Не каждый стартап выстреливает, но он может принести бесценный опыт, который пригодится для нового проекта. Основатель HireTeacher.ru Денис Потапов рассказывает, как не самая удачная попытка создать свою онлайн-школу английского языка помогла нащупать реальную боль рынка.
Как возникла идея
Летом 2019 года мы с женой решили открыть онлайн-школу английского языка. Моя жена — преподавательница английского, поэтому идея показалась нам логичной. Мы купили домен, сделали посадочную страницу, завели страницы в соцсетях, настроили контекстную рекламу и стали ждать заявок. Параллельно я искал преподавателей для будущей школы.
За три недели мы получили пять входящих заявок и одного платящего ученика. Мы начали анализировать нишу и поняли, какой высокий уровень конкуренции на рынке обучения английскому языку. Сейчас для языковой школы недостаточно нанять хороших преподавателей — необходимо иметь дополнительные сервисы, платформу, отдел продаж, бюджет на продвижение — всего этого у нас не было, а строить с нуля второй Skyeng мы не захотели. Через два месяца после запуска мы свернули проект школы.
Во время поиска преподавателей для школы я столкнулся с трудностями:
- На работных сайтах невозможно понять уровень владения языком соискателя.
- В резюме соискателей очень мало информации, часто в них нет фотографии.
- Необходимо встречаться почти с каждым, чтобы понять, что человек из себя представляет.
Все это занимало очень много времени. Преподаватели часто пропадали и не выходили на связь после согласования времени собеседования.
Тема иностранных языков и преподавания мне была близка, и я решил создать HireTeacher.ru — сайт для поиска преподавателей иностранных языков, который был бы максимально сфокусирован на потребностях языковых школ.
Shutterstock/olesia_g
Начало проекта
Я решил не уходить с основного места работы, так как для развития проекта нужны средства. Пойти в web-студию и заказать сайт проекта я не мог — это вышло бы слишком дорого как в разработке, так и в поддержке. Поэтому я купил готовый макет сайта и начал искать разработчика на фрилансе.
Сначала у меня были такие гипотезы:
- Если сделать базовый функционал размещения вакансий и откликов с красивым дизайном, то проект заметят, он начнет набирать обороты.
- Достаточно сделать форму резюме со всеми необходимыми полями и заставить соискателей заполнять их — этого будет достаточно для привлечения большого количества школ.
Через четыре месяца первая версия сайта была готова. Чтобы сайт не был пустым, я договорился со школами, что сам добавлю их вакансии на сайт и так у нас появились первые 20 вакансий. После этого я запустил рекламу. Через два месяца у нас было всего 15 регистраций преподавателей и одна регистрация работодателя.
Что я понял:
- Дизайн не имеет почти никакого значения — важна ценность продукта для пользователя.
- Никто не любит заполнять длинные формы. Поэтому у нас было очень мало резюме.
- Соискатели не понимали, почему они должны тратить свое время на неизвестном ресурсе.
-
Школы не считали сильным преимуществом наличие информации о том, по каким учебникам работает преподаватель и какой, по его мнению, у него уровень английского.
Видеоинтервью
Я начал общаться с языковыми школами и выяснять процесс найма новых преподавателей. Оказалось, что у всех школ он состоит из примерно одних и тех же этапов:
- изучение резюме;
- первичное собеседование или созвон;
- тест на знание языка;
- демо-урок;
- выход на работу.
Я обратил внимание, что рекрутеры особое внимание уделяют тому, как выглядит кандидат, как себя ведет, как говорит на языке преподавания — это все важно, так как напрямую влияет на качество занятий. Я изучал тему видеорезюме и понял, что это именно то, что нам нужно.
За полгода мы полностью переписали сайт, максимально сократили форму резюме и добавили функционал записи видеоинтервью. Теперь каждый отклик приходит школе в виде анкеты преподавателя и записанного видеоинтервью, в котором преподаватель отвечает на несколько вопросов на иностранном языке.
У видеоинтервью есть преимущества перед стандартным текстовым резюме:
- Рекрутер может за пять минут оценить, как выглядит кандидат, как он себя преподносит, какой у него уровень владения языком.
- Рекрутеру не надо тратить время на собеседования с заведомо неподходящими кандидатами.
- Рекрутер может смотреть видеоинтервью кандидатов в любое время с любого устройства.
- Соискатель может записать видеоинтервью один раз и откликаться им на любое количество вакансий.
- Соискатель может отправить видеоитервью вместо того, чтобы тратить время на очное собеседование.
После внедрения видеоинтервью у нас появились школы, которым очень понравился этот формат, некоторые даже стали рассказывать про это на своих страницах в соцсетях.
Работа с фрилансерами
За время работы над проектом я поработал с несколькими фрилансерами — разработчиками, верстальщиками, дизайнерами — и набил много шишек. Я выработал для себя несколько правил, которых стараюсь придерживаться при работе с фрилансерами:
- Всегда. Всегда смотрите портфолио фрилансера. Если у фрилансера нет портфолио, то это плохой знак. Вы никак не сможете понять уровень его компетенций. То, что он веселый и рассказывает вам, что уже сделал тысячу подобных проектов, ничего не значит.
- Если фрилансер на этапе переписки пропадает или ведет себя странно, то это повод задуматься. На практике — дальше будет только хуже.
- Фрилансер не берет предоплату. Как ни странно, это может быть тоже плохим знаком. В этом случае фрилансер не будет чувствовать ответственности перед вами и может затягивать сроки до бесконечности.
- Фрилансер срывает сроки выполнения первых заданий. Если для вас это критично, то прекращайте сотрудничество: дальше срыв сроков будет еще больше.
У меня был опыт работы с разработчиками из Индии. В моем случае коммуникация происходила на английском языке, она занимала все время. Тяжело разрабатывать русскоязычный сайт с англоговорящим разработчиком, поэтому я вернулся к работе с русскоязычными фрилансерами.
Затраты
Так как я развиваю проект на собственные средства, приходится растягивать разработку во времени и каждый месяц добавлять новый функционал. В распределенной по времени разработке есть плюс — я успеваю тщательно обдумать каждую доработку и нередко от некоторых отказываюсь, пока жду зарплату.
Сейчас в проект вложено около 700 тысяч рублей. Каждый месяц на разработку и маркетинг я трачу 30–40 тысяч. Только месяц назад я запустил монетизацию, поэтому про окупаемость еще говорить рано. В планах — обкатать бизнес-модель в России и пойти на зарубежные рынки, так как английский язык учат во всем мире.
Монетизация
В таких проектах важны пользователи со стороны школ, которые размещают вакансии, и соискатели, которые откликаются на них. Активность одной группы пользователей стимулирует активность другой группы. Поэтому при выборе варианта монетизации было важно не отбить желание у школ размещать у нас вакансии.
Рассматривали такие варианты:
- оплата за размещение вакансии;
- оплата за каждый отклик на вакансию;
- оплата только за контакты в тех откликах, которые понравились школе.
Мы выбрали третий вариант как наиболее справедливый и безопасный. Он позволяет не платить школе при первом знакомстве с нашим сервисом и оплачивать только те отклики, которые ей понравились. Работодатель платит только за результат. В будущем мы планируем добавить вариант оплаты за каждый отклик — он будет удобен школам, которые собеседуют почти всех кандидатов.
Сейчас мы используем девять каналов привлечения преподавателей и школ. Например, контекстную рекламу, социальные сети, сайты партнеров.
На сайте зарегистрировано 300 школ и три тысячи преподавателей, размещено 200 вакансий, записано 400 видеоинтервью и отправлено 1500 откликов. Несколько онлайн-школ стали размещать вакансии только у нас и говорят, что, по их подсчетам, время на работу с откликами сократилось в 30 раз. Видеоинтервью сильно выигрывает по сравнению с текстовым резюме, потому что в случае с преподавателем иностранного языка лучше один раз увидеть, чем прочитать.
Shutterstock/SaimonSailent
Как достичь максимума
Тем, кто разрабатывает проект собственными силами, я советую:
- Тестируйте все гипотезы максимально дешево и быстро. Используйте Google Forms и готовые сервисы.
- Не делайте больших и сложных доработок, которые не были до этого протестированы. За время пока вы их разрабатываете все может сильно измениться, а вы уже потратите много денег и времени.
- На первых этапах проекта не нанимайте дизайнера. Вы вполне сможете справиться с дизайном самостоятельно. Первым пользователям не важен дизайн продукта, им важна ценность, которую он дает.
- Не пытайтесь предугадать все, что может пойти не так. Лучше быстро сделать, а потом исправить, чем потратить много времени и денег на разработку того, что никогда не произойдет. Например, в первой версии сайта у нас был функционал модерации резюме, потому что были опасения, что пользователи будут писать и загружать что-то нецензурное. За все время проекта ничего подобного ни разу не произошло.
- Недостаточный customer development. Постоянно общайтесь с пользователями вашего продукта. Это лучше, чем пытаться предугадать, что для них лучше.
- Если у вас ограниченный бюджет на развитие проекта, то вам предстоит многое делать самостоятельно. Писать техническое задание для разработчиков, тестировать разработки, быть копирайтером, настраивать контекстную рекламу, вести социальные сети, настраивать email-рассылки, общаться с пользователями, вести переговоры с сервисами партнерами.
- Важно каждый день удалять своему проекту время и запастись терпением.
Shutterstock/Kate Aedon
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter