Колонки

Умные чемоданы, виртуальные туры и IoT для безопасности туристов – как технологии упрощают жизнь путешественникам

Колонки
Дмитрий Витчинка
Дмитрий Витчинка

Операционный директор сервиса Movista

Софья Федосеева

Вся сфера туризма и путешествий сейчас кардинально меняется под воздействием цифровизации. Речь не только о переходе услуг из офлайна в онлайн – технологии проникли во все процессы организации путешествий. 

Некоторые изменения не очень заметны, они внедряются постепенно, другие видны сразу (например, устройства виртуальной реальности в офисе туристического агентства). О том, какие цифровые технологии развиваются в тревел-сфере активнее всего, и их влиянии на отрасль, рассказывает Дмитрий Витчинка, операционный директор сервиса по планированию путешествий Movista.

Умные чемоданы, виртуальные туры и IoT для безопасности туристов – как технологии упрощают жизнь путешественникам

По оценкам аналитиков из ADI (Adobe Digital Insights), в 2018 году около 41% бизнеc-поездок и 60% туристических трипов планировались и осуществлялись с использованием интернет-сервисов и приложений. 

Изменения в сфере туризма в целом носят лавинообразный характер, причем некоторые технологические инструменты уже успели стать частью повседневной реальности как путешественников, так и игроков рынка, а применение других – пока что носит скорее экспериментальный характер, но в будущем обещает стать повсеместным. 

 

Персонализация и ИИ знают ваши предпочтения

Большинство клиентов туристических агентств и компаний-перевозчиков считают персонализированное обслуживание крайне важным элементом сервиса. В идеальной ситуации путешественник приходит в офис для заказа тура или билетов, а агент уже многое знает о предпочтениях своего клиента. 

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

Например, он осведомлен о предыдущих поездках и выбранных направлениях, индивидуальных предпочтениях при проживании, питании и выборе транспорта, состоянии здоровья заказчика. 

В итоге обе стороны не тратят время на первичное консультирование – путешественнику предлагают узкий набор наиболее релевантных для него услуг. 

Например, Delta Flights реализовала проект по персонализации сервиса для корпоративных клиентов. Рассылка сообщений, обслуживание и помощь в полете – все это планируется исходя из знаний компании о клиенте. А знает она многое благодаря искусственному интеллекту и работе с большими данными. 


ИИ-алгоритмы анализируют огромные объемы информации из открытых источников и базы данных Delta Flights, которые имеют отношение к определенному человеку.

Большие данные и технологии искусственного интеллекта помогают игрокам на туристическом рынке формировать персонифицированное обслуживание клиентов, предлагать выгодные цены, оптимизировать маркетинговые бюджеты и кампании, прогнозировать экстренные ситуации.


VR и AR сделают обзор отеля и заменят гида

VR и AR – еще один активно развивающийся тренд. Еще в 2016 году такие крупные гостиничные сети, как Marriott, Best Western, Holiday Inn, Express & Carlson Rezidor Hotel Group, начали стали внедрять виртуальную реальность в свои бизнес-процессы. 

Речь идет, в первую очередь, о демонстрации отельных номеров и инфраструктуры клиентам. Находясь дома или в офисе компании, потенциальный путешественник может оценить удобство комнат и апартаментов, ресторана или ближайшие к отелю интересные локации.  

Статистика от Greenligth показывает, что использование AR- и VR-решений набирает все большую популярность среди клиентов 

Помимо отелей, VR используют и авиакомпании. При просмотре VR-презентации клиенты получают более яркие впечатления, чем от демонстрирования фотографий, изучения отзывов других потребителей или, тем более, чтения рекламных буклетов. 

Кроме того, технология может использоваться для удобной навигации по незнакомому городу: турист видит на экране смартфона важные объекты – памятники, рестораны и бары, муниципальные органы. Один из наиболее известных AR-инструментов для путешественника – приложение AR City

Некоторые туристические агентства организуют «экскурсии в прошлое», когда путешественники, стоя около римского Колизея или находясь в Помпеях, с помощью VR-очков узнают, как выглядел античный объект пару тысяч лет назад.  

Есть и компании, которые составляют полностью виртуальные туры. Они также пользуются популярностью (сказывается интерес к технологии), но в ближайшем будущем настоящие путешествия заменить вряд ли смогут – уровень погружения в реальность еще недостаточно высок. 

Возможно, после того как VR совместят с тактильными ощущениями, запахами и другими рецепторами, виртуальные туры смогут сравняться по популярности с «физическими». Но ждать этого придется еще пару десятков лет. 

С помощью технологии путешественник сегодня может обойтись без помощи гида. Наведя камеру смартфона на здание или музейный экспонат, пользователь получает всю важную информацию, которую обычно рассказывает экскурсовод. К AR при желании можно подключить и аудиосопровождение. Некоторые компании предлагают такие сервисы бесплатно. 

 

Дополненная реальность в музеях

 

Таким образом, VR дает определенную свободу и комфорт, ведь о времени и программе экскурсии не нужно ни с кем договариваться – путешественник сам управляет темпом своей активности. Любителям гастрономических туров AR тоже пригодится – покажет места с вкусной едой на близлежащих улицах, а при наведении камеры на меню даст рекомендацию по выбору. 

 

Чат-боты подберут и забронируют тур

Чат-боты основаны на технологиях искусственного интеллекта и способны вести относительно простой диалог с клиентами. Для пользователей инструмент удобен тем, что можно немедленно получить помощь или информационную поддержку, для компаний – тем, что они снимают часть нагрузки с колл-центров. 

Аналитики прогнозируют, что к 2020 году около 40% представителей любых отраслей бизнеса введут в работу чат-боты в том или ином виде. Например, в Hyatt Hotels чат-бот для Facebook Messenger используют начиная с ноября 2015 года. Expedia запустила бота в Skype в 2016 году. 

Автоматический консультант канадской компании SnapTravel ведет диалоги с клиентами по поиску и бронированию туров. Оператор-человек подключается к общению лишь в том случае, если у пользователя возникли затруднения. По данным Oracle, к 2020 году использовать это решение будут около 80% клиентов туристических агентств, отелей и авиакомпаний. 

 

Сейчас чат-боты применяются туристическими компаниями и их клиентами для:

  • бронирований и покупок – в режиме диалога с чат-ботом можно выбрать направление поездки, отель, купить билет;
  • планирования путешествий – бот помогает выбрать подходящее для клиента место отдыха;
  • поддержки в режиме 24/7 – исключен человеческий фактор;
  • рассылки акций и предложений для клиентов, напоминаний о важных событиях (вылет, оплата билетов);
  • интеграция со сторонними сервисами – например, чат-бот туристической компании подключен к сервису бронирования билетов авиакомпании, и пользователь, планируя путешествие, может сразу приобрести билет на нужный рейс. 

 

Интернет вещей для безопасности туриста

Возможностей у IoT для туристической сферы великое множество. В частности, сенсоры и датчики в умном отеле могут выполнять большое количество функций.

 

Картинки по запросу travels iot

Можно представить, как человек регистрируется в гостинице, подключает свои умные часы и смартфон к IoT-инфраструктуре, а далее smart-отель берет на себя заботу о постояльце. 

Интернет вещей тесно связан с персонализированным обслуживанием, поскольку помогает собирать данные о предпочтениях клиента, а также дает возможность оптимизировать окружающие условия под эти параметры (температура, уровень шума, освещение, температура воды). Технология позволит постояльцу расслабиться: дверь в номер открывается автоматически, в помещении уже установлен правильный микроклимат, заказан обед или ужин, телевизор включен на любимом канале. 

Smart look – еще одно умное устройство, которое отели устанавливают для своих посетителей. Такое технологическое решение, подключенное к интернету, позволяет дистанционно открывать и блокировать дверь автоматически или по расписанию. Управление осуществляется самостоятельно, а также с помощью голосового ассистента. Посетитель даже получает уведомления об открытии двери в квартире или номере. 

Что касается выгоды для самого отеля, то умные датчики способны предупреждать об износе оборудования, утечках воды или газа, наличии испорченных продуктов на складе. В случае несанкционированного проникновения злоумышленников охранная система может самостоятельно вызвать полицию. 

Картинки по запросу smart luggage

Технологии IoT способны решить и извечные неудобства, связанные с перемещением багажа. Например, в аэропорту на сумки крепятся умные метки, которые показывают путешественнику, куда полетели его личные вещи. «Умные» чемоданы передвигаются сами за владельцем, в руках ничего нести не нужно. И это не будущее, а настоящее – и метки, и smart-багаж уже давно стали частью повседневной реальности путешественника. 

 

Блокчейн для чек-ин

Еще одна технология, которая способна упростить жизнь путешественникам – распределенный реестр, блокчейн. Понемногу она проникает во все сферы, и туризм – не исключение, однако о повсеместном использовании говорить преждевременно. Тем не менее блокчейн может решить многие проблемные для туристов моменты, включая идентификацию в аэропортах, вокзалах, портах, чек-ин и поиск багажа. 

Объединив IoT и блокчейн, можно получить систему, где отслеживается все – оформление документов, бронирование номеров и покупка билетов, перемещение самого путешественника. 

Для реализации такой схемы работы придется перестраивать многие системы, включая онлайн-кассы, резервирование номеров в отелях. Но оно того стоит, поскольку блокчейн может кардинально изменить всю тревел-индустрию. 


Вывод

Глобальная диджитализация процессов подталкивает участников рынка к борьбе за клиента в цифровом пространстве. Решения на основе big data позволяют оптимизировать продуктовые предложения и маркетинговые кампании и тем самым повышать конверсию.  

Сегодня чат-боты, искусственный интеллект, IoT и блокчейн по отдельности представляют собой очень мощные технологические решения. Если в будущем создавать комплексный подход, индустрия путешествий станет качественно иной: максимально удобной для путешественников и прибыльной для игроков рынка.


Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сегодня на уроке мы летим на Марс: Как VR-технологии меняют российское образование
  2. 2 Лечение виртуальной реальностью: как сейчас используется VR в медицине
  3. 3 Топ-5 лайфхаков для самостоятельных бизнес-путешественников от тревел-менеджера «Лаборатории Касперского»
  4. 4 14 штатов и $35 на день: как семейная пара четыре месяца путешествовала на фургоне
  5. 5 Как работает Instagram-мафия: признание тревел-фотографа

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

22 октября 2019 — 22 января 2020

iOS разработчик с нуля до junior