Оплата заказа с помощью улыбки: как технологии меняют ритейл уже сейчас

Илья Попов
Илья Попов

Член отраслевых рабочих групп при Министерстве Финансов РФ, Торгово-промышленной палате РФ и Деловой России

Расскажите друзьям
Полина Константинова

AmazonGo, который открылся в январе, наглядно показывает, каким будет магазин будущего. Используя передовые технологии для ритейла, Amazon обещает нам, что больше не будет ни очередей, ни касс, ни проверок. Однако без должного внимания остаются многие другие технологии в ритейле, развитие которых с каждым днем приближает впечатляющее еще больше будущее.

Илья Попов, член отраслевых рабочих групп при Министерстве Финансов РФ, Торгово-промышленной палате РФ и Деловой России, рассказывает о том, как ритейлеры используют в своей работе технологии VR, AR и распознавания лиц, а также объясняет, почему это может быть выгодно покупателям.

Технологии VR и AR

Технологии VR и AR все больше проникают в нашу жизнь не только для развлечений, но и для пользы. Именно в ритейле технологии дополненной реальности развернулись на полную мощь, позволив компаниям экономить время покупателей и снимать распространенные сомнения, связанные с выбором косметики, обуви, одежды в период распродаж, когда сезон уже окончен.

  • Технологии теле-мэйкапа Shiseido позволяют «примерить» макияж в AR-зеркале. Пока продукт находится на стадии бета-тестирования для женщин, применяющих Skype для бизнеса. Больше нет необходимости наносить макияж, можно создать его видимость. В магазинах сети интересующие оттенки можно «примерить», программа также дает рекомендации по подходящим продуктам и оттенкам.

  • В ИКЕА работает магазин виртуальной реальности, где можно подобрать, опробовать и купить половое покрытие или обои, оценить как будет смотреться в вашей гостиной новое кресло или диван. Благоустройство дома с использованием VR возможно и в приложении Holoroom от Lowe's: клиент виртуально «проходит» различные этапы ремонта, используя материалы и инструменты магазина. Возможность опробовать на практике приводит к повышению лояльности клиента и принятию положительного решения о покупке.

  • Из-за недостатка знаний о товаре покупатель может сомневаться в необходимости его приобретения. Используя технологии виртуальной реальности, North Face предлагали клиентам летом погрузиться в зиму и примерить одежду для зимних видов спорта.

Большое будущее в ритейле у 2D- и 3D-технологий сканирования. Так, для помощи в подборе обуви Доктор Хуан Карлос Гонсалес из Испании разработал автономный сканер и мобильное приложение для определения параметров стопы с точностью до 1 мм. Сканер Volumental уже работает с такими брендами как New Balance, Bauer и Ecco.

По данным исследования Accenture, проведенного в декабре 2017 года, 33% американских потребителей лояльны к брендам, которые привлекают их к «мультисенсорному» опыту, используя новые технологии, такие как виртуальная реальность или дополненная реальность.

Технология распознавания лиц

Огромная роль в ритейле отводится совершенствованию технологии распознавания лиц. Причем процедура идентификации используется сразу в нескольких направлениях.

  • Разработки JOS анализируют данные о возрасте, поле, этнической принадлежности клиентов, чтобы, например, подобрать соответствующую музыку в магазине. 59% американских покупателей более готовы совершить покупки, если в магазине визуальные эффекты сочетаются с музыкой и запахами.

  • Идентифицируя покупателя с его профилем в онлайн-магазинах, система может выдавать информацию о предпочтениях, вкусах, привычках и последних приобретенных вещах клиента на умные очки продавца-консультанта. С такой «поддержкой» сотрудник может подсказывать подходящие модели товаров, словно «угадывая» потребности клиента.

  • Система датчиков и размещение RFID-меток на товарах могут подсказать, где их лучше разместить и с какими сопутствующими товарами совмещать. Магазин мужской одежды UNTUCKit следит за тем, насколько правильно подходят размеры, и какие рубашки примеряют вместе в одной примерочной.

Анализ поведения потребителей — отличная подсказка, какой тип продукции в каком месте лучше расположить. Важным становится то, каким путем проходит клиент, на чем останавливает взгляд, после чего принимает решение о покупке и отправляется к кассе. Согласно данным CMO Council, 47% американских и европейских потребителей откажутся от бренда, если он неоднократно предоставляет «плохой, безличный или разочаровывающий» клиентский опыт.

Распознавание лиц используется в том числе для обеспечения безопасности в торговых залах, отлаживания логистики и изучения обратной связи от покупателей.

  • Walmart использует эту технологию, чтобы определить уровень удовлетворенности клиента. Идея в том, чтобы сотрудники магазина могли отреагировать на проблему еще до того, как клиент пожалуется или откажется от покупки вовсе.

  • С помощью технологии RFID-меток Avery Dennison магазины отслеживают безопасность скоропортящихся продуктов, используя безвредные для пищи микроволновые метки.

  • Эксперты предсказывают появление в будущем продуктовых салонов, где покупатель сможет протестировать и попробовать продукт перед покупкой.

Также в Walmart делают ставку на сканирующих торговые площади роботов, используемых пока в тестовом режиме. Они анализируют свободные места на полках и наличие товара с неверной маркировкой. Продуктивность роботов на 50% выше, чем у человека, притом на анализ данных они тратят в три раза меньше времени. Полки не пустуют, товары лежат на своих местах, а клиенты не остаются без покупок.

По данным Boston Consulting Group (BCG), розничные сети, в которых применяются стратегии персонализации клиентов, отмечают увеличение прибыли на 6-10%, в два-три раза опережая конкурентов.

Бесконтактные способы оплаты

Носимые гаджеты тоже постепенно вытесняют новые разработки. Некоторые ритейлеры проводят платежи через касание, а некоторым достаточно только лишь улыбки.

  • «Азбука Вкуса» внедряет биометрический способ оплаты. Он работает, если к счету в банке привязаны данные об отпечатках пальцев покупателя. Это ускоряет процесс идентификации клиента и согласия на оплату.

  • MasterCard тестируют подтверждение платежа по карте через проверку отпечатков пальцев и распознавание лиц, что позволяет отказаться от системы ввода пароля.

  • Ant Financial, партнер Alibaba Group разрабатывает алгоритм обнаружения уязвимости Smile to Pay. Технологию уже тестируют в китайских ресторанах сети KFC: для списания средств с кошелька Alipay достаточно просто улыбнуться при оформлении заказа в киоске самообслуживания.

По данным сети Blackhawk Network, 76% потребителей относят простоту процесса оплаты к одной из важнейших причин сохранения лояльными к бренду.

О конкуренции офлайна и онлайна

Остается надеяться, что полный отказ от кошельков и документов, траты ценного времени на примерки и стояние даже несколько минут на кассе — вопрос самого ближайшего будущего.

Как видим, офлайн-ритейл не сдается, плотно конкурируя с онлайн-средой, возможностей «поразить» у которой все же немного меньше. Онлайн-ритейл пока превосходит традиционную розницу тем, что может практически безгранично использовать технологии машинного обучения, реализуя индивидуальный подход к покупателю. На основе анализа больших данных ИИ вычисляет, какие дополнительные товары предложить клиенту, с чем их можно сочетать.

В любом случае цель у ритейлеров одна — увеличение оборотов и маржи. Но то, что это помогает  сделать процесс шопинга для конечного потребителя и в онлайне, и в офлайне более комфортным, быстрым и индивидуализированным, по крайней мере, уже существенный шаг вперед.


Материалы по теме:

Продавцы впечатлений: людей цепляет опыт, а не товары

Как малому бизнесу успешно конкурировать с FMCG-гигантами? Поможет контрактное производство!

Ритейлерам стоит обратить внимание на эти технологии – они помогут увеличить прибыль и количество клиентов

Эти десять тактик помогут вам создать эффективную программу лояльности и привлечь новых клиентов

Автоматизация торговли: как это было и что ждать в этом году


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Павел Скачков
    Павел Скачков 20:26, 13.04.2018
    0
    Член отраслевых рабочих групп при Министерстве Финансов РФ, Торгово-промышленной палате РФ и Деловой России Дополненная реальность Авторские колонки Ритейл Технологии Виртуальная реальность Расскажите друзьям 48 17 0 AmazonGo, который открылся в январе, наглядно показывает, каким будет магазин будущего. Используя передовые технологии для ритейла, Amazon обещает нам, что больше не будет ни очередей, ни касс, ни проверок. Не рабочих мест, в магазинах.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Startup Weekend 5.0
23 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase