Один из главных способов продвижения Reposh и Mamsy — influence-маркетинг, то есть работа с блогерами. При запуске Reposh с помощью флешмоба в Instagram было привлечено 20 тысяч пользователей за неделю.
COO Perfluence Кирилл Пыжов поделился секретом, как быстро запускать подобные проекты и создавать масштабную сеть скаутов, которые выбирают блогеров и договариваются о совместной работе.
Начало
В 2017 году я пришел в Mamsy и как глава отдела маркетинга стал думать, как можно оптимизировать работу компании с блогерами. Мы пробовали работать со многими агентствами, которые только предлагали количество размещенных постов и не гарантировали результат. При этом они брали наценку в 30-40% на стоимость поста. Сами мы работали с блогерами эффективно, но ресурсов на много кампаний не хватало.
Стало понятно, что нужно создавать свою команду, которая способна эффективно размещать сотни постов в месяц. Мы приступили к созданию сети скаутов, живущих по всему миру.
Отбор скаута
На вакансию скаута всегда откликается много людей. 80% мы отсеиваем уже на этапе интервью, задачи которого сводятся к тому, чтобы:
- узнать опыт работы,
- понять мотивацию (многие думают, что удаленная работа — это халява),
- проверить грамотность.
Мы не берем кандидатов, которые допускают много ошибок в тесте по орфографии и не пользуются социальными сетями. Еще мы отказываем, если кандидат не готов уделять работе менее 4-5 часов в день. Собеседование мы проводим в чате Telegram, а иногда созваниваемся с кандидатами.
Лучшие отправляются на стажировку, где будущий скаут учится общаться с блогерами — просить скидку, договариваться о бартере, отвечать на грубость.
Групповое обучение длится 8 дней.

Первые 4 дня идет изучение материалов и ежедневная проверка знаний:
- день 1 — изучение социальных сетей,
- день 2 — изучение нашей внутренней системы,
- день 3 — правила переговоров,
-
день 4 — подведение итогов и выдача доступов в систему.

Тесты проходят по каждой теме. У каждого из них есть проходной балл, таким образом мы оцениваем успешность прохождения. Каждый день мы начинаем с подведением итогов вчерашнего дня и повторения материала.
После этого начинается стажировка на реальном проекте, где скауты ведут переговоры с блогерами. Мы сформировали карту процесса обучения и определили идеальный день для старта. Обучение стартует каждую среду, а каждый понедельник мы выдаем доступы в систему и до пятницы проводим стажировку. Во время работы с блогерами скаутов сопровождает наставник, который помогает формулировать ответы и вести диалог.
В течение обучения мы отсеиваем кандидатов, которые плохо справляются с нашими ежедневными заданиями. По каждому этапу мы выставляем оценки и на их основе в итоге решаем, выйдет ли скаут к нам на работу.
Идеальный скаут интересуется трендами во всем мире, активно пользуется соцсетями и умеет работать удаленно. Он общается с блогерами живо, просто и только фактами. Главное, чтобы он умел взаимодействовать не по шаблону и не был похож на обычного менеджера по продажам. Мы ведем переговоры с блогерами на уровне партнерского взаимодействия.
Хороший скаут умеет проводить первичную визуальную аналитику блога, прежде чем начать сотрудничество с его автором, и предлагать идеи по реализации рекламы.
Работа
Наша команда всегда ведет много проектов одновременно. Каждый из них возглавляет senior scout — старший скаут. Он набирает на проект определенное количество человек, а потом ставит им задачи и отслеживает выполнение. У каждого проекта есть глобальная цель, которая сообщается всей команде. Senior scouts распределяют обязанности и делят большую цель на микроцели (день, неделя).
Руководители ставят цели каждый день, а в течение дня направляют команду и помогают совершить маленькую победу. В конце дня мы все вместе подводим итоги.
Каждый скаут может одновременно работать на нескольких проектах и получать разные задания. Все скауты постоянно взаимодействуют между собой и могут даже написать в чат «Помощь друга», чтобы попросить совета в сложной ситуации.
Работники подробно изучают бренд, с которым имеют дело: смотрят сайт, определяют плюсы и минусы продукта. Senior scouts помогают определиться с целевой аудиторией и создают брифы с более структурированной информацией. Они устраивают брейнштормы со своей командой, чтобы лучше понять продукт заказчика, и совместно с командой продумывают креативы по реализации рекламы у блогера.
Каждый скаут находит от 100 до 400 целевых блогеров на проект. Для работы с блогерами он использует нашу систему, которая позволяет посмотреть ER, оценить накрутку по лайкам и комментариям выбранных им блогеров. Прежде чем скаут отправляет предложение, он добавляет блогера в конкретный проект, чтобы два скаута не написали одному и тому же человеку. Когда скаут договаривается с блогером о рекламе, то отправляет его на проверку в системе: сначала старшего скаута, а иногда и у представителя бренда. Когда у блогера появляются статус «одобрен», то скаут может планировать рекламу. Успешные скауты доводят до публикации 50 постов в месяц.
Фото: Unsplash
Для оценки работы мы разработали свои методы оценки эффективности и просматриваем их активность и конверсию каждый месяц. Мы оцениваем эффективность по двум показателям: активность и конверсия.
Активность — это сумма всех блогеров скаута и всех постов. Наши сотрудники сами распределяют свое время и могут работать в любое время дня и ночи. Нам важно, чтобы они энергично искали блогеров на проекты, именно поэтому мы оцениваем активность.
Конверсия — это процент перехода блогеров из статуса «в работе» в статус «одобрен». Он показывает, насколько эффективно работает скаут. Мы не предоставляем работникам возможность смотреть эти показатели в режиме онлайн, так как показатель объективен при активности более 150. Поэтому мы подводим итоги раз в месяц и делаем промежуточные итоги активности и конверсии в середине месяца.
Эти показатели очень помогают нам анализировать работу скаута. Если активность очень высокая, а конверсия низкая, мы экстренно с ним связываемся и помогаем повысить конверсию. Высокая активность — это показатель большой заинтересованности к работе, а причина низкой конверсии — неэффективные переговоры.
Карьерный рост и доходы
Самые эффективные скауты могут стать наставниками и помогать в обучении новых сотрудников. А когда работнику удается проявить себя при взаимодействии с новыми сотрудниками, то мы можем повысить его до должности senior scout. Сейчас у нас 15 старших скаутов, которые подчиняются трем другим сотрудникам — head of scouts. Они контролируют работу всех проектов.
Все скауты получают зарплату раз в месяц, в среднем это 23 тысячи рублей (конкретная сумма за каждый проект зависит от эффективности и договоренностей с клиентом).
Когда скаут выстраивает взаимоотношения с блогерами, он нарабатывает свою базу и увеличивает доход. Успешные скауты могут зарабатывать от 60 до 300 тысяч рублей. Например, топовый сотрудник в июле заработала 267 тысяч рублей. Мы не ограничиваем скаутов в доходе, они могут брать столько проектов, сколько считают нужным. Старшие скауты получают оклад и процент от эффективности проекта.
Результаты
За два года наша команда скаутов разрослась до 700 человек. Набор новых людей идет постоянно, а система гибкая, поэтому у нас не бывает ситуации, когда скаутов не хватает. Слишком много их тоже не бывает, потому что у нас есть постоянные проекты: во-первых, наши собственные, а во-вторых — внешние заказчики вроде Tinkoff, Ozon, Beru, Joom, Faberlic, Aliexpress. Всего клиентов более 40. Вырасти до таких масштабов без налаженной системы работы с удаленными сотрудниками было бы невозможно.
Как получить максимум
- Отсеивайте неподходящих кандидатов на первом этапе интервью. Для этого определите список критически важных критериев — мы выбрали грамотность, активность в соцсетях и готовность работать определенное количество часов.
- Проводите дальнейший отсев по результатам стажировки. Лучше всего проверять кандидатов в деле — в случае удаленной работы такую проверку не очень сложно организовать. Главное — совместить обучение с практикой и проверить, насколько кандидаты способны усваивать новую информацию и применять ее.
- Выстройте понятную иерархию. В большой удаленной команде не обойтись без грамотных руководителей и четкого разделения обязанностей.
- Сохраните гибкость. Жесткая иерархия — это не обязательно монотонная и одинаковая работа. Мы дали скаутам возможность работать на разных проектах по их выбору одновременно.
- Дайте сотрудникам понятные инструменты. Большая команда не может работать без единого пространства, где можно координировать действия.
- Задайте четкие показатели эффективности. Это поможет улучшать работу сотрудников. Мы отслеживаем активность скаута и конверсию потенциальных сотрудничеств в одобренные.
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter