Колонки

Студенческий билет на деловых встречах не показывают: как молодые предприниматели совмещают учёбу и бизнес

Колонки
Виктория Кравченко
Виктория Кравченко

Экс-редактор Rusbase

Виктория Кравченко

День студента – повод поговорить с молодыми предпринимателями, доказывающими, что студенты – это не только веселые лоботрясы, которые ловят халяву. Все собеседники Rusbase еще в годы учебы открыли собственный бизнес.

О них пишут в СМИ, у них паблики во всех социальных сетях и бизнесы разного масштаба. Сегодняшние и вчерашние студенты, они сами вполне могут давать уроки жизни, успеха в бизнесе и того, как не опускать руки в случае неудач.

Студенческий билет на деловых встречах не показывают: как молодые предприниматели совмещают учёбу и бизнес
Присоединиться
Эдуард Гуринович, Carprice.ru, аспирант СПБГУ

Как появился свой бизнес

Первый бизнес я открыл в 16 лет, будучи еще учеником знаменитого питерского физматлицея №239 — это был первый интернет-магазин ФК Зенит: я просто монетизировал свой паблик во ВКонтакте. Для школьника моего возраста в то время стабильный доход в размере 30 тысяч рублей в месяц был очень приятным.

Carprice.ru я основал в 2014 году, когда заканчивал учиться и поступал в аспирантуру СПбГУ, где я обучаюсь сейчас.

Между этими вехами у меня было рекламное агентство, работавшее по CPA, и большое количество разных интернет-магазинов (одностраничные лендинги под конкретный товар, приносившие по 2,5 тысячи заказов в день).

Кроме своих проектов, я в то же самое время проходил преддипломную практику и работал по найму в страховой компании.

Поскольку бизнес был B2C, клиенты меня не видели и не подозревали, что их обслуживает студент

А поставщики удивлялись молодому заказчику ровно до первой стопроцентной предоплаты. А вот с Carprice было сложнее всего, потому что это тот самый случай, когда приходилось менять устоявшуюся отрасль.

Что я могу сейчас сказать точно – не надо жалеть себя. Только в момент гипернагрузок на организм можно совершить рывок.

Вопрос: «А сколько вам лет?», мне часто задавали в банках. Хотелось добавить себе пяток

Однако сейчас молодость мне скорее помогает: у нас впечатляющая success story, и когда партнеры сопоставляют ее масштаб с возрастом создателя, это говорит само за себя и создает фундамент доверия.


Александр Головатый, Surprise Me, выпускник Университета ИТМО

Как появился свой бизнес

Идея проекта Surprise Me родилась в ноябре 2014 во время обучения в магистратуре по направлению Технологическое предпринимательство и развитие инноваций. Идея родилась благодаря девушке, также студентке ИТМО, которая ныне моя жена. Именно в формате квеста я хотел сделать ей предложение руки и сердца, но не нашел на рынке ничего похожего, что могло бы удовлетворить мои желания по функционалу, и у меня возникла мысль: а почему бы не сделать сервис, в котором каждый сможет создавать индивидуальные квесты для друзей и близких по любому поводу?

Недолго думая, начал собирать команду, проводить опросы по методологии customer development, которой меня как раз тогда обучали в университете, и потихоньку идея начала трансформироваться и обрастать формализованными механизмами.

В первое время мне дельными советами помогали преподаватели, у которых я учился. Я многим обязан Марине Вилевне Сухоруковой, которая периодически давала мне контакты людей, компетентных в разных вопросах.

В начале работы над проектом было очень много мыслей, которые нужно было систематизировать и задать вектор развития — это, пожалуй, была одна из основных проблем.

Второй проблемой было найти команду, которая сможет за идею без капиталовложений усердно работать. Постепенно я подключал к проекту разных людей, в процессе работы состав команды менялся аж три раза. Для меня это всегда было морально сложно. Благо сейчас команда сформировалась хорошая, нас 6 человек дружных ребят.

Ошибок было много

Мы на них учились и делали выводы. Но я считаю, что главную ошибку всех стартапов мы не допустили. Это когда команда работает, не общаясь с потенциальными клиентами.

Инвесторы на предпринимателей-студентов, к счастью, смотрели адекватно

Они смотрят на то, что человек делает, насколько сильно он верит в идею проекта, какими темпами развивается проект. А возраст — не помеха.

На сегодняшний день можно найти множество историй успеха молодых предпринимателей, которые достигли больших высот, и уже почти все к этому привыкли.

В нашей работе было много курьёзов, они происходят и по сей день

Один из самых интересных случаев произошел, когда на нас вышел первый серьезный партнер (один из самых больших музеев Петербурга). Утром за день до презентации их квест-экскурсии посетителям музея у нас упал сервер, да не просто упал, а пропали все данные.

Как сейчас вспомню, у меня аж глаза слезами налились, я думал: «Все пропало, ведь ничего от проекта не осталось!». К счастью, оказалось, что мы в суматохе просто забыли оплатить сервер, и все наши данные перенесли в архив. Сейчас, конечно же, мы не допускаем такого, более того, храним все резервные копии. Тот случай встряхнул всю команду!


Гидеон Гибсон (Нвезе), Kickcity, выпускник СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Как появился свой бизнес

Я начал свой проект в 2014, когда окончил второй курс в СПбГЭТУ (ЛЭТИ). После второго курса я работал в одном из петербургских отелей, и гости часто просили посоветовать, куда им пойти.

Я слышал один и тот же вопрос от разных людей, и я могу понять, когда его задают люди из других городов и стран, но я слышал его и от петербуржцев. Я старался найти информацию в интернете, в соцсетях, но никогда заранее не знаешь, понравится твой совет или нет.

И я начал думать: в Петербурге какие-то интересные вещи происходят постоянно, но нет единого хорошего ресурса, в котором можно не просто посмотреть афишу мероприятий, но еще узнать, что за люди на них ходят, стоит ли туда идти.

Мы с партнером заказали у одной московской компании исследование рынка на наличие площадок по мероприятиям в США и России, а после начали разрабатывать дизайн и бэк-энд.

Ивент-индустрия сейчас движется в сторону социальных сетей. Существуют разные социальные сети, но нет ни одной о мероприятиях. Наше приложение помогает найти события, происходящие в твоем городе. В приложении можно покупать билеты на мероприятия, видеть, куда идут твои друзья, создавать свои события и приглашать друзей. Оно удобно в пользовании: все мероприятия распределены по категориям.

Мы также запустили смарт-сервис по продаже электронных билетов. Он рассчитан на организаторов мероприятий, которые хотят продавать билеты и привлекать аудиторию.

Начал я с того, что взял лист А4 и стал рисовать дизайн приложения

Это заняло около двух недель. Я делал это в свободное от работы в отеле время, иногда ночами сидел в «Кофе-Хаусе».

Когда проект дизайна был полностью готов, я приготовил технические задания и начал искать дизайнеров. Это заняло много времени, но, в конце концов, нашел нужных людей. После этого у меня появился первый инвестор – бельгийский бизнесмен, живущий в Петербурге. Вообще, в России инвесторов на начальных этапах найти сложно, и я считаю, что мне просто повезло. Очень помогли программа TURN 8 и стартап-акселератор iDealMachine при Университете ИТМО.

Еще у меня есть друг в США, у которого своя software-компания. От него я также получил ценные советы.

Я не могу сказать, что на своем пути мы совершали какие-то серьезные ошибки

Но, оглядываясь назад, я понимаю, что в какие-то моменты мне стоило меньше доверять людям. Из-за своей доверчивости я не раз сталкивался с обманом. Не стоит давать людям третий шанс, если они не воспользовались вторым.

Студенческий билет на деловых встречах не показывают

KickCity – это уже моя вторая компания. Я учился в бизнес-школе в Барселоне и знаю, как общаться с партнерами и клиентами. Никто не показывает студенческий билет на деловых встречах. Возраст, вид деятельности, внешность не имеют значения. Неважно, кто ты — важно, что ты делаешь.


Григорий Ткаченко, Machine Learning Works, выпускник Университета ИТМО

Как появился свой бизнес

К середине последнего курса бакалавриата, который я окончил на кафедре компьютерных технологий с «красным» дипломом, я уже почти два года работал в «Яндексе». Трудоустройство в крупной IT-компании — это отличная возможность стабильной работы, в течение которой человек будет спокойно выполнять определенные задачи.

Вскоре я понял, что такая занятость — не мое. В крупных корпорациях ты не всегда чувствуешь ответственность за судьбу проекта. Ты работаешь в числе многих и, как это часто бывает, с течением времени затухают амбиции, утрачиваются драйв и вовлеченность.

Как сказал преподаватель Университета ИТМО Анатолий Абрамович Шалыто, если человек хочет пойти в Google, ему стоит представить себя одной черной точкой среди 20 тысяч таких же на белом листе бумаги. Именно поэтому я стал подыскивать для себя другие варианты занятости.

На платформе для спортивного программирования Codeforces я наткнулся на информацию об успешном технологическом стартапе. Я удачно прошел собеседования для трудоустройства, и меня позвали работать в Сочи, где располагался офис компании. Но тогда я не мог уехать в другой город, потому что дописывал дипломную работу.

В качестве альтернативы один из инвесторов проекта предложил мне финансирование какого-либо стартапа. Конечно, для этого нужна была «взрывная» идея.

Наш инвестор рассматривал только миллиардные (в долларах) проекты

Нас это вдохновляло. За полгода я и мои друзья не смогли придумать ничего стоящего. Я уже был уверен, что уеду на стажировку в Facebook: я успешно прошел необходимые собеседования, получил визу и купил билеты в Калифорнию. Однако за две недели до вылета, прошлым летом, идея пришла. После недолгих раздумий я отказался от предложения Facebook и переехал в Сочи воплощать наш проект в жизнь.

Глобальный вектор нашего стартапа — мобильный поиск

Наша задача — стать основным поисковым приложением для американской молодежи. Сейчас мы развиваем два приложения, которые приведут нас к этому. Одно из них помогает решать математику с помощью камеры (навел на пример — мы показали ответ и решение), другое тесно связано с агрегацией и поиском по развлекательному контенту.

Первым шагом была поездка в США и общение с реальной аудиторией. Уверен, что это самый действенный способ лучше понять ее потребности и скорректировать вектор развития.

Наш инвестор является и нашим ментором. Во многих вещах он помогает и подсказывает.

Ошибок и сложностей была масса

Главная ошибка — это, пожалуй, попытка уместить под крышей одного приложения слишком много неочевидно связанных элементов.

Кратко: проще — лучше. Главной сложностью было хладнокровно смотреть на цифры из аналитик и отказываться от даже самых любимых тебе, но на практике плохо работающих компонентов.

С некоторого момента нужно верить только цифрам и отзывам пользователей, а не твоим чувствам.

Мы нашли инвестора, ключевое направление которого — работа с молодыми ребятами

Кроме того, в IT-индустрии множество примеров, когда крупные бизнесы были построены такими студентами, как мы. Так что главное верить и работать, а серьезное отношение к проекту и станет результатом действий.

Безусловно, и у нас были промахи и ошибки, но без них никуда, и сейчас я считаю, что выбрал правильный вектор. Единственный совет начинающим — нужно брать, пробовать и не бояться неудач, которые точно будут.


Олег Новиков, Goodproduct, студент Suffolk University, Бостон

Как появился свой бизнес

Я из Петербурга, сейчас учусь в Suffolk University в Бостоне на двух специальностях: «анализ больших потоков информации» (Big Data) и «Предпринимательство» (Entrereneurship). Михаил Козлов, мой партнер, учится в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения на юриста.

Интерес к бизнесу был всегда, но реализацией конкретных проектов я начал заниматься только на первом курсе университета в США. Там я помогал своему другу с его проектом и параллельно пытался развивать свой стартап. Отсутствие американского гражданства было самой большой преградой.

Как-то мы сидели с Мишей в кафе и рассуждали, какие идеи были бы перспективными в будущем. И пришли к тому, что продукты люди всегда будут покупать, и если соединить это с IT, то это будет интересно.

Мы убедились, что именно эта ниша будет большим трендом в будущем. Ведь английский Costco получает 20% своей прибыли с онлайн-заказов, а американский Instacart стоит больше 2 млд долларов. Средний поход в магазин занимает 40 минут.

Если вы едете в гипермаркет без машины, то время в пути убивает еще примерно 40 минут. Итого 1 час 20 минут как минимум два раза в неделю люди тратят на поход в магазин, сами того не замечая. А ведь время – это самый дорогой ресурс, который нельзя купить ни за какие деньги.

Первым делом мы сели писать бизнес-план и создавать презентацию для будущего привлечения инвестиций

После двух недель начальные версии были готовы. Но мы быстро поняли, что этого совсем недостаточно для реализации идеи. После чего мы пошли советоваться с умными людьми из разных сфер: логистики, разработки и так далее.

На пути было множество сложностей: сначала кажется, что все просто, но когда начинаешь копать глубже, возникает все больше и больше подводных камней, о которых раньше мы и предположить не могли. Мы до сих пор постоянно советуемся с разными представителями бизнеса. Например, на днях встречались с бывшим гендиректором и основателем компании Юлмарт Сергеем Федориновым.

Работу и учебу с проектом совмещать крайне сложно

Часто приходится спать по пять часов. Goodproduct – это не единственный бизнес, над которым мы работаем. У нас также есть небольшая офисная столовая, которую мы будем расширять. Но время можно найти время на всё – главное захотеть.

Вызывала ли наша юность скепсис?

В наше время очень много предприимчивых молодых людей, которые на много уровней успешнее, чем мы. Так что к нам относятся абсолютно нормально – так же, как и ко всем остальным. Главное – самому искренне верить в свою идею, и тогда все остальные поверят и пойдут за тобой.

Ничего в нашей жизни не происходит просто так

И успеха невозможно достичь, если сидеть на месте. Надо как можно больше работать над собой и своими идеями. А еще – ловить момент. Был один случай, в тот день, когда нас взяли в акселератор от ИТМО – Future Technology. Мы просто пришли туда посмотреть на другие стартапы – мы не были приглашены к участию, но нам дали шанс выступить и отобрали наш проект на акселерационную программу.


Андрей Бузина, агентство вирусного маркетинга Smetana, выпускник СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Как появился свой бизнес

Проект агентства Smetana возник в 2009 году, когда я учился на третьем курсе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций. Вначале это было рекламное агентство, позже добавились другие проекты, главным из которых и сегодня остается создание вирусных видеороликов.

Более осмысленная работа над проектом началась в конце пятого курса, уже после окончания университета, когда я принял решение уйти с основной работы и посвятить максимум времени развитию агентства. В то время я совмещал учебу, работу директором по маркетингу в компании Pentar, а по выходным снимал видеоролики для Smetana.

По основной работе я посещал маркетинговые конференции, на которых европейские спикеры рассказывали о новом, только зарождающемся в России направлении – вирусном маркетинге.

И я начал думать о том, как применить новые знания в том бизнесе, в котором я тогда работал. Был период кризиса, и требовались бюджетные креативные решения, которые позволили бы охватить широкую аудиторию. Тогда я начал продвигать идеи вирусного маркетинга и снимать первые видео.

Создание и продвижение первых вирусных роликов практически ничего нам не стоило

При этом мы добились охвата большой аудитории и поравнялись с конкурентами. Например, ролик «Canon против Nikon», в котором обычные люди рассуждают о преимуществе брендов профессиональной фототехники, собрал 250 тысяч просмотров практически без затрат на дистрибьюцию. Кроме того, в нем есть скромная отсылка на фототехнику Pentax – намек на то, что среди дорогостоящих мэтров есть разумная альтернатива.

Внутри компании развивалось новое направление, и руководство высоко оценило креативность подхода. Потенциал необходимо было развивать, а на мой собственный проект оставалось не так много времени и сил.

Когда я окончил университет, принял решение развивать производство вирусного видео в сети

На дружеской волне я попрощался с работодателем и вышел в открытое плавание.

Первое время агентство вел я и мои одногруппники: одни помогали снимать, другие рисовали, занимались постпродакшном, кто-то делал массаж. Все начиналось как творческий эксперимент для друзей. Первыми заказчиками тоже были друзья и знакомые.

Своего офиса у нас не было, мы собирались в кафе, обсуждали проекты и делали вид успешного бизнеса.

Вскоре больше не пришлось что-то из себя строить: внушительное количество реализованных проектов позволило агентству из студенческой подработки вырасти во взрослый бизнес.

Поскольку в России агентство было фактически первопроходцем в сфере вирусного маркетинга, наставников и советчиков как таковых не было. Информацию мы находили сами: читали, подмечали у других, получали собственный дорогой опыт.

Мы допускали ошибки, исправляли их и сами задавали тон

Более того, много лет спустя мне самому довелось стать экспертом, теперь меня приглашают выступать на отраслевых мероприятиях.

Основная сложность – приходилось заниматься всем подряд: бухгалтерией, общением с клиентами, режиссурой и монтажом. Из-за этого, конечно, многие процессы страдали. Была бы тогда возможность делегировать, наверняка, все шло бы быстрее.

В студенческие времена приоритеты выстраиваются особым образом, и, как ни странно, времени хватало на все. Тогда удавалось кутить всю ночь, с утра первой парой сдавать физкультуру, потом целый день работать, а вечером заниматься своими проектами. Особая энергетика молодости, юношеский запал позволяли справляться со многими задачами и делать все качественно.

Студенческое состояние – это время, когда еще нет ни имени, ни денег, поэтому особенно усердно трудишься, чтобы создать это все для себя. Появляются силы, мотивация и энергия.

Как предпринимателю-студенту мне приходилось доказывать разумность своих намерений

Например, когда я пришел в банк, чтобы открыть счет и получить кредиты, на меня вначале смотрели с недоверием. Но мне пошли навстречу и проявили лояльность. Со временем счета демонстрировали положительную динамику, и с этим банком до сих пор меня связывают финансовые отношения.

Я благодарен им за то, что поверили в молодого предпринимателя и дали картбланш. Конечно, не раз я преодолевал стену прохлады и недоверия, но думаю, что мой успех связан с тем, что, помимо амбиций, я умел мыслить здраво.

Если бы я что-то поменял в самом начале, то не получил бы того, что наиболее ценно – опыта. Это важнее, чем незаработанные деньги и все незаключенные контракты. При этом каких-то фатальных ошибок я не совершал, так как действовал разумно.

Совет для новичков

Не надо бояться мыслить шире и глобальнее. Нужно стараться быть не просто лучшими «на деревне», а и конкурентноспособными на уровне страны и даже мира. Равняйтесь на известных бизнесменов, не бойтесь набивать шишки и быть амбициозными!

Есть одна история, которую я люблю рассказывать друзьям

Когда агентство стало набирать более серьезные обороты, процессом все еще руководил в основном я один. При этом я пытался создать впечатление, что в проекте задействован целый штат сотрудников. И вот, одним летним очень жарким днем я сидел в своей квартире (тогда у агентства еще не было своего офиса) и деловитым тоном разговаривал с заказчиком.

Мы обсуждали серьезные бизнес-задачи. И тут я поймал себя на мысли, что я сижу на стуле в своей комнате возле настежь распахнутого окна, из-за жары раздевшись до трусов, и с серьезным лицом рассуждаю о реализованных контрактах, объеме работ и креативе. Поэтому замечу еще раз: не нужно ничего бояться, и вполне допустимо что-то дофантазировать. Именно так было со мной в самом начале.


Сергей Богачев, PAPERHEAD, выпускник Университета ИТМО

Как появился свой бизнес

Мы считаем датой начала нашей деятельности 1 августа 2015 года, на самом же деле это дата рождения идеи. Первые шаги мы предприняли спустя 2 месяца, когда я начал собирать команду. Собственно, идея пришла в тот момент, когда я со своим другом Сергеем Рожко занимался производством уличной одежды под маркой WILD.

Я тогда учился на 4 курсе. У нас была фотосессия, и она должна была быть тематической. Сергей совершенно случайно заметил в одном из журналов полигональные маски на голову от Wintercroft, и мы решили, что это то, что нам нужно, чтобы фотосессия была привлекательной.

Выложив фотосет в сеть, мы удивились — нам говорили не о том, какая у нас крутая одежда, а спрашивали, где можно достать такие маски.

В тот раз я впервые задумался о том, чтобы с этим что-то сделать. Спустя некоторое время мы приняли решение закрыть производство одежды — дела шли не очень хорошо, время неудачное выбрали, ведь именно тогда начал расти доллар.

Как-то раз во время тренировки я предложил Сергею делать маски — это было 1 августа. Сначала мы выкупили все маски Wintercroft, завели Инстраграм-аккаунт, начали проводить мастер-классы, все шло довольно неплохо до тех пор, пока весь наш контент не был удален — на нас написали жалобу.

Мы не особо переживали, ведь тогда уже поняли, что в России такого еще нет и рынок свободен, люди покупали, для них это было в новинку.

Не скажу, что все было хорошо с самого начала

Мы долго пытались найти свою форму и сделать модели узнаваемыми, чтобы, взглянув на полигональную модель того или иного животного, могли сказать — это PAPERHEAD. Кстати, название пришло случайно, я просто накидал 10–20 названий, и мы выбрали тот вариант, который устраивал всех.

Мы никого не пытались убедить поверить в нашу идею, просто начали делать. Результаты говорят сами за себя.

Не обошлось и без осознания того, что ключевая ошибка — это потеря времени

Потому как время — самое ценное, что у нас было. Занимались всем, что связано с полигонами: наборы, моделирование, 3d mapping, индивидуальные заказы из различных материалов, брались за любые запросы, которые приходили.

Поняв, что мы сильно распыляемся, я настоял на том, чтобы взяться за что-то одно. Выбрали наборы. За полтора месяца сделали то, что не могли сделать год. Закупили все составляющие для полигональных наборов, нашли типографию, сделали дизайн.

Сейчас у нас заключен договор с «Буквоедом». Наши модели представлены в 5 центральных магазинах сети на брендированных стойках. Помимо этого, мы задействовали электронные площадки типа ETSY, где почти сделали первую сотню продаж.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 14 подкастов ко дню программиста, которые интересно послушать неравнодушным к софтверу
  2. 2 На каких конференциях можно встретить топ-менеджеров больших компаний
  3. 3 Стартапу, выходящему на ICO, нужен ментор. Зачем?
  4. 4 Как мы за три года науку популяризовали – история про бум научных сообществ
  5. 5 Как за месяц найти инвесторов, партнеров и друзей в Кремниевой долине
Куда идти стартапу в США
Список полезных контактов, предпринимательских сообществ и инвесторов
Получить список