По стилю организации продаж одна компания может быть похожа на церковь, другая – на районную поликлинику, третья – на боксерский зал… Одна компания в общении с клиентами будет напирать на рациональные выгоды, другая – продавать эмоции. Одна годами будет доводить до совершенства свою систему продаж, другая – просто наладит конвейер...
И при этом одним компаниям выбранные стили могут «идти», а другим – совсем не подходить.
В своей колонке на Rusbase Андрей Майборода, CEO и основатель
В разных организациях применяются разные системы продаж – и они отличаются стилем организации продаж. Именно стиль показывает, на какое учреждение вы похожи в работе с клиентами, как вы относитесь к клиентам, какие приемы продаж используете.
Всего существует 6 стилей. Рассмотрим их подробнее.
Почему клиент покупает: ваш клиент продает ваши услуги или продукт себе сам, вы лишь помогаете ему завершить продажу наводящими действиями.
Какие организации практикуют: религиозные, продуктовые компании с сильным брендом.
Для каких клиентов/сфер бизнеса подходит: для любых.
Типичный сценарий общения с клиентом:
- Взрыв положительных эмоций у клиента в начале;
- Погружение в глубину потребностей клиента
- WOW-эффект;
- Подчеркнутое ненавязывание;
- Уход в манящую даль с улыбкой.
Какие инструменты и приемы используются:
- Внимание упаковке продукта;
- Диагностика потребностей;
- Харизма;
- Постоянное улучшение качества/TQM;
- Теория касаний;
- Бренд;
- Product placement.
Главный инструмент воздействия на клиента: собственный ум и сердце клиента.
Уровень сложности создания: 10 из 10.
Недостаток стиля: нужно долго экспериментировать, необходимо постоянно совершенствовать каждый компонент системы продаж.
Как это выглядит в кино: Сиддхартха, 1972.
Почему клиент покупает: клиент просит вас продать ему это, потому что он очень хочет получить то, что дает ваш продукт или услуга.
Какие организации практикуют: секты, компании с большим маркетингом и бюджетом.
Для каких клиентов/сфер бизнеса подходит: В2С, эмоционально воспринимаемые товары, товары спонтанного спроса.
Типичный сценарий общения с клиентом:
- Старания вызвать умиление/улыбку у клиента вначале;
- «Вкусная» и эффектная презентация базового продукта;
- Приятное общение с клиентом;
- Проявление понимания его потребностям (но не всегда их учет);
- Ненавязывание;
- Призыв к действию и ожидание реакции от клиента.
Какие инструменты и приемы используются:
- 7P, AIDA;
- Упаковка продукта;
- Демонстрация продукта;
- Тренды;
- Гламур;
- Раскованность в общении.
Главный инструмент воздействия на клиента: желания (в том числе – спонтанные) клиента.
Недостаток стиля: чтобы создать, нужны большие вложения в бренд и пафос.
Уровень сложности создания: 7 из 10.
Как это выглядит в кино: 99 франков, 2007.
Почему клиент покупает: он загнан в угол пониманием своей боли и необходимости ее снятия – либо под воздействием внушения и манипуляций.
Какие организации практикуют: медицинские и предлагающие услуги не первой необходимости.
Для каких клиентов/сфер бизнеса подходит: медицина, образование, обслуживание сделанных вложений и купленных вещей, сетевая торговля.
Типичный сценарий общения с клиентом:
- Быстрая возможность контакта;
- Агрессивные продающие тексты;
- Детальный перечень предлагаемых ценностей и преимуществ;
- Активное общение с потенциальным клиентом;
- Жесткий дожим;
- Манипуляции при закрытии сделок.
Какие инструменты и приемы используются:
- Продающие тексты;
- Партизанские методы маркетинга (сарафанное радио, SMS, рассылки, вирусная реклама и т.д.);
- Работа от воронки продаж;
- Стопроцентные гарантии;
- НЛП;
- Жесткие переговоры.
Главный инструмент воздействия на клиента: страх и пороки клиента.
Уровень сложности создания: 6 из 10.
Недостаток стиля: большой процент отказов, отказавшиеся потеряны навсегда.
Как это выглядит в кино: Бойлерная, 2000.
Почему клиент покупает: он осознанно принимает решение, получив полную информацию о предлагаемой возможности и оценив свои выгоды.
Какие организации практикуют: услуги В2В, образовательные.
Для каких клиентов/сфер бизнеса подходит: любых.
Типичный сценарий общения с клиентом:
- Деловой характер знакомства;
- Диагностика потребностей клиента;
- Презентация в стилистике доклада;
- Рациональная аргументация;
- Акцент на рациональные преимущества;
- Ожидание ответа от клиента.
Какие инструменты и приемы используются:
- Акцент на экспертность;
- Презентация в стиле доклада;
- Продажа через ROI;
- Деловой этикет в речи и на письме, бумажные письма, факс;
- Официальный стиль;
- Работа по СПИН.
Главный инструмент воздействия на клиента: кругозор и убеждения клиента.
Уровень сложности создания: 5 из 10.
Недостаток стиля: довольно высокий процент отказов из-за того, что многие клиенты принимают решение, основываясь, в том числе, и на эмоциях. Предложения «не цепляют».
Как это выглядит в кино: В погоне за счастьем, 2006.
Почему клиент покупает: потому что в принципе когда-то хотел купить – и теперь трудно отказать продавцу.
Какие организации практикуют: агентства недвижимости, услуги В2В и В2С.
Для каких клиентов/сфер бизнеса подходит: для любых.
Типичный сценарий общения с клиентом:
- Харизматичное начало общения;
- Выявление потребностей клиента;
- Напористая презентация;
- Активная работа с возражениями;
- Настойчивость и ассертивность при дожиме сделки.
Какие инструменты и приемы используются:
- AIDA;
- Хорошо выученная презентация;
- Акцент на личные отношения;
- Использование DISC;
- Знание предпочтений клиента;
- Дружеский стиль общения.
Главный инструмент воздействия на клиента: заслуженная симпатия.
Уровень сложности создания: 4 из 10.
Недостаток стиля: большой процент отказов, психологически сложно поддерживать быстрый темп работы и позитивный настрой.
Как это выглядит в кино: Американцы/Гленгарри Глен Росс, 1992.
Почему клиент покупает: клиент вынужден покупать, потому что некоторые вещи просто нужно покупать.
Какие организации практикуют: товары первой необходимости и неэластичного спроса.
Для каких клиентов/сфер бизнеса подходит: продукты питания, лекарства.
Типичный сценарий общения с клиентом:
- Ознакомление с ассортиментом;
- Стимулирование выбора из ассортимента;
- Получение оплаты;
- Отгрузка товара.
Какие инструменты и приемы используются:
- Стандартное предложение;
- Широкая автоматизация заказа;
- «Плоский маркетинг».
Главный инструмент воздействия на клиента: базовые потребности клиента.
Уровень сложности создания: 3 из 10.
Недостаток стиля: принципиально не подходит для любых сложных услуг и продуктов, где требуется внимание к клиенту.
Как это выглядит в кино: Королева бензоколонки, 1962.
Три самых частых ошибки при выборе стиля продажи
- Компания из сферы сложных услуг В2В пытается практиковать игру на желании или обслуживание по очереди. Сегодня этим часто грешат рекламные агентства и так называемые digital-компании, услуги которых требует большого внимания к потребностям клиента и ориентации на бизнес-результат.
- Компания из сферы услуг В2С или продуктов эмоционального потребления пытается практиковать честность в убеждении или манипуляцию на боли. Отсюда получаются рекламные перлы от «маркетолухов» вроде «Купи гроб со скидкой – получи второй бесплатно».
- Компания, предлагающая товары повседневного спроса или услуги неэластичного спроса, пытается играть в добровольную самопродажу, не обладая гениальным продуктом и совершенным сервисом. Как вы наверняка догадались, это болезнь наших медучреждений и многих супермаркетов с ненавязчивым сервисом и обезличенным подходом к посетителям.
Ваша сфера бизнеса и подходящий стиль продажи
Выбрать подходящий стиль продажи или создать собственный уникальный микс, пользуясь нашим магическим квадратом стилей продаж.
Рационально выбираемый товарПодходящие стили продаж:
Подходящие методы: AIDA, СПИН. |
Эмоционально выбираемый товарПодходящие стили продаж:
Подходящие методы: 7Р, Product placement. |
В2ВПодходящие стили продаж:
Подходящие методы: ROI, DISC. |
В2СПодходящие стили продаж:
Подходящие методы: НЛП, харизма. |
Желаем вам найти свой уникальный стиль продажи: ведь, если он подходит под специфику бизнеса, то неизбежно приведет вашу компанию к процветанию.
Материалы по теме:
Погода мешает дяде Вазгену оплатить ваш сервис
Ачивки больше не работают
Как быстро получить миллионы пользователей, сэкономив на рекламе
5 неожиданных историй, благодаря которым про нас узнали
Этот тест покажет, кто общается с клиентами неправильно
Фото: Elzbieta Sekowska / Shutterstock.com.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как заработать на продажaх»
- 1 Wildberries начнет выдавать заказы в газетных киосках
- 2 Клиентоориентированность: что это и какие виды бывают
- 3 Сервис подбора б/у шин и дисков Shinsale привлек 60 млн рублей инвестиций на запуск новых направлений
- 4 Маркетинг на промышленных и B2B-рынках: как измерить окупаемость и нужно ли считать ROMI
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025