Колонки

Как нанять SEOшника и не убить компанию

Колонки
«Зарцын и партнеры»
«Зарцын и партнеры»

Юридическая компания

Светлана Зыкова

Заключать договор на продвижение сайта приходилось каждой компании. Но на стадии согласования сделки на договор редко обращают внимание. Вначале все больше говорят о позициях в поисковиках и перспективах роста, а на документы сил уже не остается.

Хорошо, если вам повезет с подрядчиком, но если нет — разборки могут превратиться в кошмар. И связано это с тем, что определить, какие услуги оказываются в рамках договора, никто не может. Даже исполнитель не всегда понимает, что именно он будет делать. Заказчик же обычно лишь догадывается, а уж суд «гуглить» термины точно не станет.

Как нанять SEOшника и не убить компанию — рассказывает юридическая фирма «Зарцын, Янковский и партнеры».

Как нанять SEOшника и не убить компанию

Какой договор заключаем

Прежде всего поговорим о виде договора. Договор на продвижение может иметь множество названий: оказания услуг, работы по SEO-продвижению, услуги по раскрутке сайта и так далее. Фактически во всех случаях заключается либо договор оказания услуг, либо абонентский договор на те же услуги.

Предмет договора оказания услуг может быть, например, таким:

«Исполнитель обязуется оказывать услуги, а именно: осуществлять раскрутку в Поисковой системе по Ключевым словам на условиях, предусмотренных Договором и Приложениями к Договору, а Заказчик обязуется оплачивать оказываемые услуги». 

Или таким:

«Исполнитель принимает на себя обязательства оказывать для Заказчика услуги в соответствии с согласованным Сторонами Планом работ по продвижению сайта (далее по тексту – Услуги), направленные на увеличение посещаемости Интернет-ресурса (сайта) Заказчика в сети Интернет, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом оказанные Исполнителем Услуги в порядке и сроки, установленные настоящим договором».

Так или иначе, в договоре на оказание услуг речь идет о каких-либо конкретных услугах.

Абонентский договор, заключаемый согласно ст. 429.4 ГК РФ, в качестве предмета имеет несколько другую формулировку:

«Заказчик поручает, а Исполнитель берет на себя обязательства в рамках абонентского обслуживания по оказанию услуг оптимизации Интернет-ресурсов Заказчика в поисковых системах, указанных в Приложении № 1 к настоящему договору».

Разница между этими договорами очень проста и очевидна: абонентский договор позволяет требовать абонентскую плату безусловно за возможность использовать услуги исполнителя. А вот договор оказания услуг предполагает оплату только в том случае, если услуги реально оказаны.

Конечно, абонентский договор удобен и более безопасен для исполнителя, а вот заказчику, напротив, лучше выбрать договор оказания услуг.


За какие услуги платит заказчик

Трудность в составлении договора возникает уже на уровне предмета. Здесь мало написать, что исполнитель оказывает услуги. Нужно определить, что это за услуги и каков порядок их оказания.

Студии обычно используют крайне расплывчатые формулировки:

  • «Заказчик поручает, а Исполнитель берет на себя обязательства по подготовке к продвижению в поисковых системах «Яндекс» и Google сайта Заказчика, находящегося по URL адресу www.___»;
  • «раскрутку в Поисковой системе по Ключевым словам на условиях»;
  • «услуги поисковой оптимизации интернет-ресурса Заказчика в периоды и на условиях, определяемых соответствующими Приложениям к Договору».

Человеку неподготовленному понять, что конкретно входит в подобные услуги, просто невозможно.

В некоторых договорах конкретный перечень услуг вообще отдается на откуп исполнителю:

«…Услуги по раскрутке могут включать в себя (по усмотрению Исполнителя): аналитическую работу, исследование поисковых механизмов и алгоритмов ранжирования, мониторинг, изменение структуры, дизайна, контента сайта Заказчика, регистрацию сайта Заказчика в каталогах, обмен ссылками и др.».

Соответственно, когда возникает конфликт по поводу качества услуг, он неминуемо заходит в тупик, ведь доказать, насколько качественно оказаны эти неопределенные услуги, просто невозможно.

Кроме того, может возникнуть риск признания такого договора недействительным, если стороны не согласовали предмет договора. Нет предмета — нет договора!

Выходом может стать только детальная расшифровка услуг, которую можно как включать в сам договор, так и выводить в приложение.

Алексей Чуденков, СEO компании Miracle Media, рассказывает, что фактически входит в загадочные услуги по продвижению и оптимизации сайта: 


Гарантии

Целью продвижения, конечно, являются высокие позиции сайта в поисковых системах. Но исполнители редко готовы давать какие-либо гарантии на бумаге. Для заказчика же важно указать цели договора и гарантии достижения этих целей.

Алексей Чуденков так говорит про гарантии (от лица исполнителей):

image description
Алексей Чуденков,
СEO компании Miracle Media

Никаких гарантий в продвижении быть не может. Сложно обещать то, что от тебя зависит лишь косвенно. Ведь, помимо заказчика и исполнителя, у нас есть еще третья сторона — поисковая система, на которую исполнитель может только влиять своими действиями. Поэтому, на мой взгляд, гарантировать здесь можно одно — выполнение работ, указанных в договоре.

Хотя, признаюсь, я работал в компании, которая предоставляла такие гарантии, но результат продвижения не устраивал ни одну, ни другую сторону, в результате чего такие отношения быстро заканчивались. При этом одни потеряли время, а другие не заработали денег. Обидно.

Может быть и такая гарантия: вы платите абонентский фикс, а сверху — стоимость ключевого слова. Очень распространенная схема на рынке, но у нее есть один минус: абонентка составляет в среднем 30 тысяч рублей, и вы ее заплатите независимо от того, будет ли достигнут какой-либо результат.


А были ли услуги?

Что делать, если спор о качестве услуг все-таки дошел до суда? Так как договоры заключаются крайне общие, единственным доказательством, которое предоставляют исполнители, является статистика сайта (отчеты о посещаемости).

Суды к таким доказательствам относятся весьма критически. Один пример:

«…из представленных истцом доказательств невозможно определить, были ли фактически оказаны услуги по поисковой оптимизации и продвижению сайта и в каком объеме» (см. подробнее Постановление по делу № А40-108107/2015 от 22.10.2015. 9-й ААС).

В другом деле исполнитель, чтобы доказать факт оказания услуг, составил обзор трафика, поисковый трафик, таблицы популярных поисковых запросов, по которым пользователь приходит на сайт, и источников трафика, отчеты по поисковому продвижению в поисковых системах «Яндекс» и Google, отчеты по поисковой оптимизации и продвижению сайта. Но суд, рассмотрев эти документы, отметил:

«…из представленных документов невозможно определить, была ли фактически оказана истцу услуга по поисковой оптимизации и продвижению сайта и в каком объеме» (см. подробнее Постановление по делу № А13-2119/2012 от 27.08.2012. 14-й ААС).


Промежуточные отчеты

Чтобы минимизировать конфликтные ситуации, целесообразно предусмотреть в договоре предоставление промежуточных отчетов, в которых расшифровывается, какие услуги фактически были оказаны.

Чтобы отчеты не превратились в простую формальность, следует учесть несколько моментов:

  • Утвердить в договоре форму отчета и способ его предоставления. В противном случае ссылаться на неправильно оформленный отчет будет невозможно. Например, в одном из дел суд отдельно оценил аргумент заказчика относительно формы отчета:

 «…договором форма отчета не утверждена, поэтому заявление Истца о неполноте отчетов является неправомерным» (см. подробнее Постановление 13 ААС по делу № А26-2549/2015 от 22.12.2015).

  • Утвердить в договоре перечень сведений, которые должны быть включены в отчет.

Как показывает судебная практика, подобные условия, прописанные в договоре, позволяют исполнителю доказать, что услуга была оказана надлежащим образом. 

Так, в одном из дел суд отметил:

«…ежемесячно, в течение 5 (пяти) рабочих дней после окончания отчетного периода представлялся отчет об оказанных услугах в электронной форме по электронной почте истца. Указанные отчеты содержали номера позиций, занимаемых сайтом в Поисковой системе по согласованным ключевым словам. В связи с чем подтверждается, что услуги оказаны надлежащим образом» (см. подробнее Постановление 13 ААС по делу № А26-2549/2015 от 22.12.2015).

И в заключение дарим вам чек-лист для проверки вашего договора на SEO. Надеемся, вы поставите в нем 8 из 9 плюсов. Удачи вам и роста поисковых позиций!

Еще больше советов вы можете найти здесь.


Чек-лист для проверки вашего договора

Нажмите, чтобы увеличить (в новом окне)

 


 

Материалы по теме:

Кэшбэк – лишняя головная боль?

Зачем стартапам офшоры?

Закон разрешил «последнее китайское предупреждение» для малого и среднего бизнеса

Что такое «умные контракты» — или как законно украсть $50 млн

Как московский ресторатор Ричарда Брэнсона победил

Как взять кредит и не попасть в ловушку

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «До свидания, SEO-тексты»: что эксперты думают о запуске нового поискового алгоритма «Яндекса»
  2. 2 Мы узнали 7 признаков дилетанта в SEO – вы уверены, что на вас работает профессионал?
  3. 3 Зачем вам SEO: вся суть простыми словами
  4. 4 9 признаков того, что продавец SEO-услуг — мошенник
  5. 5 9 главных «лид-магнитов»: чем привлечь клиентов на ваш сайт