Колонки

Лечение виртуальной реальностью: как сейчас используется VR в медицине

Колонки
Андрей Забабуро
Андрей Забабуро

Сооснователь Flyser

Полина Константинова

Каждый слышал о виртуальной реальности. Многие хотя бы раз посещали VR-кинотеатры в торговых центрах, некоторые — виртуальные квеструмы, а кто-то заинтересовался настолько, что купил VR-очки себе или ребенку. И хотя технология на слуху, мало кто знает, что виртуальная реальность — это больше, чем игры, и ее применение не ограничивается развлекательным сектором.

Андрей Забабуро, сооснователь Flyser, рассказывает о том, зачем виртуальная реальность нужна врачам и есть ли у нее потенциал для борьбы с серьезными заболеваниями.
Лечение виртуальной реальностью: как сейчас используется VR в медицине

30 лет. Ровно столько времени прошло с тех пор, как исследователи и экспериментаторы начали применять виртуальную реальность в медицине.

За этот период им удалось доказать: VR-технология — не просто спекулятивная футуристическая концепция, она способна решать реальные проблемы. И в итоге принесет неоценимые преимущества и врачам, и их пациентам. Но чтобы не говорить абстрактно, рассмотрим успешные кейсы применения VR-разработок в сфере здравоохранения.

Помощь в борьбе с болезнью Альцгеймера

Один из стартапов — Wayback — сфокусировался на болезни Альцгеймера и деменции (приобретенного слабоумия). По последним оценкам, около 50 миллионов человек в мире страдают от этого заболевания. И эта цифра может увеличиться до 132 миллионов к 2050 году. Потеря памяти является основной проблемой, связанной с этой болезнью.

Человек забывает значение слов, имена близких людей, важные события и даты — у него стираются воспоминания. Это очень сложное заболевание, от которого в настоящее время нет лекарства. Когда кто-то, кого вы любите, живет с этим, все, что вы хотите, — вернуть ему память хотя бы на мгновенье.

Фото: Unsplash

Англичанин Дэн Коул, чей отец болен Альцгеймером, вместе с единомышленниками создал серию фильмов в виртуальной реальности и назвал проект Wayback.

Его цель заключается в том, чтобы через памятные моменты прошлого стимулировать работу мозга, разбудить у больных долгосрочные воспоминания и вызвать положительные эмоции.

Для первого исследования была воссоздана коронация королевы Елизаветы II в 1953 году. Серия экспериментов показала, что VR-терапия хоть и не способна устранить болезнь Альцгеймера, но позволяет людям вернуть навык осмысленного общения, улучшает их эмоциональное состояние и в некоторых случаях (на начальной стадии) даже замедляет ход развития болезни.

Виртуальное сердце

Кардиолог Стэнфордской больницы Lucile Packard Дэвид Аксельрод разработал VR-модель сердца для визуализации врожденных пороков. У разработки сразу два практических назначения:

  • учебное пособие для студентов,
  • наглядная демонстрация для пациентов.

Сердце — сложный трехмерный орган, и он до сих пор не до конца изучен людьми. Спросите любого врача, и он объяснит, как трудно описать, какие процессы происходят внутри этого органа. При этом без четкого понимания хода операции у пациентов возникает дополнительный и ненужный стресс.

Фото: Unsplash

Поэтому за несколько дней до того, как натянуть хирургические перчатки и прооперировать сердце пациента, доктора детской Стэнфордской больницы Lucile Packard готовят их к процедуре, погружая в виртуальную реальность.

В VR-очках, используя для управления контроллеры, они могут рассмотреть сердце под любым углом, увидеть, как по нему течет кровь, где расположен дефект и как он влияет на работу сердца. Там же одним нажатием кнопки они могут «провести хирургическую операцию» и увидеть, как именно будет восстановлена работа самого важного органа.

Что касается обучения студентов: в настоящее время виртуальные сердца используются для подготовки детских кардиологов в 22 медицинских центрах по всему миру. По результатам исследования было установлено: те, кто обучались по классическому методу, не использовали VR, показали худшие результаты в распознании двух десятков различных сердечных нарушений.

Это означает, что VR-моделирование будет все больше интегрироваться в медицинские центры в будущем. Впрочем, помимо лучшей визуализации и усвояемости информации, у виртуальной модели сердца есть еще один существенный плюс — она стоит дешевле пластиковых моделей, используемых кардиологами сейчас.   

Оружие против рака

Сразу несколько VR-компаний успешно помогают больным раком. К примеру, Oncomfort, Start VR и KindVR разработали приложения виртуальной реальности, которые снимают стресс у пациентов, проходящих химиотерапию. Во время процедуры на них надевают очки виртуальной реальности и предлагают попутешествовать на лодке по гавани, исследовать морское дно, пообщаться с коалами в зоопарке.

Такой отвлекающий эффект не позволяет пациентам сосредоточиться на неприятных ощущениях. Этот метод результативнее обезболивающих: при использовании VR время концентрации внимания на боли снизилось на 48%, при использовании опиоидов — всего на 10%.

В свою очередь, ученые из Кембриджа подарили надежду, что виртуальная реальность станет новым оружием в борьбе с раком. Они выиграли два гранта (по $25,3 млн каждый) и создали трехмерные модели опухолей молочной железы, которые можно рассмотреть с помощью виртуальной реальности.

Фото: Unsplash

Этот новый способ изучения сложных медицинских данных позволяет детально исследовать каждую клетку опухоли, точно определить какие из них злокачественные, рассмотреть все генетические различия и, в конце концов, по-новому взглянуть на болезнь.

Поскольку опухоли хранятся в киберпространстве, а не под стеклами микроскопа, доктора во всем мире могут изучать трехмерные модели без необходимости готовить собственные образцы. И хоть нет гарантии, что врачи найдут новые способы лечения или профилактики рака молочной железы, такая инновация облегчает им поиск.

Второй шанс для глаз

Нарушение зрения — серьезная мировая проблема. По последним данным, 253 миллиона человек страдают слабовидением. А ведущая причина потери зрения в зрелом и пожилом возрасте — дегенерация желтого пятна.

Калифорнийский VR-стартап IrisVision сфокусировался именно над этой проблемой. Само желтое пятно является частью сетчатки глаза и отвечает за центральное зрение. Слабовидение вызывает ухудшение состояния составляющих его клеток, в результате развиваются так называемые размытые пятна. Человеку становится трудно выполнять обычные дела, будь то чтение книг или игра в шахматы.

Фото: Unsplash

Гарнитура, разработанная IrisVision, позволяет слабовидящему человеку расширить периферийное зрение и увеличить изображение — таким образом, пятна, по существу, устраняются. Создатели отмечают, что их метод помог улучшить зрение людей с 20/400 до 20/30 (считается мягкой потерей зрения). Их пациенты смогли снова водить машину, самостоятельно передвигаться по городу и смотреть любимые телешоу.

VR против травм

Каждый день люди получают травмы разной степени сложности. Но даже после вмешательства врачей, больному требуется длительный процесс реабилитации для восстановления травмированных мышц.

Доктора обычно рекомендуют массажи, комплексы упражнений, занятия с эспандером. Но мы создали инновационный VR-тренажер, превращающий долгую и нудную реабилитацию в увлекательное развлечение.

Виртуальная реальность является мощным инструментом для повышения мотивации больного, как в качестве самостоятельной методики, так и будучи интегрированной в современные реабилитационные технологии.

Конструкция так называемой «машины здоровья» позволяет эффективно нагружать необходимые группы мышц, что способствует восстановлению. Тестирование VR-тренажера проходит в реабилитационном центре «Симметрия» (Минск, Беларусь). Травматологи-ортопеды используют устройство при повреждении у пациентов мышц верхнего плечевого пояса, а также для лечения детского сколиоза — они разработали уникальный комплекс физических упражнений, основанный на виртуальной реальности.

Фото: Unsplash

Пока еще рано говорить о результатах (тренажер был передан реабилитационному центру в начале этого года), однако первый опыт положителен. Платформа обеспечивает постоянную обратную связь с пациентом, реагирует на каждое его действие. И, благодаря реакции на изменения активности в реальном времени, дает правдивую обратную связь о качестве движений человека и успехах в решении задач, прописанных в сценарии.

VR-терапию в игровой форме предлагает и французский стартап KineQuantum. Его основатели разработали несколько видеоигр, процесс прохождения которых соответствует традиционным упражнениям по реабилитации. Например, для восстановления плечевого сустава пациентам предлагают пострелять из лука.

Исследование показало, что при обычной физиотерапии, когда просят согнуть руку под углом 90 градусов, человек, как правило, останавливается на 60. Потому что испытывает боль и боится еще больших страданий. Благодаря виртуальной реальности этот психологический барьер удается обойти.

Эксперимент ученых из Бергенского университета (Норвегия) показал, что виртуальная реальность эффективна даже для восстановления моторных функций парализованных конечностей. Они проверили действие методики на 60 пациентах, проходящих реабилитацию после инсульта.

В результате функциональность конечностей у людей, принявших участие в исследовании, улучшилась на 21%, а через три месяца после его окончания — на 30%. При этом игровой процесс в VR отвлекает пациента от навязчивых мыслей, препятствующих эффективной реабилитации.

* * *

Есть, на самом деле, еще множество проектов, предлагающих решения для практикующих врачей, больниц и пациентов — такая технология, как виртуальная реальность, находит все больше применений в медицине.

На сегодняшний день рынок использования технологий виртуальной и дополненной реальности в этой отрасли оценивается в $1,6 млрд. А согласно отчету консалтинговой компании Industry ARC, к 2020 году рынок VR/AR вырастет до $2,54 млрд. Это указывает на то, что спрос на VR-технологии вряд ли скоро снизится.

Впрочем, не все так безоблачно. Препятствием для широкого внедрения VR в сектор здравоохранения станет процесс реклассификации VR-оборудования в качестве медицинского, а не развлекательного устройства.

Американским разработчикам нужно будет обращаться в FDA (Food and Drug Administration, US), которое решит, выпускать или нет оборудование на рынок. Этот процесс отнимает много денег и занимает много времени. Будет ли кто-то готов платить за инновации в медицинских учреждениях?

Такие инвестиции, вероятно, вызовут здоровый скептицизм, особенно, учитывая факт, что ценность VR-технологий еще не до конца осознана.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Apple Vision Pro впервые использовали во время операции
  2. 2 На гребне: как оседлать волну российского рынка креативных индустрий
  3. 3 Индустрия виртуальной реальности: что будет дальше
  4. 4 Как самостоятельно открыть VR-клуб
  5. 5 Видео в 8K, новый Wi-Fi и нейросети: главные тренды с выставки IBC-2023 в Амстердаме
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта