При выпуске нового продукта или улучшении существующего вам понадобится предоставить разработчикам два файла: бриф и техническое задание.
И если со вторым все понятно — ТЗ содержит все технические детали проекта, — то важность брифа иногда недооценивают и уделяют ему не так много времени.
Ринат Хатипов, основатель студии NoCode-разработки Zero To One, рассказывает, какие пункты стоит обязательно учесть в брифе для разработчиков, чтобы сэкономить время, деньги и нервы при выборе подрядчиков.
Любая студия разработки подтвердит: бриф не только позволяет лучше понять ваших клиентов и потребности, но и сокращает время на коммуникацию.
Плюс к этому, бриф позволяет конкретнее рассчитать сроки и стоимость работы. Его достаточно, чтобы понять ваш запрос и сделать вам коммерческое предложение.
Значит, чем подробнее и лучше будет изложена информация о задачах и ЦА, тем быстрее вы сможете выбрать из нескольких студий ту самую.
Так какие моменты стоит прописать, обсуждая работу с исполнителями?
Краткое описание в виде elevator pitch
Elevator pitch называют краткую презентацию своей идеи. Дословно — «Речь в лифте», то есть небольшой монолог на 1-2 минуты с рассказом о своей идее или компании.
В брифе такое краткое описание проекта нужно, чтобы сразу выделить сильные стороны и главные отличительные особенности вашего бизнеса от конкурентов.
В этом же абзаце текста укажите, зачем вам разрабатывать приложение. Например:
Split Taxi. Приложение для поиска попутчиков на такси. Нужно, чтобы экономить на такси в периоды высокого спроса. Пользователи указывают район и им подбираются попутчики, чтобы разделить стоимость поездки.
Ответ на вопрос «Зачем мне нужно что-то разрабатывать?»
Кажется, что это очевидно — я пришел в студию разработки, чтобы создать продукт. Но даже такой ответ можно конкретизировать и таким образом заметно изменить результат, который вы получите на выходе.
Вариантов ответа может быть много, но основные следующие:
- Вы хотите сделать MVP проекта и проверить, нужен ли он людям в принципе
В этом случае вы можете сделать простую версию приложения или сайта на конструкторе, даже не тратя время на дизайн.
Особенно распространен такой запрос к NoCode-студиям, которые позволяют быстро собирать сложные сайты и мобильные приложения всего за 2 недели.
Однако стоит понимать, что в текущих NoCode конструкторах есть ограничения, и у студии не всегда получится в точности реализовать задуманные экраны.
Поэтому важно описать конкретные гипотезы, чтобы исполнители смогли предложить наиболее оптимальные пути проверки.
- У вас уже есть бизнес и вы хотите автоматизировать процессы с помощью IT-продукта
Опишите, какие бизнес-метрики вы хотите улучшить и насколько. Это поможет оценить инвестиции в разработку и определить сроки, когда они окупятся.
Вот что должно получиться:
У меня есть сайт для заказа пиццы. Я хочу сделать мобильное приложение для:
- удержания клиентов через перевод трафик с сайта в приложение. Это позволит увеличить LTV клиента на Х%;
- выхода в новые каналы. Я смогу внедрять новые воронки и выходить на новую аудиторию с помощью возможностей приложения;
- получения более устойчивого канала коммуникации с клиентами
Зная ваши цели, хороший исполнитель сможет предложить оптимальные пути решения и скорректировать ваше представление о продукте, чтобы принести пользу бизнесу, а не просто заломить цену.
Пользовательские сценарии
Этот пункт нужен, чтобы понять, кто клиент вашего бизнеса и для чего ему приложение, и определиться с функционалом.
По нашему опыту, 50% планируемого изначально функционала не приносят никакой пользы клиенту, а значит и бизнесу.
И если планируется создавать MVP, то в нем должно быть самое ценное.
Важно сразу определить, что точно нужно сделать сейчас, а что можно отложить до следующей версии продукта.
Для этого и существует формат сценариев. Его суть заключается в том, чтобы абстрагироваться от конкретных экранов и кнопок, описав все в формате реальных жизненных ситуаций, в которые будут попадать пользователи.
Что важно указать в каждом сценарии:
- Портрет пользователя
Это поможет разработать продукт, учитывающий потребности всех сегментов вашей целевой аудитории.
Чем больше портретов и сценариев получится, тем меньше вероятность, что какому-то из сегментов вы не угодите вообще, потеряв часть продаж.
- Контекст/суть проблемы
Опишите причину, по которой конкретный представитель целевой аудитории оказался в ситуации, когда ему нужен ваш продукт.
- Продукт, который он будет использовать для решения
Здесь указывается то, зачем мы обратились к разработчикам: приложение, сайт, мобильная версия сайта.
- Описание задачи с цифрами
Здесь важно определить работу, которую продукт должен выполнить за пользователя, то есть Job to be done. Это повлияет на используемые в разработке инструменты и понимание задачи разработчиками в целом.
В итоге получаем формулу:
Я *портрет ЦА* попадаю в ситуацию *в каком контексте я нахожусь и какую проблему испытываю*, поэтому использую *приложение/сайт/мобильную версию сайта* и решаю задачу *описание конкретной задачи с цифрами и параметрами*
Пример пользовательского сценария приложения для заказа еды:
Я *женщина 45 лет* попадаю в ситуацию *пришла уставшая с работы и не хочу готовить ужин семье*, поэтому открываю *приложение Pizza* решаю задачу *накормить семью из расчета до 500 рублей на человека и времени доставки еды в пределах часа*.
Чтобы этот блок в брифе был как можно более эффективным, опишите минимум три самых частых сценария использования вашего продукта.
Альтернативные конкуренты продукта
Скорее всего та проблема, которую вы хотите решить вашим проектом, уже как-то решена другими продуктами.
Это могут быть аналогичные проекты, но, возможно, эту пользователи решают подобные проблемы в социальных сетях или вовсе через знакомых.
На этом этапе важно понять, кто предлагает эти «аналогичные» решения и почему ими пользуются.
Какие лучшие практики от них вы можете позаимствовать? Какие минусы у них есть? Проанализировав это, исполнитель сможет создать максимально релевантный и конкурентоспособный продукт для вашей целевой аудитории.
То есть, помимо прямых конкурентов, которых мы описываем по формуле:
- Ссылка на продукт;
- Что вам в нем нравится/ не нравится;
- В чем будут отличия от вас;
- Что хочется позаимствовать.
Мы обязательно говорим и о косвенных:
- Ссылка на социальную сеть и другие сообщества (если есть);
- Описание пользовательского пути в этом решении;
- Что вам в нем нравится/ не нравится;
- В чем будут отличия от вас;
- Что хочется позаимствовать.
Бриф с этими пунктами сэкономит как минимум время и нервы в поиске специалистов, а также позволит студии быстро определить стоимость и сроки работ.
Фото на обложке: Maren Winter/Shutterstock
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025