Колонки

Правильный подбор статей расходов в бизнесе. Как это сделать?

Колонки
Анна Григорьева
Анна Григорьева

Финансовый директор «Нескучных финансов»

Алина Алещенко

Можно вести простейший отчет по расходам с пятью условными статьями вроде «Офис», «Производство», «Точка продаж», «Сотрудники» и «Реклама», только понять что-то из этого отчета будет невозможно. Как и принять управленческое решение. Чтобы нормально анализировать и контролировать расходы, нужно четко видеть их перед собой и понимать, что к чему относится.

Особенно важно тщательно анализировать расходы в кризис, когда каждый рубль может стать решающим. В этой статье Анна Григорьева, финансовый директор «Нескучных финансов», рассказывает, как подбирать статьи расходов в бизнесе, чтобы не было мучительно больно.

Правильный подбор статей расходов в бизнесе. Как это сделать?

Статьи расходов для отчета ДДС

Отчет ДДС — это отчет о движении денежных средств, он показывает, как перемещаются деньги компании в течение месяца: откуда приходят и куда уходят. Обычно финансовый учет в компаниях начинается именно с ДДС, поэтому в статье будет говорить о нем.

В отчете ДДС есть статьи расходов — это то, на что уходят деньги, и виды деятельности.


Сначала подберем статьи расходов. Эта задачка решается в два действия.

  • 1. Вспомнить всё. Сначала нужно вспомнить, какие расходы у компании были за последние три месяца: например, посмотреть по расчетному счету. И затем постараться объединить их и дать понятное название статьям. 

Например, если это зарплаты, их можно объединять по точкам продаж, по профессиям, по отделам. Если расходы на товары, то по категориям товаров или по точкам продаж. 

Важно избегать названий, которые понятны только одному человеку, например, «Иван кроссовки» или «Олег Вещи». Через год не вспомните, кто все эти люди и что за вещи. Лучше заменить имена менеджеров на названия компаний, например, «Медпромгрупп». 

  • 2. Выбрать уровень детализации. Отчет ДДС нужен, чтобы контролировать финансы компании, поэтому статьи расходов здесь выбираются по принципу: а что я хочу контролировать?

Чем детальнее статьи, тем больше нового можно узнать о бизнесе. В нашей практике был такой случай: владелец небольшого издательства вывел бумагу для принтера в отдельную статью расходов и увидел, что на нее уходит 150 000 рублей в месяц. Это много.

Оказалось, что редакторы распечатывали книги, чтобы вычитывать с листа, хотя это необязательно. Владелец подумал-подумал и ввел правила: печать с двух сторон, если нужно, но большую часть текста читать с монитора. Расходы на бумагу упали в пять раз, а эффективность издательства осталась прежней.


Читайте по теме:

За какими финансовыми метриками следить в кризис — инструкция

Бухгалтер в штат, на фриланс или на аутсорсе: что выбрать в 2022 году


В целом нет универсального правила или готового набора статей расходов, который подошел бы всем. Тут нужно ориентироваться на специфику бизнеса, например: 

  • если важны зарплаты каждого отдела, выделять их в статьи; не важны — считать вместе; 
  • если нужно знать каждую составляющую себестоимости, выводить каждую; не нужно — считать себестоимость в целом. 
  • если есть расходы, которые потом планируете делить и анализировать по направлениям, то лучше под каждое направление делать статью; 
  • и так далее.

Но перебарщивать тоже не стоит: вряд ли у кого-то хватит сил на ежемесячный анализ 200 статей расходов. Обычно вполне достаточно 20-30 статей.

 

Разнести статьи по видам деятельности

Статьи определили, затем нужно понять, к какому виду деятельности какая статья расходов относится. Обычно предприниматели делят все операции на две категории: поступления и выбытия. И если денег пришло больше, чем ушло, считают, что в бизнесе все окей. Это быстрый способ, но не точный.

В мае поступлений может быть больше, чем выбытий, потому что компания взяла кредит. И если смотреть только на разницу поступлений и выбытий, можно решить, что в мае компания круто сработала — вон сколько поступлений. Но это не так.

Кредит — не показатель эффективности бизнеса. И это лишь один пример. А на практике их больше, поэтому стоит делить денежный поток и статьи расходов по трем видам деятельности: операционной, финансовой и инвестиционной.

