Ирина Яшина, стартап-консультант и управляющий портфелем фонда the Untitled ventures, в пятой части серии о построении стартапа рассказала, как управлять операционными задачами и какие инструменты для этого необходимы.
Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10
Новые технологии, новый бизнес, новые модели — все будто бы воодушевляет и пахнет свежестью, уверенностью, экспериментами. Но внутри все остается тем же самым — со своими человеческими провалами, ошибками даже самых крутых разработчиков и скверными характерами инвесторов.
Я работаю со стартапами ранней стадии развития, выстраиваю бизнес-процессы, занимаюсь вопросами фандрайзинга. Сейчас работаю управляющим портфелем фонда the Untitled ventures. Всего под моей опекой развивалось более 20 проектов за последние три года, а прошло через воронку за это же время более 500.
В ходе своей работы со стартапами я не нашла ничего лучше, как научиться применять на практике основные принципы стоицизма — популярного философского течения. Я раскрою в 10 статьях 10 основных принципов и возможности их применения стартапами.
Размышляйте о прошедшем дне, или как управлять операционными задачами?
Популярное словосочетание task management — это вечный спор между инструментами. Пользуетесь вы Asana, Basecamp или Jira? А вы знаете, что Notion еще добавил функций? А Trello уже не тот… Но task management — это не только модные приложения, это новый подход к выполнению задач разного калибра.
Краткое содержание предыдущих серий
Вспомним классиков менеджмента. Управление делится на следующие уровни:
- стратегический,
- тактический,
- операционный.
Первый уровень касается долгосрочных вопросов (свыше 2-3 лет) и всех функций в команде. Второй включает в себя задачи до 1-2 года. Третий уровень — это ежедневные задачи каждого сотрудника или мини-групп.
Все уровни, разумеется, присутствуют и у стартапов — правда, они не всегда эффективны. Даже подросшие проекты могут мучаться с трудностью правильного распределения уровней — и это нормально. Как можно это исправить?
- Открыто сообщайте стратегию и тактику. Каждый сотрудник имеет доступ к этим документам.
- Доверяйте каждому из ключевых сотрудников по его профильному блоку задач. Иными словами, выстраивайте такие взаимоотношения, чтобы не пришлось говорить об операционке каждый день.
- Выбирайте соответствующие инструменты для ведения. Например, я часто вижу, что для стратегии используется слайд из деков, для тактики — miro (бывший real time board), для операционки — Trello. Но есть и проекты, которые все ведут в Trello, просто «разводят» задачи по доскам
- Делайте кросс-ссылки на документы и разные доски.
Инструменты
Поговорим про конкретные инструменты. В последнее время я все больше вижу статьи с 30, 50, 70+ приложениями, которые сделают вашу жизнь легче и прекраснее. Но я разберу семь самых часто встречающихся на моем пути:
1. Trello
Особенность: в основе этого инструмента — принцип матричного разделения функций и статусов и принцип воронки/вертикальных списков (в сочетании со всеми возможностями диалога внутри карточек с задачей).
Для чего может быть полезно: для операционки, которую важно отслеживать по определенным статусам («входящий список», «в процессе», «сделано»).
Источник: Trello blog
2. Basecamp
Особенность: выстраивание to-do-списков в зависимости от мини-групп внутри общей команды.
Для чего может быть полезно: для работы в кросс-функциональных командах — чтобы и свой функционал не забыть, и увидеть, что сегодня «на тарелке».
3. Notion
Особенность: все, что можно делать на листе бумаги, Excel — можно делать здесь.
Для кого может быть полезно: для творческих людей, которые хотят и могут пробовать разные форматы (таблицы/ воронки/ прочее) на одной задаче.
4. Miro
Особенность: самый «визуально свободный» инструмент — можно делать все: от красивых mind maps до структурированных post-it-досок.
Для кого может быть полезно: для тех, кто устал от четких форм, + для тех, кто решает стратегические или тактические задачи.
5. Asana
Особенность: минималистичный дизайн, возможность разной раскладки пунктов (доска и список превращаются друг в друга автоматически) и добавление опросов/форм для команды и партнеров.
Для кого может быть полезно: для кросс-функциональных команд с разным мышлением и необходимостью тестировать гипотезы.
6. Jira
Особенность: помимо задач фиксируются важные метрики в процессе.
Для кого может быть полезно: для маркетинговых и продуктовых команд.
Источник: Interface.ru
7. Slack
Особенность: task management на основе чата.
Для кого может быть полезно: для тех, кто любит общаться и живет не в одном офисе :)
Источник: Slack.com
За кулисами
Есть ли жизнь вне платформ? Конечно, есть. Во-первых, нужно уметь адекватно применять их в общих процессах. Что именно рекомендуется:
- не плодить много приложений — максимум 2-3;
- в неоднозначных вопросах ничто не заменит личное офлайн-общение — или хотя бы созвон (вместо чатов в карточках задач и вне них);
- назначать ответственных за проект.
Во-вторых, не стоит на task management тратить все время. Work-life balance еще никто не отменял — предлагаю попробовать следующее:
- отключить уведомления в task management-приложениях и проверять их в зависимости от интенсивности каждые 2-4 часа в течение рабочего дня;
- договариваться о наличии «приемных часов» у каждого из команды — и если не форс-мажор, то придерживаться правил и обращаться внутри этих часов/дней;
- делать перерывы каждые 90 минут — не призываю использовать техники типа «помодоро» (приветствую индивидуальные подходы), но паузы обязательны. И лучше размяться, прогуляться без гаджета 5-10 минут.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025