адаптируете под свои требования, либо разрабатываете систему дистанционного обучения сами.

В этой статье я расскажу о преимуществах и недостатках обоих вариантов и объясню, почему иногда лучше не искать легких путей.


Когда желания не совпадают с возможностями: 4 причины отказаться от чужой платформы

Разработать собственную платформу мы решили в 2008 году. До этого у нашей команды уже было несколько успешно реализованных обучающих проектов, в которых мы использовали разные системы дистанционного обучения. Но даже платформа IBM – одна из лучших на рынке – нам не подошла. Вот самые существенные недостатки заманчивой идеи воспользоваться готовым продуктом:

  1. Использование чужой платформы обходится дорого, потому что платить нужно за количество юзеров. Не самый лучший вариант, если вы настроены выводить проект на международный уровень и работать с массовыми продуктами, оставляя при этом пользователям доступ к системе на неограниченный срок.
  2.  Стартап такого уровня сложности, как высокотехнологичное дистанционное образование, требует гибкости бизнес-модели. Может быть так, что, выбрав какую-то систему, вы будете ограничены возможностями этой системы. В таком случае успех компании будет зависеть от разработчика платформы, который не всегда может воплотить ваши «хотелки» в силу технических возможностей самой платформы, ее архитектуры или (самый страшный вариант) может отказаться от дальнейшей поддержки своего продукта.  
  3. Если вы озабочены качеством продукта, то ваша система дистанционного обучения должна поддерживать не только стандартные текстовые, видеоматериалы и функционал тестирования, но и мультимедийные тренажеры, геймифицированные задания, квесты, задания в форме кейс-стади, групповые проекты, студенческую социальную сеть и другие дополнительные сервисы. Не забывайте и о внутренней «кухне»: бэк-энд системы должен полностью поддерживать бизнес-процессы всех специалистов по обучению и администраторов, учитывая требования к процессам и оформлению документов в соответствии с законодательством РФ. Ни одна из существующих готовых платформ не может дать таких возможностей.
  4. Тех, кто готов обучаться через интернет, нужно искать также в Сети. Для образовательных онлайн-проектов большую роль играют интернет-маркетинг и маркетинговая аналитика. А значит, платформа должна иметь возможность интегрирования с системой интернет-продвижения и статистики, учитывать ваши внутренние акции и внутренние механики работы с клиентами.

Мы изучали все платформы, предложенные на рынке, приглашали представителей компаний-разработчиков, чтобы они могли продемонстрировать возможности их продуктов. Оказалось, что ни одна из готовых для внедрения сторонних платформ не может в полной мере позволить реализовать задуманное, в том числе из-за своих технических особенностей.

Идти на компромисс зачастую означает снизить качество продукта или пожертвовать масштабом бизнеса. Поэтому идея о разработке собственной СДО, как в нашем случае, может стать единственно верным решением.


Ожидание – реальность: что дает собственная платформа

На разработку базовой платформы мы потратили два года, а процесс совершенствования не завершен до сих пор: система видоизменяется с учетом задач бизнеса и тенденций рынка. Если вам кажется, что потратить годы на разработку СДО – весьма сомнительное и недешевое удовольствие, то знайте, что вы правы.

Но есть ряд моментов, которые доказывают, что усилия и ресурсы потрачены не впустую. Итак, что мы получили на выходе:

1. Гибкость бизнес-модели

Платформа позволяет без труда менять и оптимизировать бизнес-модель без потери налаженных процессов. Все эти возможности «зашиты» в функционал системы.

2. Контроль качества продукта

У нашей аудитории есть свои особенности – это работающие взрослые люди, которые уже имеют образование и хотят получить дополнительные бизнес-навыки как на коротких курсах, так и на программах MBA. Стоимость последнего вида программ достаточно высока, а значит, есть повышенные требования к качеству и методам реализации этих учебных продуктов.

Благодаря особенностям платформы мы видим, какие учебные программы сложно осваиваются студентами, и делаем их более удобными. Мы 24 часа в сутки и 7 дней в неделю получаем обратную связь от пользователей, которые зачастую сами подсказывают, как им было бы интереснее учиться.

3. Маркетинговый анализ

Платформа открывает возможности для эффективного маркетингового анализа профилей студентов. Мы можем оперативно делать различные выгрузки, когортные и перекрестные отчеты. Это позволяет лучше понимать, кто у нас учится, как и почему. Благодаря этому легко адаптировать контент под сегменты, вводить новые специализации, разрабатывать интересные задания и кейсы.

Еще одна из возможностей платформы – тестирование новых сервисов и рассылок в фокус-группах. Имея эти данные, мы знаем, когда и что порекомендовать каждому сегменту студентов, когда и кому выслать напоминания об акциях.

По сути, мы можем за пару дней сменить текущую бизнес-модель на другую, основываясь на цифрах и реальном поведении пользователей.

4. Привлечение новых студентов и масштабирование бизнеса

Возможности нашей платформы не имеют ограничений по количеству пользователей, поэтому мы можем масштабировать бизнес, привлекая какое угодно число новых студентов. Делимся проверенными способами поглощения новых пользователей:

  • Мы делаем учебный контент частично открытым и доступным для всех желающих, а не только для студентов. Так человек получает положительный опыт работы с нашим продуктом и не боится совершить покупку «кота в мешке».
  • Сейчас на базе нашей СДО обучаются более 80 тысяч студентов, и все они имеют бессрочный доступ к учебным материалам и их обновлениям даже после сдачи итоговой работы. Таким образом, мы остаемся в контакте с нашими пользователями и напоминаем о себе рассылками, материалами и акциями. Велика вероятность, что при новой необходимости пройти обучение студент снова обратится к нам.
  • Наличие большого количества программ позволяет привлекать широкую аудиторию – людей на разных этапах построения своей карьеры. Если потенциальный студент пока не готов обучаться на дорогой и длительной программе, мы предлагаем ему альтернативный вариант с перезачетом дисциплин в будущем.
  • Гибкость платформы позволяет «встраивать» в СДО кнопки для рекомендации студентами программы и бизнес-школы на их индивидуальных страницах в соцсетях, делиться своими результатами в процессе обучения и впечатлениями в новостной ленте с друзьями, рассказывать о курсах.
  • Возможность создания функциональных сервисов на базе собственной платформы – еще одно преимущество. Например, у нас есть «Центр карьеры», где студенты, выпускники и работодатели могут общаться в СДО в специально отведенном для этого пространстве.


Опыт нашей бизнес-школы вовсе не означает, что разработка собственной платформы – необходимое условие успеха вашего проекта. Вполне возможно, что вы сможете найти для своего бизнеса готовое решение и адаптировать его под свои задачи. Все зависит от рынка, на котором вы работаете, и желаемой бизнес-модели.

Надеюсь, что моя статья поможет вам принять правильное решение.

Фото на обложке: Unsplash


Материалы по теме:

Образовательные программы в августе 2016 года

Как крупные компании ищут себе сотрудников через вузы

Почему западные бизнес-модели не работают в России

Чем MBA поможет вашему стартапу?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Экосистема для студентов «Кампус» привлекла инвестиции на масштабирование бизнеса
  2. 2 Soft skills для предпринимателей
  3. 3 10+ стажировок прямиком с IT-Олимпа: куда идти студентам и выпускникам в 2024 году
  4. 4 Тренд-гайд: как собрать бренд идеального работодателя в 2024 году
  5. 5 Лучшие практики обучения сотрудников от международных брендов, и чему нам стоит у них поучиться