Колонки

8 антикризисных лайфхаков от предпринимателей-гостей подкаста «Несладкий бизнес»

Колонки
Анастасия Береснева
Анастасия Береснева

Бизнес-консультант, ведущая подкаста «Несладкий бизнес»

Алина Алещенко

Хотя ощущение паники из-за февральских событий у многих уже прошло, для владельцев бизнеса ситуация по-прежнему напряженная — нужно держаться на плаву, выходить из кризиса, мотивировать сотрудников. В подкасте «Несладкий бизнес» ведущие Анна Цыплухина и Анастасия Береснева говорят с предпринимателями из разных сфер.

Новый сезон посвящен поиску ответов про то, как заново найти устойчивость, как владельцу бизнеса вести себя в новых обстоятельствах с командой и партнерами, как меняться, но не разрушиться. Одна из ведущих, бизнес-консультант Анастасия Береснева, собрала антикризисные советы гостей подкаста — предпринимателей из сферы недвижимости, инвестиций, онлайн-образования, ресторанной сферы, коучинга, fashion-ритейла. 

8 антикризисных лайфхаков от предпринимателей-гостей подкаста «Несладкий бизнес»
Присоединиться
Алексей Гальцев
Создатель компании Realiste, которая занимается оценкой и покупкой недвижимости онлайн

«Делайте ставку на креативность, свое отличие от других»

 

В стартапе важно уметь оперативно перестраиваться, отгоревать стратегии, которые вы похоронили и идти по новым путям. Если ниша схлопнулась, нужно быстро принимать решения: если привычный источник трафика закрыт, вкладывайтесь в другие площадки.

Если в России сделки отменились, а в США слишком высокая конкуренция, идите на рынки Европы и Азии. Прилагайте себя там, где вы можете лучше всего реализоваться

Сейчас лучшее время заняться маркетингом и придумать способы удешевления клиентов. Это хорошие деньги, которые можно быстро заработать, потому что сейчас происходит передел маркетингового рынка.

Побеждать будет тот, кто креативнее — тот, кто захватит внимание. Внимание ограничено, и чтобы его хватало на твой продукт, ты должен делать лучшее видео, лучший контент, лучший визуал, лучший оффер. Другое, то, что выбивается из общего фона.

 

Юрий Мурадян
Эксперт в работе с командами, владельцами бизнеса, основатель собственной академии коучинга 5Prism и коуч высшей квалификации Международной федерации коучинга 

«Сократите горизонт планирования»

 

Тревога формируется там, где есть неизвестность и потеря контроля. Вот как его можно вернуть: 

  • сократите горизонт планирования — вместо планов на год составляйте на месяц, на две недели;
  • в этот период установите фокус на двух-трех ключевых задачах, при этом важно, чтобы команда знала об этом;
  • постоянно сверяйтесь с результатами. Ориентируйтесь на скользящую среднюю — ключевой средний показатель бизнеса. Это может быть выручка за день, количество заявок и так далее. Отсюда — делайте скользящие прогнозы.

 

Ира Подрез
Маркетолог и специалист в построении систем продаж

«Выпишите все свои факапы — это ваш план работы на ближайший год»

 

Даже в условиях турбулентности продажи не теряют актуальности. У людей не стало в момент меньше денег. Изменились триггеры к покупке, но люди всегда будут покупать.

Теперь ими движет не восхищение, вдохновение, а ощущение безопасности, утешение. Но невозможно выжить в кризис, если ты падаешь эмоционально и не способен адекватно проживать жизнь, нельзя сократить жизнь до «поел, поспал, поработал». Есть завтра, и мы туда неминуемо придем.


Читайте по теме:

Антикризисное пособие: как сейчас действовать собственникам малого бизнеса

Антикризисный маркетинг c минимальным бюджетом — рекомендации бизнесу


Кризис — классное время, чтобы посмотреть, где пробоины. Когда наступает момент пика, тогда и выявляется все, что плохо работает. В этот момент надо сесть и под запись вынести списком: тут не получилось, здесь облажались, тут факап. И это будет ваш план работы на ближайший год-два. Для этого даже не нужно просить стороннюю консультацию — вот ваша стратегия на будущее.

 

Наталья Пилявская
Директор бренда Love Republic (входит в Melon Fashion Group), много лет работает в компании и вместе с ней прошла не один кризис

«Изучайте свою аудиторию на новых площадках — старые инструменты могут не сработать»

 

Мне кажется, у российского бизнеса есть иммунитет к кризисам. Для Европы пандемия была огромным стрессом, для нас — только очередным испытанием. Поэтому у нас всегда есть заготовки. Мы делаем несколько сценариев развития событий: если пойдет так — мы сделаем это, если так — вот это. Через две недели меняется — значит, меняем всё заново. По-другому нам не выжить. 

Из-за запрета части социальных сетей и отключения таргета мы смотрим в сторону онлайн-версий печатных изданий, развиваем «ВКонтакте» и Telegram. В середине марта, перед блокировкой запрещенной социальной сети, в эти каналы перетек трафик. И мы увидели, какая отдача у того или иного канала, как с ним работать.

Однозначно видно, что профиль аудитории другой — реагируют на другое, отличается диалог. И это круто — люди разные, чем больше разных возможностей и инструментов будет для коммуникации, тем лучше для всех.

 

Анна Арланцева
Сертифицированный архитектор бизнес-партнерств

«Говорите с партнерами и выбирайте общую стратегию»

 

Главное — говорить с партнером, обсуждать конфликт, а не избегать. В период кризиса оголяются проблемные ситуации, и здесь вы либо обсуждаете и идете дальше, либо доходите до точки кипения и расходитесь.

По моей личной статистике, есть несколько сценариев развития партнерства в этот кризис. Часть партнерств замирает. В основном это крупные компании, которые работают с Европой и находятся под санкциями. Но это очень малое количество компаний — в целом все уже отошли от шока и начали действовать. Те, кто до сих пор замер — могут не выжить. Как и в любом кризисе, те, кто в слабой позиции, уйдут с рынка.

Есть партнеры, которые обсуждают вопрос релокации. Например, что делать, если один партнер уедет, а другой останется. Бывают ситуации, когда один из партнеров не хочет оставаться в России и иметь с ней что-то общее, и тогда он полностью выходит из партнерства.


Читайте также: Все меры господдержки предпринимателей, которые ввели после 24 февраля


Тоже нельзя сказать, что этого очень много, потому что здесь стоит вопрос еще и денег. Принципы и деньги стараются балансировать между собой, но с обсуждением релокации приходят часто.

Есть третья группа партнеров — мне кажется, они впереди планеты всей. Они видят новые возможности в сложившейся ситуации. Их может не устраивать то, что происходит, но для них личное отношение к этому не настолько важно. Для них сейчас ситуация жесткого роста — когда освобождается рынок, и появляется больше возможностей и ответственности.

 

Дмитрий Чеклов
Основатель рекламной платформы Hybrid с оборотом 1 млрд рублей в год

«Не бросайтесь на амбразуру»

 

Тем, кто осваивает новые международные рынки:

  • Во-первых, руководителю компании и топ-менеджерам нужно знать английский язык, чтобы понимать и говорить на нем. С этим языком можно выйти на рынок большинства стран и легко найти команду, клиента, человека. 
  • Во-вторых, фаундер не должен пытаться все сделать сам и кидаться на амбразуру. Вовлекайте в процессы команду, и если для этого нужно научить сотрудника английскому — вкладывайтесь в это. 
  • В-третьих, для закрепления в новой стране важна локализация. Когда местные специалисты представляют вашу команду, это дает клиенту уверенность в партнерстве.

 

Денис Катков
Эксперт в области цифровых продуктов, эксперт Ubusiness, преподаватель Британской школы дизайна

«В кризис сужайте нишу осторожно»

 

Если вы хотите сузить нишу, сначала проверьте, окупится ли это. Когда вы срезаете аудитории с рынка, вы теряете часть дохода. Если вы знаете, как вы добьетесь высокой доходности через свою экспертизу именно на этом рынке, все окей. 

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Но важно не делать это сразу, провалидируйте гипотезы: есть ли стабильный и постоянный рост на ваши услуги и готов ли клиент платить. Одной из ключевых метрик стоит сделать виральность — то самое «сарафанное радио», которое с учетом блокировки привычных каналов трафика особенно актуально.

Если к вам возвращаются через знакомых и приходят как к сильному эксперту в этом направлении, это признак того, что здесь можно развиваться.

 

Антон Пинский
Ресторатор, совладелец более 70 проектов, среди которых Gipsy, Simach, AVA, Patriki, Folk

«Ищите сильных партнеров»

 

На момент начала моего сотрудничества с Аркадием Новиковым он был номером один в ресторанном мире. Я решил посмотреть, что такое работать с ним. У нас было негласное соглашение: я несколько лет «таскаю рояль», а он на нем играет. Несколько лет мы открываем рестораны — для него выгода была в деньгах, а для меня, помимо денег, — растить свой бренд. В том числе за счет его бренда. 

В кризис это может стать страховкой — крупный партнёр, у которого больше опыта прохождения трудностей и развития проектов. Даже если изначально у вас будет небольшая доля, в перспективе это может дать вам навыки и имя.

 

Чек-лист по лайфхакам: 

  • Если ваши планы стали неосуществимыми, попрощайтесь с ними и перестройте в соответствии с новыми обстоятельствами; 
  • Сократите горизонт планирования до двух недель или месяца. Так планы будут более реалистичными и контролируемыми;
  • Чтобы сориентироваться, что делать прямо сейчас — выпишите все провалы вашего бизнеса и работайте над устранением всего, что не работает;
  • Заранее продумывайте несколько вариантов действий, чтобы изменения не заставали вас врасплох. При переходе в другие социальные сети — адаптируйтесь к ней. Те пользовательские сценарии, которые работали на других площадках, могут не сработать на новых; 
  • Все проблемные ситуации обговаривайте с партнером, выбирайте стратегию, чтобы не копить претензии друг к другу и действовать заодно;
  • Если планируете выйти на зарубежный рынок, учите английский, готовьте команду к включению в новые процессы и нанимайте местных сотрудников;
  • Если вы решили стать экспертами в узкой нише, сначала проверьте, возможен ли в ней рост и есть ли постоянные клиенты;
  • Подумайте о партнерстве с более крупным предпринимателем, чтобы перенять его опыт в создании бизнесов и действиях в кризисных ситуациях.

Фото на обложке: Shutterstock / Pressmaster

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Зачем BI среднему и малому бизнесу: пять понятных сценариев
  2. 2 Для руководителей, которые забыли слово «отпуск»: как Wazzup внедрил внутреннюю экономику
  3. 3 Как продвигать мобильные приложения прямо сейчас? Кейс FitStars
  4. 4 Материнский капитал как инвестиция. Как заставить деньги работать на вас?
  5. 5 Как использовать Big Data & AI для увеличения потока клиентов: кейс с крупным банком
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!