40% бизнесов в ближайшие 10 лет перестанут существовать
Цифровизация бизнеса и внедрение информационных технологий – процесс, непрерывно происходящий в течение последних 60 лет. Старт ему был дан еще в XIX веке, а в 1920 годах новый стандарт уже начал воплощаться в форме первых перфокарт. Рубиконом стало появление в 1990-2000 годах информационных сетей (в первую очередь интернета), быстро ставших массовыми, а затем их переход в форму сетей мобильных.
Масштаб явления хорошо описал Джон Чембер, бывший генеральный директор Cisco, на одном из недавних форумов: «40% бизнесов, чьи представители сейчас сидят в зале, в ближайшие 10 лет перестанут существовать. Примерно 70% из вас будут пытаться стать цифровыми, но преуспеет только половина. И если вас такая статистика расстраивает, то поверьте, я еще приукрашиваю».
По аналогии с извозчиками и печниками, профессии которых почти исчезли, важно понять, каким отраслям цифровизация несет максимальные вызовы, а какие, напротив, могут от нее выиграть. Как поймать цифровую волну и остаться на ее гребне?
Что изменится?
1. Банкинг
Говоря о крупных секторах, от внедрения цифровизации в первую очередь пострадает банковский сектор. Классический банкинг в том виде, в котором мы его знаем, канет в лету уже в ближайшее пятилетие. России повезло хотя бы в том, что во главе крупнейшего национального банка стоит Герман Греф, визионер, не боящийся новых тенденций и активно внедряющий современные технологии.
Его опыты рождают много шуток и мемов в сети, но факты говорят сами за себя: «В Сбербанке работало 33 тысячи бухгалтеров (то есть почти 10% штата), на сегодняшний день у нас их работает 1.5 тысячи, а будет работать 500 человек».
Сбербанк также планирует уменьшить в три раза штат андеррайтеров (сотрудников, рассматривающих заявки на кредиты), с 4.5 до 1.5 тысячи человек.
2. Ритейл
Очень сильно изменится ритейл. Тренды в этом сегменте множественны и разнообразны: это и цифровизация работы самих оффлайновых точек, и перевод торговли в онлайн (для начала в формате мультиканальности), и внедрение новых инструментов для привлечения покупателя – все они однозначно скажутся на привычном рынке ритейла и, во-первых, сократят количество, а, во-вторых, радикально изменят формат этих магазинов.
Начальные примеры и прообразы тоже уже у нас перед глазами: еще в декабре прошлого года был запущен для тестирования магазин Amazon Go, использующий виртуальную корзину в смартфоне пользователя.
Еще более революционной является технология полной маркировки товаров RFID-метками, которую активно тестируют, в том числе и в России (Роснано и X5 Group). Технология вполне функциональна и ее полноценный запуск ограничивается лишь стоимостью элементной базы, но это дело времени.
3. Строительство
Вслед за ритейлом возникнут проблемы у классического строительства. Продажи недвижимости тоже уйдут в интернет, но девелоперские и строительные компании, как подсказывает опыт, вряд ли будут следовать за цифровизацией рынка.
Они, будучи инертными в своем мышлении, не будут понимать, как меняется рынок, вследствие чего очень сильно пострадают и будут нести огромные убытки. И удар по этому сектору окажется чувствительным: девелопмент, как и ритейл, – это одна из базовых индустрий, в этих нишах работает ощутимый процент населения.
4. Образование
Сильно изменится и модернизируется образование. Это происходит уже сейчас, и я думаю, что классическое образование также канет в лету в ближайшие 10-15 лет, большинство дипломов будут выдаваться онлайн с использованием всех передовых технологий. Не исключено, что и само понятие дипломов станет рудиментом.
Что сохранится?
1. Юриспруденция
В профессиональном сообществе идет много разговоров о вытеснении компьютером профессии юриста. Тот же Герман Оскарович Греф совсем недавно прямым текстом рекомендовал «забыть профессию» тем юристам, кто не владеет основами работы с искусственным интеллектом.
Я считаю, что у юристов, скорее всего, серьезных проблем не будет, потому что никакой искусственный интеллект и никакая цифровизация не может обеспечить успешный контроль за разъяснениями, пояснениями, интерпретацией и анализом судебных прецедентов.
Частный случай успешного робота-юриста – программа DoNotPay, активно применяемая в США и Великобритании для оспаривания неправильно выписанных талонов за парковку. Робот работает уже два года и отсудил более $3 млн штрафов в нескольких тысячах случаев.
Но это очень стандартная работа, при этом такие сферы, как корпоративное право, существенно сложнее и юристы, сопровождающие компании, в ближайшие годы никуда не денутся. Не надо забывать также и о чисто психологической, личностной функции юристов – переговоры, обсуждение деталей и торговля по нюансам сделок.
2. Медицина
Процессы перехода на цифровые технологии практически не затронут медицину, эта отрасль живёт сама в себе. Там уже в значительной степени внедрены цифровые процессы, например, электронные очереди и медицинские карты – в этих сферах могут быть даже более глубокие изменения, например, элементы технологии блокчейн для защиты данных и исключения ошибок.
Сильно автоматизированы функции сбора анализов, телемедицина состоялась в формах онлайн-консалтинга, но всё равно мы понимаем, что пациента надо смотреть лично.
Ни через какой экран монитора невозможно дать ему правильный совет или поставить итоговый диагноз – помимо анализов, с пациентом нужно контактировать, иногда требуется врачебный консилиум.
Поэтому внедрение в классическую медицину роботизации будет довольно длительным, отдельные роботы, которые совершают конкретные манипуляции, не смогут сильно изменить индустрию.
3. Сырьё
Цифровые процессы не затронут сырьевые рынки, которые связаны с добычей простых понятных полезных ископаемых. Например, песчаный карьер или добыча щебня вряд ли сильно нуждаются в цифровизации и не очень от неё зависят.
От цифровизации не слишком зависят сектора, связанные с монополиями. Это опять же полезные ископаемые – алмазы, золото, добыча нефти и газа и производство нефтехимических продуктов и более высоких переделов.
Роботизация отдельных участков, несомненно состоится. На современных производствах при плавке металла ковш уже не тянут крюком, а тигли не хватают щипцами, это делает аппарат с ЧПУ, точно так же водителя карьерного самосвала заменит оператор, работающий дистанционно. Производители тяжелой техники активно разрабатывают устройства без кабины последние 5-7 лет, от «Белаза» до Komatsu.
Место России в этом процессе
Россия в данный момент находится в очень подвешенном состоянии, потому что страна, увы, не имеет устойчивого вектора развития бизнеса. Одной рукой мы декларируем облегчение налогового бремени и отсутствие проверок – тут же другой рукой Центробанк запрещает предпринимателям нормально открывать счета, налоговая служба штрафует и блокирует операции за любую малейшую провинность, и это огромная проблема в сегодняшней России.
С точки зрения базовых факторов, способствующих цифровизации и развитию новых технологий, наша страна имеет хорошие стартовые позиции; Россия славится своими программистами, базовой школой математики, институтами мирового уровня, которые выпускают очень толковых молодых людей, создающих уникальные продукты.
Мы сильны мозгами, и хоть они утекают из страны, всё равно именно эти мозги создают продукты во всём мире – не только в России, но и за её пределами.
Быстрый маневр возможен только в том случае, если у этих классных мозгов будет внутреннее осознанное желание остаться в стране, а это значит, что им должны быть обеспечены две базовые аксиомы. Первая из них – это перспектива, вторая – это гарантии безопасности.
Самый значимый фактор — это неприкосновенность частной собственности. Кроме того, на улицах должно быть спокойно, человек должен иметь гарантии объективности судебной системы, налоговая система должна быть простой и легко администрируемой.
Ещё критично решить проблему с банковским сектором. Буквально за последние недели усугубилась и без того неадекватная ситуация, и теперь шесть крупнейших банков в стране являются государственными.
Что будет со свободными руками?
В этом вопросе я оптимист — люди, высвободившиеся в результате цифровизации процессов, скорее всего, уйдут в новые ниши и будут заниматься в этих нишах ручным трудом. Промышленная фасовка отошла машинам, но упаковка в розничной продаже делается людьми. Чатботы помогают с выбором тем, кто уже понимает свои потребности, но роботу сложно освоить холодные звонки.
Всегда будут существовать сферы, где необходим контакт с людьми – именно продавцы, а не консультанты, всегда будут нужны. Одни ниши сменятся другими, будут продаваться не продукты, а лекарства, не лекарства, а услуги, не услуги, а рекомендации, но всегда сохранится что-то, что будет нужно следующему поколению, что-то новое всё равно появится.
Возможно, какие-то профессии умрут, как когда-то умерла профессия точильщика ножей, но мне кажется, что никто не пострадал – и лудильщики, и шорники нашли себе другую работу.
Чем больше будет роботов, тем больше нужно будет людей, занимающихся эксплуатацией, сервисом, вопросами, связанными с коммуникациями. Это и ремонтно-монтажные бригады, и менеджеры, и специалисты, которые занимаются профилактикой, контролем, осмотром. Над робототехникой выстроится другая ниша, которая вовлечёт в себя большое количество людей и предоставит им рабочие места, поэтому автоматизации и цифровизации бояться не нужно – эти процессы взаимосвязаны.
Это не гипотеза, исследовательское подразделение компании McKinsey проанализировало автомобильную индустрию США в период с 2010 по 2015 год – за это время в отрасли были введены в эксплуатацию 60 тысяч промышленных роботов, при этом численность персонала тоже выросла на 230 тысяч человек. В Германии за тот же период рост числа роботов на 14 тысяч единиц добавил 93 тысячи рабочих мест. Общий вывод исследования – 90% функциональных обязанностей в автомобилестроении не могут быть полностью автоматизированы в ближайшем будущем.
Тактика и стратегия бизнеса
В ситуации быстрой цифровизации главное для предпринимателя и менеджера – видеть свои бизнес-процессы в онлайне. Перед вами должна быть постоянно актуализируемая ресурсная матрица. На каком бы уровне ни находился бизнес, нужно инвестировать средства в инструментарий, который позволяет в любой момент заглянуть в отдельные сегменты бизнеса и узнать, что эффективно, а что нет.
- Необходим единый цифровой шлюз, который объединяет склад, логистику, доставку. Настроенная бухгалтерия, которая дает увидеть количество денег, количество товаров на складе, оборачиваемость отдельных позиций, валовые и удельные показатели по каналам логистики.
- Желательно, чтобы это было объединено в единый интерфейс. Это дает возможность быстро понимать, какие направления страдают или требуют большего внимания, где необходимы дополнительные средства, и быстро принимать управленческие решения.
- Внедрите автоматизированную систему анализа маркетинга, оценивающую его эффективность (AmoCRM и подобные ей продукты). Будьте эффективны в конкурентной онлайн-борьбе за покупателя, потребителя, клиента.
- Обязательно нужно смотреть по сторонам – отслеживать движение ресурсов и поведение конкурентов. Чтобы узнать остатки на складе и план продаж на неделю, не нужно звонить Маше, Пете и Коле, все данные должны находиться в едином окне, с выстроенным взаимодействием с CRM-системой, складом, бухгалтерией, доставкой, аналитикой, системой обзвона.
Это как раз кейс из моей практики – моя инвестиционная компания проинвестировала программный продукт HelpIM, он сейчас выходит из стадии стартапа. Аналогичных проектов в мире много, они нужны, я вижу, что за ними будет будущее.
Станет ли этот конкретный сервис успешным, я не знаю, но у проекта есть все шансы стать одним из лидеров. В этой нише уже есть большие игроки и, безусловно, появятся новые компании, которые могут оптимизировать бизнес-процесс и качественно визуализировать его.
Как изменится отрасль IT?
- IT-сегмент будет оттягивать на себя всё большие бюджеты, соответственно, в этой области будет появляться всё больше компаний, а их размер и влияние будут расти. Уже сейчас IT решает большое количество задач – снижение издержек, автоматизация процессов, упрощение взаимодействия с клиентом, сокращение пути от закупки сырья до продажи товара. При этом расходы на IT в крупных компаниях все еще остаются на уровне около 3.2% от общих, и даже в малых доходят только до 7%.
- Внутри самой IT-индустрии рождаются новые продукты – например, развлекательные. IT создает эти технологии и сервисы уже давно, их существование и потенциальная популярность не новость, и эта ниша будет продолжать расти огромными темпами.
- Отмирать будут устаревшие сервисы и услуги. Скажем, можно постепенно забывать о самостоятельной аутсорсинговой бухгалтерии (примером является сервис «Точка», который уже автоматизировал эту услугу для ИП).
- Финансисты, которые придумывают и выстраивают структуру бизнес-процессов, будут нужны всегда. Везде, где будет требоваться человеческий мозг и где есть задача придумать продуктовое решение, усиливающее бизнес, будут востребованы живые люди.
- Везде, где можно поставить бездушную технику, будут появляться IT-компании, которые будут решать поставленную задачу.
Россия, как уже говорилось, на перепутье. Но сфера информационных технологий тем и хороша, что каждые 5-8 лет она рождает новую нишу, запускает новую революцию, за счет чего все достижения обнуляются; образно говоря, все возвращаются на старт, и новое поколение предпринимателей снова имеет возможность стать миллиардерами в 25-30 лет.
Сейчас такое окно открывается в сегменте криптовалюты, которую, возможно, полностью запретят. А может, случится взрывной рост, и этот сектор создаст колоссальный спрос на новых специалистов: будут нужны менеджеры проектов, call-центры, клиентские менеджеры, бренд-менеджеры, маркетологи.
Материалы по теме:
Я хочу стать цифровым кочевником. С чего начать?
«Мы — цифровые крестьяне»: как интернет вещей возвращает нас в Средневековье
Удаленная идентификация и роботы – какие технологии нужны цифровым банкам
Продуктивность и человеческий капитал: почему Билл Гейтс значительно богаче вас?
«Кто готовил Адаму Смиту»: почему нам пора учитывать домашний труд в экономике
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter