Top.Mail.Ru
Колонки

«Рынка органической сельхозпродукции в России почти не существует»

Колонки
Алексей Сорокин
Алексей Сорокин

Руководитель департамента научных разработок Agrivita ecofarm

Полина Константинова

Алексей Сорокин, руководитель департамента научных разработок Agrivita ecofarm, рассказывает об идее создания органической фермы и о том, почему большинство российских эко-продуктов на самом деле не имеют никакого отношения к органике.

«Рынка органической сельхозпродукции в России почти не существует»

В России сложно найти на прилавке органическую продукцию


Проучившись пять лет на факультете почвоведения МГУ им. М.В.Ломоносова, мы с моим будущим партнером Андреем Касацким с головой погрузились в научные исследования. Лаборатории всегда очень рады выпускникам, решившим развиваться в академической сфере и связать свою жизнь с научной деятельностью.

У меня было все: интересная работа, хороший коллектив, любимая девушка. Я был всем доволен и собирался развивать себя в науке.

Оказываясь с девушкой в магазинах, мы подходили к выбору продуктов по-разному. У меня был проверенный перечень покупок, который устраивал и ценой, и качеством. У Оли был, как она считала, научный подход: не жалея времени и сил, штудировать полки магазинов в поисках волшебного слова «ЭКО» на упаковке. За эту волшебную надпись она готова была платить в два-три раза больше.

Все эти исследования, которые ограничивались поиском заманчивых слов на продукции, у меня – кандидата биологических наук – вызывали лишь усмешку.

Рынка органической сельхозпродукции в России почти не существует. Получить экологически чистую продукцию – непростая задача.

Я не бросал свои попытки объяснить Оле, как на самом деле обстоят дела:

  • Молочная продукция не становится качественнее от наклеек на упаковке.
  • Качество мяса определяется кормом скота, о котором никто в составе не пишет
  • Покупка фруктов без вкуса и запаха зимой в супермаркете не даст витамины, о которых она так мечтает.

Но мои усилия были тщетны.

Как нам пришла идея создания проекта

Мы с друзьями после работы любим собираться в неофициальной обстановке, говорить о наших научных исследованиях и делиться идеями для будущих проектов. Так, однажды, мы с коллегами биологами и почвоведами подняли и вопрос отсутствия сертифицированных органических продуктов в России.

После нескольких часов обсуждений, за которые мы успели вспомнить все научные труды, затрагивающие вопрос органики, и перебрать все последние публикации на эту тему, Андрей сказал: «Так, а может свою ферму?». В тот момент мне эта идея показалась абсурдной.

Главный вопрос: это же большие затраты, как и где найти финансирование. Для Андрея мысль о подобной авантюре была не нова. Он прошел длинный путь от агронома до руководителя направления животноводства и растениеводства в крупнейшем российском агрохолдинге. Он уже полностью осознавал весь скрытый потенциал рынка органического сельского хозяйства в России.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

К тому же благодаря научной работе в университете мы были знакомы с большим количеством компетентных специалистов, которых мог бы заинтересовать наш проект. И мы стали работать.

Многие фермы не сертифицируют свою продукцию

Погружаясь в проблему органики все глубже и глубже, мы обнаружили, что идея не просто актуальна для России, а является настоящим «голубым океаном».

На ферме в Калужской области

Потенциал рынка органической сельскохозяйственной продукции в России оценивается различными экспертами примерно в 700 млрд рублей, учитывая, что на сегодняшний день он практически отсутствует. 

Главная проблема состоит в том, что многочисленные так называемые фермы, то есть производители той самой эко-продукции с полок супермаркетов, не контролируются, не проверяются и не сертифицируются по единым стандартам на обязательной основе, к которым есть обоснованное доверие. 

Сертификат выдается под четким контролем в производстве. Такой контроль осуществляют, например, Европейские сертификаторы, которые очень давно действуют на рынке и обладают проверенной временем репутацием.

До недавнего времени в России отсутствовало законодательное регулирование рынка органической продукции. Сейчас ситуация меняется, и законодательство понемногу совершенствуется. А тем временем мы решили не ждать, а действовать, так как такой шанс действительно бывает один раз в жизни.

О выборе земли для фермы 

В нашем случае, истина в земле. Поэтому к вопросу ее выбора мы подошли с особой внимательностью. Изучив список самых экологически чистых районов, который предоставили нам наши коллеги из центра экологии, мы остановили выбор на некоторых из них. Дальше нам предстояло договариваться с главами округов, что тоже было, мягко сказать, непросто.

Очень важно, когда твоя идея находит отклик, и сам округ настроен на развитие. По такому критерию мы и определили для себя Износковский район Калужской области.

Проведенные анализы почвы, воды и воздуха подтвердили высокий уровень основных показателей компонентов окружающей среды. Более того, наша земля является залежной, то есть не была в обработке. В нее не вносились минеральные (неорганические) удобрения более 3-х лет, а это период, за который они полностью выводятся из почвы.

Первый урожай на ферме

Получив землю, мы занялись тем, что требует меньше всего стартового капитала, – зерном и молоком. Прошлым летом мы собрали свой первый урожай, который не только успешно продали, но и сертифицировали.

Сбор урожая

Это важный шаг для нас, так как он позволил не только заявить о себе на рынке, но и принес нам другие материальные и нематериальные плоды.

Чтобы наша продукция котировалась на рынке органической продукции и в России, и в мире, мы получили сертификат органического производства «Евролист».

На данный момент им обладают наши корма, в планах – коровы и птица. Также уже 600 га нашей земли являются сертифицированными по европейским стандартам.

Почему господдержка в этом секторе не работает

Успешное начало заставило нас укрепиться во мнении, что мы на верном пути. В дальнейшем необходимо строить уже постоянные коровники и птичники. Перечень сертифицированных товаров и скота будет расти.

Все это требует новых инвестиций, и встает вопрос, где их взять.

Конечно, существует государственная поддержка, но:

  • Сроки рассмотрения большинства заявок слишком велики.
  • Сумма гранта, как правило, слишком мала, чтобы быть достаточной для дальнейшего развития.
  • Брать кредит – дорого, а выпуск акций чреват потерей контроля над компанией.

Оптимальным для нашей фермы, как и для многих небольших компаний, является ICO, так стремительно набирающее популярность в мире. Стоит, однако, предостеречь будущих инвесторов от вложений в проекты, за токенами которых нет реального обеспечения. Мы, например, сначала собрали первый урожай, а на вырученные средства с его продажи обеспечили прохождения сертификации нашей земли, скота и продукции.


Советы тем, кто хочет сделать «органический» стартап

  • Совет №1: сначала проведите исследование рынка.

Исследование рынка, перспектив его развития, анализ платежеспособности целевой аудитории и конкурентноспособности вашего будущего товара – то, с чего должен начинать любой предприниматель.

Именно на этом этапе необходимо продумать способы минимизирования различных рисков, которые ожидают вашу компанию, и адаптировать бизнес-план под реальные условия рынка.

  • Совет №2: обращайте внимание на стоимость земли.

Стоит учитывать, что земля для продажи, которую вы можете найти в интернете, это, как правило, частная земля. Разница в стоимости по сравнению с государственной и муниципальной землей для сельского хозяйства поразительна: цена завышена в 8-10 раз!

  • Совет №3: взаимодействуйте с властями региона.

После определения подходящего вам округа необходимо обращаться непосредственно к муниципальным властям, чтобы узнать о наличии соответствующих земель. Например, в Калужской области существует «Агентство развития АПК», которое нам помогло в этом вопросе и предоставило несколько вариантов.

  • Совет №4: проводите свои экспертизы.

Остановив свой выбор на конкретном участке, который устраивает ценой и заявленным качеством, необходимо убедиться, что он соответствует всем нормам. Проводите дополнительные экспертизы.

  • Совет №5: будьте готовы к участию в аукционе на землю.

Стоит обратить внимание на саму процедуру получения земли муниципалитета в аренду. После определения желаемого участка пишется официальная заявка с просьбой инициировать аукцион, на котором интересный вам участок сможет купить любой желающий.

Нужно быть готовым к резкому возникновению спроса именно на эту землю и, соответственно, повышению предполагаемой цены. Эта система введена для борьбы с коррупцией и на деле лишних препятствий не создает: после победы на аукционе мы официально получили землю в аренду.

  • Совет №6: обязательно сертифицируйте свою продукцию.

Сертификация – это способ заявить о себе в мировых масштабах и уверенно выйти на рынок. Тут стоит предостеречь любого начинающего органического фермера от преждевременных действий. Внимательно изучите условия сертификатов, которые вы собираетесь получить на свою продукцию.

После ряда процедур с землей, несоответствующих нормам органического земледелия, нужно ждать несколько лет до восстановления земли и возможности выращивать на ней органическую продукцию.


Свои научные разработки мы будем интегрировать в бизнес

Независимо от достигнутого все мы хотим развиваться. Мы видели свою жизнь исключительно в академической среде, однако работы молодых ученых часто остаются незамеченными.

Теперь, имея свой бизнес, мы можем интегрировать научные разработки в него и в реальном времени наблюдать результат.

Дальнейшая наша цель – создание научного экологического кластера в России.


Материалы по теме:

«За полтора года мы прошли все круги ада»: как создать сельхозпроект на блокчейне

«Через год о блокчейне забудут, а людям по-прежнему будет нужен хлеб, молоко и мясо»

«Стартапы на глиняных ногах»: как понять, в какие проекты стоит вкладывать деньги

Эта вертикальная ферма может полностью изменить пищевую промышленность

Как цифровые технологии меняют наше меню

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Приложение для «винных» знакомств и винтаж за 2 млн рублей. Что предлагают российские WineTech-проекты?
  2. 2 На AgroCode Conf обсудят, что ждет AgroTech в 2024 году
  3. 3 Помощь агробизнесу. Как Big data улучшает работу сельхозпредприятий
  4. 4 Попасть в павильоны АПК в несколько кликов: новый сервис на цифровой платформе «Мой экспорт»
  5. 5 Россельхозбанк и «Сколково» запускают студенческий агротех-акселератор
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее