Виктория Кравченко

Студенческий билет на деловых встречах не показывают: как молодые предприниматели совмещают учёбу и бизнес

День студента – повод поговорить с молодыми предпринимателями, доказывающими, что студенты – это не только веселые лоботрясы, которые ловят халяву. Все собеседники Rusbase еще в годы учебы открыли собственный бизнес.

О них пишут в СМИ, у них паблики во всех социальных сетях и бизнесы разного масштаба. Сегодняшние и вчерашние студенты, они сами вполне могут давать уроки жизни, успеха в бизнесе и того, как не опускать руки в случае неудач.


Эдуард Гуринович, Carprice.ru, аспирант СПБГУ

Как появился свой бизнес

Первый бизнес я открыл в 16 лет, будучи еще учеником знаменитого питерского физматлицея №239 — это был первый интернет-магазин ФК Зенит: я просто монетизировал свой паблик во ВКонтакте. Для школьника моего возраста в то время стабильный доход в размере 30 тысяч рублей в месяц был очень приятным.

Carprice.ru я основал в 2014 году, когда заканчивал учиться и поступал в аспирантуру СПбГУ, где я обучаюсь сейчас.

Между этими вехами у меня было рекламное агентство, работавшее по CPA, и большое количество разных интернет-магазинов (одностраничные лендинги под конкретный товар, приносившие по 2,5 тысячи заказов в день).

Кроме своих проектов, я в то же самое время проходил преддипломную практику и работал по найму в страховой компании.

Поскольку бизнес был B2C, клиенты меня не видели и не подозревали, что их обслуживает студент

А поставщики удивлялись молодому заказчику ровно до первой стопроцентной предоплаты. А вот с Carprice было сложнее всего, потому что это тот самый случай, когда приходилось менять устоявшуюся отрасль.

Что я могу сейчас сказать точно – не надо жалеть себя. Только в момент гипернагрузок на организм можно совершить рывок.

Вопрос: «А сколько вам лет?», мне часто задавали в банках. Хотелось добавить себе пяток

Однако сейчас молодость мне скорее помогает: у нас впечатляющая success story, и когда партнеры сопоставляют ее масштаб с возрастом создателя, это говорит само за себя и создает фундамент доверия.


Александр Головатый, Surprise Me, выпускник Университета ИТМО

Как появился свой бизнес

Идея проекта Surprise Me родилась в ноябре 2014 во время обучения в магистратуре по направлению Технологическое предпринимательство и развитие инноваций. Идея родилась благодаря девушке, также студентке ИТМО, которая ныне моя жена. Именно в формате квеста я хотел сделать ей предложение руки и сердца, но не нашел на рынке ничего похожего, что могло бы удовлетворить мои желания по функционалу, и у меня возникла мысль: а почему бы не сделать сервис, в котором каждый сможет создавать индивидуальные квесты для друзей и близких по любому поводу?

Недолго думая, начал собирать команду, проводить опросы по методологии customer development, которой меня как раз тогда обучали в университете, и потихоньку идея начала трансформироваться и обрастать формализованными механизмами.

В первое время мне дельными советами помогали преподаватели, у которых я учился. Я многим обязан Марине Вилевне Сухоруковой, которая периодически давала мне контакты людей, компетентных в разных вопросах.

В начале работы над проектом было очень много мыслей, которые нужно было систематизировать и задать вектор развития — это, пожалуй, была одна из основных проблем.

Второй проблемой было найти команду, которая сможет за идею без капиталовложений усердно работать. Постепенно я подключал к проекту разных людей, в процессе работы состав команды менялся аж три раза. Для меня это всегда было морально сложно. Благо сейчас команда сформировалась хорошая, нас 6 человек дружных ребят.

Ошибок было много

Мы на них учились и делали выводы. Но я считаю, что главную ошибку всех стартапов мы не допустили. Это когда команда работает, не общаясь с потенциальными клиентами.

Инвесторы на предпринимателей-студентов, к счастью, смотрели адекватно

Они смотрят на то, что человек делает, насколько сильно он верит в идею проекта, какими темпами развивается проект. А возраст — не помеха.

На сегодняшний день можно найти множество историй успеха молодых предпринимателей, которые достигли больших высот, и уже почти все к этому привыкли.

В нашей работе было много курьёзов, они происходят и по сей день

Один из самых интересных случаев произошел, когда на нас вышел первый серьезный партнер (один из самых больших музеев Петербурга). Утром за день до презентации их квест-экскурсии посетителям музея у нас упал сервер, да не просто упал, а пропали все данные.

Как сейчас вспомню, у меня аж глаза слезами налились, я думал: «Все пропало, ведь ничего от проекта не осталось!». К счастью, оказалось, что мы в суматохе просто забыли оплатить сервер, и все наши данные перенесли в архив. Сейчас, конечно же, мы не допускаем такого, более того, храним все резервные копии. Тот случай встряхнул всю команду!


Гидеон Гибсон (Нвезе), Kickcity, выпускник СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Как появился свой бизнес

Я начал свой проект в 2014, когда окончил второй курс в СПбГЭТУ (ЛЭТИ). После второго курса я работал в одном из петербургских отелей, и гости часто просили посоветовать, куда им пойти.

Я слышал один и тот же вопрос от разных людей, и я могу понять, когда его задают люди из других городов и стран, но я слышал его и от петербуржцев. Я старался найти информацию в интернете, в соцсетях, но никогда заранее не знаешь, понравится твой совет или нет.

И я начал думать: в Петербурге какие-то интересные вещи происходят постоянно, но нет единого хорошего ресурса, в котором можно не просто посмотреть афишу мероприятий, но еще узнать, что за люди на них ходят, стоит ли туда идти.

Мы с партнером заказали у одной московской компании исследование рынка на наличие площадок по мероприятиям в США и России, а после начали разрабатывать дизайн и бэк-энд.

Ивент-индустрия сейчас движется в сторону социальных сетей. Существуют разные социальные сети, но нет ни одной о мероприятиях. Наше приложение помогает найти события, происходящие в твоем городе. В приложении можно покупать билеты на мероприятия, видеть, куда идут твои друзья, создавать свои события и приглашать друзей. Оно удобно в пользовании: все мероприятия распределены по категориям.

Мы также запустили смарт-сервис по продаже электронных билетов. Он рассчитан на организаторов мероприятий, которые хотят продавать билеты и привлекать аудиторию.

Начал я с того, что взял лист А4 и стал рисовать дизайн приложения

Это заняло около двух недель. Я делал это в свободное от работы в отеле время, иногда ночами сидел в «Кофе-Хаусе».

Когда проект дизайна был полностью готов, я приготовил технические задания и начал искать дизайнеров. Это заняло много времени, но, в конце концов, нашел нужных людей. После этого у меня появился первый инвестор – бельгийский бизнесмен, живущий в Петербурге. Вообще, в России инвесторов на начальных этапах найти сложно, и я считаю, что мне просто повезло. Очень помогли программа TURN 8 и стартап-акселератор iDealMachine при Университете ИТМО.

Еще у меня есть друг в США, у которого своя software-компания. От него я также получил ценные советы.

Я не могу сказать, что на своем пути мы совершали какие-то серьезные ошибки

Но, оглядываясь назад, я понимаю, что в какие-то моменты мне стоило меньше доверять людям. Из-за своей доверчивости я не раз сталкивался с обманом. Не стоит давать людям третий шанс, если они не воспользовались вторым.

Студенческий билет на деловых встречах не показывают

KickCity – это уже моя вторая компания. Я учился в бизнес-школе в Барселоне и знаю, как общаться с партнерами и клиентами. Никто не показывает студенческий билет на деловых встречах. Возраст, вид деятельности, внешность не имеют значения. Неважно, кто ты — важно, что ты делаешь.


Григорий Ткаченко, Machine Learning Works, выпускник Университета ИТМО

Как появился свой бизнес

К середине последнего курса бакалавриата, который я окончил на кафедре компьютерных технологий с «красным» дипломом, я уже почти два года работал в «Яндексе». Трудоустройство в крупной IT-компании — это отличная возможность стабильной работы, в течение которой человек будет спокойно выполнять определенные задачи.

Вскоре я понял, что такая занятость — не мое. В крупных корпорациях ты не всегда чувствуешь ответственность за судьбу проекта. Ты работаешь в числе многих и, как это часто бывает, с течением времени затухают амбиции, утрачиваются драйв и вовлеченность.

Как сказал преподаватель Университета ИТМО Анатолий Абрамович Шалыто, если человек хочет пойти в Google, ему стоит представить себя одной черной точкой среди 20 тысяч таких же на белом листе бумаги. Именно поэтому я стал подыскивать для себя другие варианты занятости.

На платформе для спортивного программирования Codeforces я наткнулся на информацию об успешном технологическом стартапе. Я удачно прошел собеседования для трудоустройства, и меня позвали работать в Сочи, где располагался офис компании. Но тогда я не мог уехать в другой город, потому что дописывал дипломную работу.

В качестве альтернативы один из инвесторов проекта предложил мне финансирование какого-либо стартапа. Конечно, для этого нужна была «взрывная» идея.

Наш инвестор рассматривал только миллиардные (в долларах) проекты

Нас это вдохновляло. За полгода я и мои друзья не смогли придумать ничего стоящего. Я уже был уверен, что уеду на стажировку в Facebook: я успешно прошел необходимые собеседования, получил визу и купил билеты в Калифорнию. Однако за две недели до вылета, прошлым летом, идея пришла. После недолгих раздумий я отказался от предложения Facebook и переехал в Сочи воплощать наш проект в жизнь.

Глобальный вектор нашего стартапа — мобильный поиск

Наша задача — стать основным поисковым приложением для американской молодежи. Сейчас мы развиваем два приложения, которые приведут нас к этому. Одно из них помогает решать математику с помощью камеры (навел на пример — мы показали ответ и решение), другое тесно связано с агрегацией и поиском по развлекательному контенту.

Первым шагом была поездка в США и общение с реальной аудиторией. Уверен, что это самый действенный способ лучше понять ее потребности и скорректировать вектор развития.

Наш инвестор является и нашим ментором. Во многих вещах он помогает и подсказывает.

Ошибок и сложностей была масса

Главная ошибка — это, пожалуй, попытка уместить под крышей одного приложения слишком много неочевидно связанных элементов.

Кратко: проще — лучше. Главной сложностью было хладнокровно смотреть на цифры из аналитик и отказываться от даже самых любимых тебе, но на практике плохо работающих компонентов.

С некоторого момента нужно верить только цифрам и отзывам пользователей, а не твоим чувствам.

Мы нашли инвестора, ключевое направление которого — работа с молодыми ребятами

Кроме того, в IT-индустрии множество примеров, когда крупные бизнесы были построены такими студентами, как мы. Так что главное верить и работать, а серьезное отношение к проекту и станет результатом действий.

Безусловно, и у нас были промахи и ошибки, но без них никуда, и сейчас я считаю, что выбрал правильный вектор. Единственный совет начинающим — нужно брать, пробовать и не бояться неудач, которые точно будут.


Олег Новиков, Goodproduct, студент Suffolk University, Бостон

Как появился свой бизнес

Я из Петербурга, сейчас учусь в Suffolk University в Бостоне на двух специальностях: «анализ больших потоков информации» (Big Data) и «Предпринимательство» (Entrereneurship). Михаил Козлов, мой партнер, учится в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения на юриста.

Интерес к бизнесу был всегда, но реализацией конкретных проектов я начал заниматься только на первом курсе университета в США. Там я помогал своему другу с его проектом и параллельно пытался развивать свой стартап. Отсутствие американского гражданства было самой большой преградой.

Как-то мы сидели с Мишей в кафе и рассуждали, какие идеи были бы перспективными в будущем. И пришли к тому, что продукты люди всегда будут покупать, и если соединить это с IT, то это будет интересно.

Мы убедились, что именно эта ниша будет большим трендом в будущем. Ведь английский Costco получает 20% своей прибыли с онлайн-заказов, а американский Instacart стоит больше 2 млд долларов. Средний поход в магазин занимает 40 минут.

Если вы едете в гипермаркет без машины, то время в пути убивает еще примерно 40 минут. Итого 1 час 20 минут как минимум два раза в неделю люди тратят на поход в магазин, сами того не замечая. А ведь время – это самый дорогой ресурс, который нельзя купить ни за какие деньги.

Первым делом мы сели писать бизнес-план и создавать презентацию для будущего привлечения инвестиций

После двух недель начальные версии были готовы. Но мы быстро поняли, что этого совсем недостаточно для реализации идеи. После чего мы пошли советоваться с умными людьми из разных сфер: логистики, разработки и так далее.

На пути было множество сложностей: сначала кажется, что все просто, но когда начинаешь копать глубже, возникает все больше и больше подводных камней, о которых раньше мы и предположить не могли. Мы до сих пор постоянно советуемся с разными представителями бизнеса. Например, на днях встречались с бывшим гендиректором и основателем компании Юлмарт Сергеем Федориновым.

Работу и учебу с проектом совмещать крайне сложно

Часто приходится спать по пять часов. Goodproduct – это не единственный бизнес, над которым мы работаем. У нас также есть небольшая офисная столовая, которую мы будем расширять. Но время можно найти время на всё – главное захотеть.

Вызывала ли наша юность скепсис?

В наше время очень много предприимчивых молодых людей, которые на много уровней успешнее, чем мы. Так что к нам относятся абсолютно нормально – так же, как и ко всем остальным. Главное – самому искренне верить в свою идею, и тогда все остальные поверят и пойдут за тобой.

Ничего в нашей жизни не происходит просто так

И успеха невозможно достичь, если сидеть на месте. Надо как можно больше работать над собой и своими идеями. А еще – ловить момент. Был один случай, в тот день, когда нас взяли в акселератор от ИТМО – Future Technology. Мы просто пришли туда посмотреть на другие стартапы – мы не были приглашены к участию, но нам дали шанс выступить и отобрали наш проект на акселерационную программу.


Андрей Бузина, агентство вирусного маркетинга Smetana, выпускник СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Как появился свой бизнес

Проект агентства Smetana возник в 2009 году, когда я учился на третьем курсе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций. Вначале это было рекламное агентство, позже добавились другие проекты, главным из которых и сегодня остается создание вирусных видеороликов.

Более осмысленная работа над проектом началась в конце пятого курса, уже после окончания университета, когда я принял решение уйти с основной работы и посвятить максимум времени развитию агентства. В то время я совмещал учебу, работу директором по маркетингу в компании Pentar, а по выходным снимал видеоролики для Smetana.

По основной работе я посещал маркетинговые конференции, на которых европейские спикеры рассказывали о новом, только зарождающемся в России направлении – вирусном маркетинге.

И я начал думать о том, как применить новые знания в том бизнесе, в котором я тогда работал. Был период кризиса, и требовались бюджетные креативные решения, которые позволили бы охватить широкую аудиторию. Тогда я начал продвигать идеи вирусного маркетинга и снимать первые видео.

Создание и продвижение первых вирусных роликов практически ничего нам не стоило

При этом мы добились охвата большой аудитории и поравнялись с конкурентами. Например, ролик «Canon против Nikon», в котором обычные люди рассуждают о преимуществе брендов профессиональной фототехники, собрал 250 тысяч просмотров практически без затрат на дистрибьюцию. Кроме того, в нем есть скромная отсылка на фототехнику Pentax – намек на то, что среди дорогостоящих мэтров есть разумная альтернатива.

Внутри компании развивалось новое направление, и руководство высоко оценило креативность подхода. Потенциал необходимо было развивать, а на мой собственный проект оставалось не так много времени и сил.

Когда я окончил университет, принял решение развивать производство вирусного видео в сети

На дружеской волне я попрощался с работодателем и вышел в открытое плавание.

Первое время агентство вел я и мои одногруппники: одни помогали снимать, другие рисовали, занимались постпродакшном, кто-то делал массаж. Все начиналось как творческий эксперимент для друзей. Первыми заказчиками тоже были друзья и знакомые.

Своего офиса у нас не было, мы собирались в кафе, обсуждали проекты и делали вид успешного бизнеса.

Вскоре больше не пришлось что-то из себя строить: внушительное количество реализованных проектов позволило агентству из студенческой подработки вырасти во взрослый бизнес.

Поскольку в России агентство было фактически первопроходцем в сфере вирусного маркетинга, наставников и советчиков как таковых не было. Информацию мы находили сами: читали, подмечали у других, получали собственный дорогой опыт.

Мы допускали ошибки, исправляли их и сами задавали тон

Более того, много лет спустя мне самому довелось стать экспертом, теперь меня приглашают выступать на отраслевых мероприятиях.

Основная сложность – приходилось заниматься всем подряд: бухгалтерией, общением с клиентами, режиссурой и монтажом. Из-за этого, конечно, многие процессы страдали. Была бы тогда возможность делегировать, наверняка, все шло бы быстрее.

В студенческие времена приоритеты выстраиваются особым образом, и, как ни странно, времени хватало на все. Тогда удавалось кутить всю ночь, с утра первой парой сдавать физкультуру, потом целый день работать, а вечером заниматься своими проектами. Особая энергетика молодости, юношеский запал позволяли справляться со многими задачами и делать все качественно.

Студенческое состояние – это время, когда еще нет ни имени, ни денег, поэтому особенно усердно трудишься, чтобы создать это все для себя. Появляются силы, мотивация и энергия.

Как предпринимателю-студенту мне приходилось доказывать разумность своих намерений

Например, когда я пришел в банк, чтобы открыть счет и получить кредиты, на меня вначале смотрели с недоверием. Но мне пошли навстречу и проявили лояльность. Со временем счета демонстрировали положительную динамику, и с этим банком до сих пор меня связывают финансовые отношения.

Я благодарен им за то, что поверили в молодого предпринимателя и дали картбланш. Конечно, не раз я преодолевал стену прохлады и недоверия, но думаю, что мой успех связан с тем, что, помимо амбиций, я умел мыслить здраво.

Если бы я что-то поменял в самом начале, то не получил бы того, что наиболее ценно – опыта. Это важнее, чем незаработанные деньги и все незаключенные контракты. При этом каких-то фатальных ошибок я не совершал, так как действовал разумно.

Совет для новичков

Не надо бояться мыслить шире и глобальнее. Нужно стараться быть не просто лучшими «на деревне», а и конкурентноспособными на уровне страны и даже мира. Равняйтесь на известных бизнесменов, не бойтесь набивать шишки и быть амбициозными!

Есть одна история, которую я люблю рассказывать друзьям

Когда агентство стало набирать более серьезные обороты, процессом все еще руководил в основном я один. При этом я пытался создать впечатление, что в проекте задействован целый штат сотрудников. И вот, одним летним очень жарким днем я сидел в своей квартире (тогда у агентства еще не было своего офиса) и деловитым тоном разговаривал с заказчиком.

Мы обсуждали серьезные бизнес-задачи. И тут я поймал себя на мысли, что я сижу на стуле в своей комнате возле настежь распахнутого окна, из-за жары раздевшись до трусов, и с серьезным лицом рассуждаю о реализованных контрактах, объеме работ и креативе. Поэтому замечу еще раз: не нужно ничего бояться, и вполне допустимо что-то дофантазировать. Именно так было со мной в самом начале.


Сергей Богачев, PAPERHEAD, выпускник Университета ИТМО

Как появился свой бизнес

Мы считаем датой начала нашей деятельности 1 августа 2015 года, на самом же деле это дата рождения идеи. Первые шаги мы предприняли спустя 2 месяца, когда я начал собирать команду. Собственно, идея пришла в тот момент, когда я со своим другом Сергеем Рожко занимался производством уличной одежды под маркой WILD.

Я тогда учился на 4 курсе. У нас была фотосессия, и она должна была быть тематической. Сергей совершенно случайно заметил в одном из журналов полигональные маски на голову от Wintercroft, и мы решили, что это то, что нам нужно, чтобы фотосессия была привлекательной.

Выложив фотосет в сеть, мы удивились — нам говорили не о том, какая у нас крутая одежда, а спрашивали, где можно достать такие маски.

В тот раз я впервые задумался о том, чтобы с этим что-то сделать. Спустя некоторое время мы приняли решение закрыть производство одежды — дела шли не очень хорошо, время неудачное выбрали, ведь именно тогда начал расти доллар.

Как-то раз во время тренировки я предложил Сергею делать маски — это было 1 августа. Сначала мы выкупили все маски Wintercroft, завели Инстраграм-аккаунт, начали проводить мастер-классы, все шло довольно неплохо до тех пор, пока весь наш контент не был удален — на нас написали жалобу.

Мы не особо переживали, ведь тогда уже поняли, что в России такого еще нет и рынок свободен, люди покупали, для них это было в новинку.

Не скажу, что все было хорошо с самого начала

Мы долго пытались найти свою форму и сделать модели узнаваемыми, чтобы, взглянув на полигональную модель того или иного животного, могли сказать — это PAPERHEAD. Кстати, название пришло случайно, я просто накидал 10–20 названий, и мы выбрали тот вариант, который устраивал всех.

Мы никого не пытались убедить поверить в нашу идею, просто начали делать. Результаты говорят сами за себя.

Не обошлось и без осознания того, что ключевая ошибка — это потеря времени

Потому как время — самое ценное, что у нас было. Занимались всем, что связано с полигонами: наборы, моделирование, 3d mapping, индивидуальные заказы из различных материалов, брались за любые запросы, которые приходили.

Поняв, что мы сильно распыляемся, я настоял на том, чтобы взяться за что-то одно. Выбрали наборы. За полтора месяца сделали то, что не могли сделать год. Закупили все составляющие для полигональных наборов, нашли типографию, сделали дизайн.

Сейчас у нас заключен договор с «Буквоедом». Наши модели представлены в 5 центральных магазинах сети на брендированных стойках. Помимо этого, мы задействовали электронные площадки типа ETSY, где почти сделали первую сотню продаж.



comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook