Top.Mail.Ru
Колонки

Как создать прибыльный сезонный проект, не увольняясь с основной работы?

Колонки
Дмитрий Медведев
Дмитрий Медведев

Основатель сервиса персональных видеопоздравлений от Деда Мороза Videodedmoroz.ru

Полина Константинова

Основатель сервиса персональных видеопоздравлений от Деда Мороза Videodedmoroz.ru  Дмитрий Медведев делится советами о том, как создать сезонный бизнес и заниматься им без отрыва от основной деятельности.

Как создать прибыльный сезонный проект, не увольняясь с основной работы?

В 2010 году мне захотелось попробовать себя в предпринимательстве. Я начал искать идею, чтобы мне не пришлось ради нее бросать основную работу. Это означало, что мне придется либо заниматься проектом постоянно вполсилы, либо с полной отдачей, но на короткий период. Идея нашлась в интернете: оформление персонализированных бумажных писем Деду Морозу. Однако вскоре стало понятно, что это долго, муторно, сложно. Ну и мне, как айтишнику, заниматься бумажными письмами, офлайном было немного странно.

Вместо писем, мы решили сделать видеоролик: быстро написали сценарий, нашли актера на роль Деда Мороза, сняли видео «на коленке», сделали сайт и опубликовали.

Мы отсняли много разных вариантов поздравления от Деда Мороза с разными именами и пожеланиями, чтобы ролики можно было быстро кастомизировать. Поэтому мы не делаем видео отдельно под каждый заказ, программа автоматически «собирает» видео под клиента. По сути, в этом и есть основная ценность продукта.

Проект стал расти, и позже мы отсняли очень качественные видео, сделали хороший сайт и досконально проработали предложение. За прошлый год мы продали более 24 тысяч видеороликов и поздравили более 80 тысяч детей за все время (включая групповые поздравления). И теперь хотим поделиться своими наблюдениями о сезонном бизнесе. Думаю, что они будут полезны тем, кто задумывался о заработке на таких проектах.

Используйте агрегаторы акций

Для сезонного бизнеса — это отличное решение, если у вас digital-продукт и если у  вас есть возможность удержать клиента, чтобы в следующий раз он купил именно у вас. Именно в сезон покупатели начинают обращать внимание на спецпредложения, акции и скидки.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Съемка ролика. Фото из архива автора.

Как я уже и говорил, на самом старте мы опубликовались на «Биглионе». Конечно, это была не столь прибыльная затея, но зато проект получил мгновенную популярность. Многие стали покупать видео в обход «Биглиона». Они видели, что есть акция — переходили и покупали у нас напрямую. Видимо, им лень было возиться с купонами, условиями, все это изучать.

Кроме того, после «Биглиона» в поисковике начали появляться запросы: «персональное видеопоздравление от Деда Мороза». Тогда на рынке была всего пара проектов похожего формата, и в поисковиках мы занимали лидирующие позиции. «Биглион» дал огромный бесплатный поток трафика.

Забудьте про продажи, делайте крутой продукт

Несколько лет назад я работал в Ultimate Guitar, и опыт работы с ребятами дал мне очень важное понимание: чтобы продавать продукт, нужно просто делать хороший проект, который нужен людям; нужно делать его удобным, слушать клиентов и свою команду. В принципе, все.

Поэтому мы обходимся без продаж и без маркетинга.

Мы не покупаем рекламу, не делаем SEO-продвижения. Совсем. Мы просто делаем хороший продукт, общаемся с людьми, совершенствуемся.

Если говорить про SEO, то каждый год появляются новые проекты, похожие на наш. Они выходят в топ в поисковиках (иногда черными методами), держатся там максимум один сезон и уходят. Мы же из года в год держимся на первых трех позициях, и это самый основной и приятный источник дохода.

Сочетание поисковика как большого трафикогенератора, качественного продукта и самой идеи, которая принимается родителями, и способствуют очень высокому спросу.



Если у вас есть основная работа: делегируйте

Сезонный продукт — не единственный мой заработок. У меня есть основная работа, и для того, чтобы все успевать, я нашел единственно возможный выход: делегирование.

В первую очередь я делегировал самое главное: съемочные процессы. Дело в том, что уже после съемки второго ролика было понятно, что нам не стоит заниматься продакшеном самостоятельно. Так мы не достигнем необходимого качества.

В прошлом году я отдал на аутсорс также продюсирование и режиссуру. На нас осталось самое основное, в чем мы действительно специалисты, — разработка персонализации и автоматизация тиражирования поздравлений.

Да, конечно, все же нельзя целиком отдать производство видео на аутсорс, мы все равно участвуем в разработке сценариев и продюсировании, контролируем съемку. В плане кинопроизводства это очень необычный проект и чрезмерно сложный, поэтому процессы по съемке и монтажу происходят под нашим личным контролем. Но облегчить себе задачу и передать часть задач все же можно и нужно.

За счет сезонного бизнеса невозможно жить весь год. Вернее, возможно, если вы готовы «ужаться». Но если вам важно сохранить работу — ищите проверенных подрядчиков, а на себе оставляйте только часть функционала.

Не пытайтесь выстроить сезонный бизнес в систему

Сезонный бизнес зачастую не означает, что ты занимаешься им только два-три месяца в году. Ролики мы начинаем потихоньку делать уже с марта. Март — это одна ситуация, а вот октябрь-ноябрь — совершенно другая. Каждый сезон не похож на другой и каждый — импровизация.

Во время съемок. Фото из архива автора.

Например, в прошлом году заказов и предложений о сотрудничестве было настолько много, что приходилось буквально разрываться. И я был вынужден взять отпуск на полтора месяца.


Сделайте так, чтобы на вас можно было легко заработать

Эту мысль я также хорошо усвоил из опыта работы, но на этот раз — в «Битрикс24». В2С для нас — это максимальная прибыль, но с B2B мы также работаем. И здесь я вынес такую мудрость: нужно делать так, чтобы на тебе было удобно зарабатывать. Вокруг этого утверждения мы и строили партнерскую модель: в чем-то она была успешной, в чем-то — нет.

Партнеры у нас появились из десятков городов РФ и СНГ, и в основном все хотели пробовать себя в офлайне — ходить по детским садам и учреждениям. В итоге многие столкнулись с суровой реальностью: в такие места сложно заходить со своим предложением, так как там своя атмосфера и договоренности.

А с ростом количества персонализации в ролике стало еще сложнее собирать заказы в офлайне, и тогда мы начали переходить на схему продажи предоплаченных сертификатов, чтобы клиент покупал сертификат у партнера, а оформлял заказ уже на сайте.

Помните, что сезонный продукт эмоционален

И это дает отличные бонусы — продукт находит эмоциональный отклик у потребителя. Поэтому вдвойне важно делать его настолько качественным, чтобы он полностью оправдывал ожидания покупателя и даже превосходил их.

У нас это неплохо получается, и мы постоянно получаем обратную связь. Многие пишут письма в духе: «Спасибо, что вы есть, вот такая реакция была у ребенка, и хочется еще у вас заказывать ролики».

Здесь очень важно понимать своего клиента: у нас это даже не столько дети, сколько их родители.

Некоторые, кстати, покупают ролики для взрослых, а потом нам пишут, что было очень много эмоций, что жалко, что в детстве такого не было.

Съемки ролика. Фото из архива автора.

Очень эмоционально люди реагируют на все это, и поэтому тут даже не возникает проблем с обратной связью: как собрать идеи какие-то, отзывы — все это на нас валится само по себе, даже спрашивать не надо. Негатива практически нет, и этим хороши сезонные предложения. Дело в том, что сезонный продукт — это то, к чему человек «обращается» раз или несколько раз в год, поэтому здесь он испытывает особенные эмоции.

Найдите задачу, которую нужно решить, и пробуйте

Если у вас давно зреет мысль попробовать силы в собственном проекте, то сезонный бизнес — отличный вариант для старта. Посмотрите вокруг и понаблюдайте, чего именно людям не хватает в период праздников, либо в любой другой сезон. Подумайте над простой и понятной механикой, которой не нужно будет уделять все рабочее и жизненное время. Затем найдите хорошую команду, проверенных бойцов и профессионалов своего дела для того, чтобы делегировать блоки задач и высвободить время. Затем — качественный продукт, внимание к деталям, и вы получите хорошие отзывы и рекомендации, которые позволят повторить успех и в следующем году. Всем удачи!


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что такое себестоимость продукции и как ее рассчитать
  2. 2 Как неценовые факторы спроса и предложения влияют на бизнес-стратегию
  3. 3 Чем отличается дилер от дистрибьютора
  4. 4 Как проверить товарный знак
  5. 5 Что такое повременная оплата труда, как рассчитывается и чем отличается от других форм
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!