 

1. Поток по операционной деятельности

В операционную деятельность попадают все операции, связанные с основной работой компании. Например, для магазина это покупка и продажа товаров, оплата аренды, зарплат. Для айти-компании — расходы на наем персонала, поступления от клиентов, оплата сервисов для работы, реклама.

Правило такое: расходы из этой категории случаются каждый месяц и помогаю компании производить продукт, который приносит прибыль в конечном итоге.

К денежному потоку по операционному виду деятельности обычно относятся:

  • покупка товаров, сырья или материалов;
  • зарплаты сотрудников и налоги на них;
  • расходы на доставку и логистику;
  • оплата расчетного счета и эквайринга;
  • налоги;
  • расходы на поиск, наем и обучение сотрудников;
  • аренда и содержание офиса или точек продаж;
  • командировочные;
  • маркетинговые расходы;
  • оплата сервисов для работы.

И так далее. В зависимости от типа бизнеса список расширяется или сужается.

 

2. Поток по финансовой деятельности

К финансовая деятельность относятся все операции, связанные с внешним финансированием. Критерий такой: деньги поступают не от клиентов или уходят не на работу компании. 

Статьи поступлений будут такими: 

  • получение кредитов и займов;
  • получение субсидий от государства;
  • вложения собственником своих денег в бизнес.

А статьи расходов такими:

  • выплата дивидендов;
  • оплата процентов по кредиту;
  • погашение кредитов и займов.

Правильные статьи расходов помогают отделить результаты работы компании от внешнего финансирования: одно дело мы сами заработали денег, другое — получили кредит в банке или заем от собственника.


Читайте также: Прокладываем путь от новичка до финансового директора: с чего начать?


 

3. Поток по инвестиционной деятельности 

Инвестиционная деятельность — это операции, связанные с открытием новых направлений или точек, покупкой и продажей оборудования.

Поступлениями тут будут:

  • деньги от продажи основных средств, например корпоративного автомобиля;
  • продажа нематериальных активов, например сайта;
  • возвраты кредитов и займов, выданных компанией.

А к расходам инвестиционной деятельности относятся:

  • покупка основных средств, например оборудования или здания;
  • покупка нематериальных активов, например торгового знака;
  • выдача кредитов или займов другим компаниям или людям;
  • расходы на запуск новых проектов, продуктов или направлений.

Получается три категории операций, по которым бизнес можно анализировать более глубокого. 

Принцип тут такой: сначала смотрим операционную деятельность. И если там поступлений больше, чем выбытий, можно направить часть денег в инвестиционную, например, закупить оборудование или открыть новую точку. 

Научиться эффективному управлению или прокачать свои навыки можно выбрав курс в каталоге курсов управления.

А если поступлений не хватает даже на операционку, увы, придется сначала что-то исправить в бизнесе — и тут как раз поможет более детальный анализ каждой статьи расходов. Смотрим, где у в бизнесе аномально высокие расходы, и придумываем, что с этим можно сделать.

Или так: смотрим в целом по компании, а потом по каждому виду деятельности. Так можно увидеть, что компания находится в хорошем минусе: операционный поток положительный, бизнес эффективен, но есть минус, потому что купили новые станки. Это нормальная ситуация.


Главный совет такой: выпишите основные статьи, например, по банковской выписке, и начните работать. А дальше уже корректируйте: разбивайте статьи, объединяйте или укрупняйте. Никто не запрещает отредактировать отчет позже. И лучше быстро собрать, начать контролировать и отслеживать расходы, и потом поменять статьи, чем полгода подбирать суперточные формулировки и сидеть без ДДС.

Фото на обложке: Shutterstock / Amnaj Khetsamtip

Иллюстрация предоставлена автором.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Серое» шампанское, покупка акций стартапов на ранней стадии: главные новости 18 августа
  2. 2 «Думали, что быстро выйдем на стабильный доход, но оказались в убытке»: 6 ошибок, которые стоит учесть на старте
  3. 3 Банковская бизнес-аналитика без розовых очков: как узнать, окупится ли внедрение аналитического ПО
  4. 4 Бухгалтер в штат, на фриланс или на аутсорсе: что выбрать в 2022 году
  5. 5 Прокладываем путь от новичка до финансового директора: с чего начать?
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти

ВОЗМОЖНОСТИ

20 августа 2022

22 августа 2022