Top.Mail.Ru
Колонки

Как сэкономить на поиске разработчиков: секреты правильного брифа

Колонки
Ринат Хатипов
Ринат Хатипов

Основатель студии NoCode-разработки Zero To One

Илья Голубев

При выпуске нового продукта или улучшении существующего вам понадобится предоставить разработчикам два файла: бриф и техническое задание.

И если со вторым все понятно — ТЗ содержит все технические детали проекта, — то важность брифа иногда недооценивают и уделяют ему не так много времени.

Ринат Хатипов, основатель студии NoCode-разработки Zero To One, рассказывает, какие пункты стоит обязательно учесть в брифе для разработчиков, чтобы сэкономить время, деньги и нервы при выборе подрядчиков.

Как сэкономить на поиске разработчиков: секреты правильного брифа

Любая студия разработки подтвердит: бриф не только позволяет лучше понять ваших клиентов и потребности, но и сокращает время на коммуникацию.

Плюс к этому, бриф позволяет конкретнее рассчитать сроки и стоимость работы. Его достаточно, чтобы понять ваш запрос и сделать вам коммерческое предложение.

Значит, чем подробнее и лучше будет изложена информация о задачах и ЦА, тем быстрее вы сможете выбрать из нескольких студий ту самую. 

Так какие моменты стоит прописать, обсуждая работу с исполнителями?

Краткое описание в виде elevator pitch

Elevator pitch называют краткую презентацию своей идеи. Дословно — «Речь в лифте», то есть небольшой монолог на 1-2 минуты с рассказом о своей идее или компании.

В брифе такое краткое описание проекта нужно, чтобы сразу выделить сильные стороны и главные отличительные особенности вашего бизнеса от конкурентов.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

В этом же абзаце текста укажите, зачем вам разрабатывать приложение. Например:

Split Taxi. Приложение для поиска попутчиков на такси. Нужно, чтобы экономить на такси в периоды высокого спроса. Пользователи указывают район и им подбираются попутчики, чтобы разделить стоимость поездки.

Ответ на вопрос «Зачем мне нужно что-то разрабатывать?»

Кажется, что это очевидно — я пришел в студию разработки, чтобы создать продукт. Но даже такой ответ можно конкретизировать и таким образом заметно изменить результат, который вы получите на выходе.

Вариантов ответа может быть много, но основные следующие:

  • Вы хотите сделать MVP проекта и проверить, нужен ли он людям в принципе

В этом случае вы можете сделать простую версию приложения или сайта на конструкторе, даже не тратя время на дизайн.

Особенно распространен такой запрос к NoCode-студиям, которые позволяют быстро собирать сложные сайты и мобильные приложения всего за 2 недели. 

Однако стоит понимать, что в текущих NoCode конструкторах есть ограничения, и у студии не всегда получится в точности реализовать задуманные экраны.

Поэтому важно описать конкретные гипотезы, чтобы исполнители смогли предложить наиболее оптимальные пути проверки.

  • У вас уже есть бизнес и вы хотите автоматизировать процессы с помощью IT-продукта

Опишите, какие бизнес-метрики вы хотите улучшить и насколько. Это поможет оценить инвестиции в разработку и определить сроки, когда они окупятся. 

Вот что должно получиться:

У меня есть сайт для заказа пиццы. Я хочу сделать мобильное приложение для:

  • удержания клиентов через перевод трафик с сайта в приложение. Это позволит увеличить LTV клиента на Х%;
  • выхода в новые каналы. Я смогу внедрять новые воронки и выходить на новую аудиторию с помощью возможностей приложения;
  • получения более устойчивого канала коммуникации с клиентами 

Зная ваши цели, хороший исполнитель сможет предложить оптимальные пути решения и скорректировать ваше представление о продукте, чтобы принести пользу бизнесу, а не просто заломить цену.

Пользовательские сценарии

Этот пункт нужен, чтобы понять, кто клиент вашего бизнеса и для чего ему приложение, и определиться с функционалом.

По нашему опыту, 50% планируемого изначально функционала не приносят никакой пользы клиенту, а значит и бизнесу.

И если планируется создавать MVP, то в нем должно быть самое ценное.

Важно сразу определить, что точно нужно сделать сейчас, а что можно отложить до следующей версии продукта.

Для этого и существует формат сценариев. Его суть заключается в том, чтобы абстрагироваться от конкретных экранов и кнопок, описав все в формате реальных жизненных ситуаций, в которые будут попадать пользователи.

Что важно указать в каждом сценарии: 

  • Портрет пользователя

Это поможет разработать продукт, учитывающий потребности всех сегментов вашей целевой аудитории.

Чем больше портретов и сценариев получится, тем меньше вероятность, что какому-то из сегментов вы не угодите вообще, потеряв часть продаж. 

  • Контекст/суть проблемы

Опишите причину, по которой конкретный представитель целевой аудитории оказался в ситуации, когда ему нужен ваш продукт. 

  • Продукт, который он будет использовать для решения

Здесь указывается то, зачем мы обратились к разработчикам: приложение, сайт, мобильная версия сайта.

  • Описание задачи с цифрами

Здесь важно определить работу, которую продукт должен выполнить за пользователя, то есть Job to be done. Это повлияет на используемые в разработке инструменты и понимание задачи разработчиками в целом.

В итоге получаем формулу:

Я *портрет ЦА* попадаю в ситуацию *в каком контексте я нахожусь и какую проблему испытываю*, поэтому использую *приложение/сайт/мобильную версию сайта* и решаю задачу *описание конкретной задачи с цифрами и параметрами*

Пример пользовательского сценария приложения для заказа еды:

Я *женщина 45 лет* попадаю в ситуацию *пришла уставшая с работы и не хочу готовить ужин семье*, поэтому открываю *приложение Pizza* решаю задачу *накормить семью из расчета до 500 рублей на человека и времени доставки еды в пределах часа*.

Чтобы этот блок в брифе был как можно более эффективным, опишите минимум три самых частых сценария использования вашего продукта.

Альтернативные конкуренты продукта

Скорее всего та проблема, которую вы хотите решить вашим проектом, уже как-то решена другими продуктами.

Это могут быть аналогичные проекты, но, возможно, эту пользователи решают подобные проблемы в социальных сетях или вовсе через знакомых.

На этом этапе важно понять, кто предлагает эти «аналогичные» решения и почему ими пользуются.

Какие лучшие практики от них вы можете позаимствовать? Какие минусы у них есть? Проанализировав это, исполнитель сможет создать максимально релевантный и конкурентоспособный продукт для вашей целевой аудитории.

То есть, помимо прямых конкурентов, которых мы описываем по формуле: 

  • Ссылка на продукт;
  • Что вам в нем нравится/ не нравится;
  • В чем будут отличия от вас;
  • Что хочется позаимствовать.

Мы обязательно говорим и о косвенных:

  • Ссылка на социальную сеть и другие сообщества (если есть);
  • Описание пользовательского пути в этом решении;
  • Что вам в нем нравится/ не нравится;
  • В чем будут отличия от вас;
  • Что хочется позаимствовать.

Бриф с этими пунктами сэкономит как минимум время и нервы в поиске специалистов, а также позволит студии быстро определить стоимость и сроки работ.

Фото на обложке: Maren Winter/Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Диверсификация: что это такое и что с ней делать
  2. 2 Холодный старт: как начать бизнес, когда данных нет
  3. 3 PDCA или цикл Деминга: этапы по улучшению процессов в бизнесе в целом, и в IT-сфере в частности
  4. 4 Автоматизация или Excel: почему компании продолжают вести учет в таблицах
  5. 5 Управление качеством продукции на предприятии
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее