Колонки

Профессия методист — новая жизнь профессии в эпоху EdTech

Колонки
Александр Сычев
Александр Сычев

Преподаватель School of Education и CEO Presium Education

Алина Алещенко

С увеличением рынка EdTech и взрывным ростом образовательных онлайн-программ стремительно трансформируются профессии в области методологии: появляются новые методисты, дизайнеры образовательного опыта, специалисты в области Training&Development и методологи. Александр Сычев, CEO Presium Education, компании, которая занимается корпоративным обучением, разбирается, почему спрос на них растет.

Профессия методист — новая жизнь профессии в эпоху EdTech

Содержание

 

Кто такой методист: историческое ревью и работа в современных реалиях

Методист — специалист, объединяющий образовательные модели и методики в единый образовательный процесс. 

Роль методиста появилась с зарождением самого обучения — еще в Древнем мире и античности. В те времена они назывались наставниками. Долгое время методистом был преподаватель, поскольку он был единственным носителем знания, однако база профессии методиста зародилась с появлением учебной литературы, в том числе религиозной. 

Уже тогда выбирали, как подавать информацию, как преподавать. Продолжается эта тенденция и в период появления первых классических университетов в эпоху Просвещения. 

Бум развития методологии случился в 20 веке: именно тогда ее начали выделять как отдельную профессию и смотреть не только на знания, но и на то, с каким опытом сталкивается студент. 

Волна интереса к тому, как обучается взрослый, появилась во время Второй мировой войны. Это было обусловлено потребностью в короткие сроки подготовить военных и рабочих предприятий. 

Именно тогда всерьез стал рассматриваться вопрос о переосмыслении процесса обучения и его эффективности. Существует гипотеза, что эти исторические события стали толчком к появлению понятия instructional design — направления, изучающего образовательный процесс. 

Чуть позже это направление развивалось благодаря появлению в образовательной сфере новых технологий — радио, кинопроекторов, фотографии. Привычные способы преподавания устарели и стали менее эффективными, в обществе появились новые запросы, что потребовало пересмотра подхода к образовательному процессу. В 1960-е годы появилась андрагогика — обучение взрослых.

Сегодня методист — это тот, кто осознанно выбирает проектировать образовательную среду, а не преподавать. Не играющий тренер, а тренер «на скамейке». Деятельность методиста ближе к исследователю, чем к открывателю. Порог входа в профессию сегодня заметно снижается во многом из-за популярности, разнообразия форматов этой профессии. Давайте разберемся в терминах.


Читайте также:
Тренд: предприниматели идут учить студентов. Как стать первоклассным преподавателем?

Разбираемся в профессии: кто такой дизайнер образовательного опыта

Training and development — обучение и развитие персонала. Как это работает?

Методолог, методист, Training&Development-менеджер и дизайнер образовательного опыта: в чем разница и имеет ли это значение?

На рынке часто путают термины: в вузах используют термин «методист», в EdTech — «методолог». Этот термин хорошо прижился в инфобизнесе: авторы ссылаются на «уникальную методологию», термин «методолог» популяризирован.

Исторически методология в России связана со школой советского методолога и политического технолога П.Г. Щедровицкого и Московским кружком методологии. Для них методолог — тот, кто создает организационно-деятельностный опыт (часто в форме игры) а также среду, стимулирующую практически- и деятельностно-ориентированное мышление.

Новая должность в образовательной среде — Training&Development-менеджер — менеджер по развитию персонала. Он   выявляет потребности в обучении сотрудников, формирует предложение, кадровый резерв, проводит аудит результатов и эффективности обучения. О типологии T&D-менеджеров мы рассказывали в этой статье.

Рассмотрим термин «методист». Методист — одна из функций Training&Development-менеджера. Деятельность методиста включает изучение форматов обучения, исследования и эксперименты внутри организации, тестирование новых инструментов и гипотез и исследование запроса аудитории. Должностная инструкция методиста также включает оценку результатов обучения. 

Термин «дизайнер образовательного опыта» чаще всего используют прогрессивные образовательные учреждения вроде Universal University и организации, которые делают упор на дополнительном профессиональном образовании, обучении взрослых, повышении квалификации. 

Из-за того, что эти организации существуют в условиях конкурентного рынка, им важно оценивать не только качество образования, но и опыт ученика, ведь помимо знаний они должны предоставлять сервис. Дизайнер образовательного опыта — специалист, который разбирается не только в методологии, но и в том, как человеку комфортно учиться, он создает среду для эффективного обучения.

Хайп на образование и место методиста

Почему же последнее время так востребованна эта профессия?

Методисты понимают, как правильно проектировать образовательные продукты в эпоху, когда каждый человек хочет учиться. Ввиду того, что сама идея Learn how to learn («Научиться учиться») постоянно развивается, методисты становятся обязательным элементом системы.

Они выступают как проводники: и для людей, которые не умеют выбирать образовательные треки самостоятельно, и для бизнеса, которому нужно поддерживать конкурентоспособность за счет обучения сотрудников.

Пандемия и переход на удаленную работу также стали драйвером роста онлайн-образования и бума методистов. Во многом рост интереса к EdTech-продуктам связан со стремительным переходом к онлайн-обучению в 2020 году. 

Растущий спрос на услуги методистов поддержало то, что традиционные игроки рынка образования (университеты, образовательные бутики, тренинг-центры) не могли быстро адаптироваться к онлайну. Они логичным образом обратились к специалистам, которые знали, как создать новый опыт онлайн-обучения.

 

Стремительный рост EdTech и перерождение профессии методологов

EdTech сейчас — это огромный рынок, суммарная выручка топ-80 компаний на этом рынке по итогам первого квартала 2021 года составила более 11 млрд рублей. Он будет расти дальше, набирая огромную клиентскую базу. 

В эту гонку уже врываются вузы, инфобизнес и частные специалисты. Поэтому EdTech-компаниям очень важно поддерживать качество продукта и повышать LTV (Life Time Value) клиента, ведь привлекать новых клиентов дороже, чем удерживать старых.

В такой ситуации они приходят к необходимости поддерживать высокий уровень методологии ради удержания клиента и повышения качества продукта. Методисты для EdTech-рынка — это устойчивость и залог качества и роста прибыли. 

Можно сказать, что рынок EdTech предъявляет более широкий спектр требований к методистам, чем T&D-компании или вузы. Так, обязанности методиста в этой среде часто связаны с ролью кураторов процесса сборки курса. Здесь, помимо традиционных компетенций, нужны и коммуникативные навыки, чтобы брифовать спикеров, и менеджерские, чтобы грамотно управлять процессом.

 

Проектирование образовательного опыта в корпоративной среде: как методист измеряет результаты обучения

Методист отвечает за полную проработку образовательного трека: методологию программ, устройство образовательной среды, опыт студентов, а также он должен следить за тем, каким образом происходят изменения и как их измерить. Одной из наиболее часто используемых систем оценки эффективности образовательных программ является модель Киркпатрика. Она подразумевает проверку пяти уровней.

 

1 уровень: реакция

На этом этапе мы спрашиваем учащегося о том, что он думает о программе. Понравилась ли она или нет, почему, какие эмоции вызвала. Этот этап позволяет проанализировать эмоциональный фон учащихся, уровень комфорта. 

 

2 уровень: научение

На этом этапе мы проверяем, усвоились ли передаваемые знания, сформировались ли заложенные умения и навыки.

 

3 уровень: поведение

Казалось бы, мы уже узнали, доволен ли учащийся, чему он научился, и этого должно быть достаточно, чтобы оценить эффект. Но проверка первых двух уровней вовсе не гарантирует, что в поведении человека действительно что-то изменилось. А любая образовательная программа нацелена именно на это. 

Поэтому на этом этапе нужно проверить, удалось ли сформировать новые паттерны поведения, или человек в реальной жизни продолжает действовать так, как привык до обучения.

 

4 уровень: результаты

Заключительным этапом нужно оценить, оказывают ли изменения в поведении участников положительное влияние на компанию или результаты работы.

 

5 уровень: оценка ROI 

ROI (показатель возврата инвестиций) позволяет измерить, насколько вложенные инвестиции окупились в сравнении с затратами. В реальности измерить его очень сложно, так как на прибыль компании влияет огромное количество факторов, не зависящих напрямую от обучения.


Эффективность программы также оценивается с помощью универсальных метрик оценки: 

  • COR — индекс учащихся, дошедших до конца;
  • CSI — удовлетворенность учащихся курсом;
  • NPS — готовность учащихся рекомендовать образовательный продукт.

Эту модель часто критикуют прогрессивные игроки рынка T&D и обвиняют ее в том, что она устарела, однако модель Киркпатрика по-прежнему довольно четко справляется со своей задачей и регулярно применяется в корпорациях, поэтому на нее можно ориентироваться и использовать в своей практике.

 

Спрос на методологов в России сегодня: сколько зарабатывает методист?

Методист нужен любой компании в сфере образования, а также бизнесу, который уделяет должное внимание внутреннему обучению. Основные места работы методологов — EdTech-компании, вузы. 

Если в вузах методист может зарабатывать в среднем от 40 000 до 60 000 рублей, в EdTech его заработок колеблется между 80 000 и 150 000 рублей. При этом возможности повышения заработной платы в сегменте EdTech ограничены только временными ресурсами специалиста: он может работать над несколькими проектами одновременно.

 

Где искать работу методистам?

Вакансии методистов есть в EdTech компаниях, и с каждым годом этот рынок растет. Методисты в Москве успешно работают в вузах — в отделах молодежных программ, организации стажировок, а инфобизнес открывает методистам возможности для работы из любой точки мира. 

Все чаще возникает запрос на функцию методиста внутри корпораций. Здесь методист часто выполняет Т&D-функцию или работает в департаменте внутренних коммуникаций. 

После того, как все ушли в онлайн, методисты и отделы корпоративных коммуникаций должны были рассказывать людям, как им устраивать свою работу.  Особенно значимы они для проектирования онлайн-курсов крупных компаний. 

Методист поможет сделать качественный курс внутри компании, который будет не хуже предложений на рынке. Это позволяет решить очень важную проблему: когда в 2020 году все оказались в онлайне, преимущества внутреннего курса перед внешним оказались совсем не очевидными. 

Если сотрудник внутри корпорации видит плохо сделанный продукт, когда у него есть возможность купить недорогой внешний продукт отличного качества с высоким уровнем сервиса, то ценность внутреннего снижается. Методисты внутри компании могут помочь сделать топовый курс, чтобы сотрудник не уходил на рынок.

 

Зачем корпорациям услуги внешних методических консультантов

Есть четыре основные причины, которые вынуждают компании прибегать к услугам внешних методических консультантов: помощь с переходом в онлайн, создание конкурентоспособного внутреннего продукта, аудит имеющихся продуктов, проектирование сложных программ при недостатке внутренних компетенций.

Для компании важно, где сотрудник покупает обучение, — внутри или на рынке — потому что обучение решает дополнительные задачи: повышает мотивацию, формирует коллектив и позволяет проводить оценку сотрудников. 

Когда специалист уходит за обучением на рынок, эти цели не достигаются. Менеджеры в корпорациях ощущают потерю контроля над сотрудниками, когда те уходят за обучением на рынок. Многие скиллы в такой ситуации невозможно измерить. Внутреннее же обучение более контролируемо. 

Однако не для всех проектов нужно держать штат методистов, иногда гораздо выгоднее разово привлечь опытных подрядчиков. 

Приведем кейс, который можно решить с помощью внешних специалистов: банк не представлен на отраслевых мероприятиях в сравнении с конкурентами. Чтобы представлять банк на конференциях, нужны спикеры. Как их учить? Индивидуально? С привлечением коучей? Как их найти и мотивировать выступать? 

Решение — привлечение методистов, разработка модульной программы с элементами конкурсного отбора, которая повышает мотивацию в коллективе, качественная программа отсева. По результатам банк имеет пул готовых выступлений и подготовленных спикеров.


Подводя итог, подчеркнем, что методология в современных реалиях не только позволяет эффективнее достигать целей, которые стоят перед обучением, но и создает комфортную образовательную среду. Именно методологи формируют позитивный опыт обучения, повышая мотивацию студентов, заставляя приобретать новые образовательные продукты и становиться приверженцами lifelong learning. 

Фото на обложке: unsplash.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Рынка EdTech хватит всем». Основатель фонда «Прообраз» о венчуре, EdTech и проблемах образования
  2. 2 Запуск онлайн-уроков для детей в США — что для этого нужно
  3. 3 Что на самом деле нужно уметь, чтобы создавать уроки в онлайн-школе: 7 ключевых скиллов
  4. 4 «Были на грани банкротства, а после выручка выросла в 20 раз» — как перестроить бизнес в кризис
  5. 5 Как попасть в EdTech, какие специалисты требуются и каких карьерных перспектив ожидать
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти