Колонки

Технологии, которые могут изменить диагностику и лечение рака

Колонки
Ильдар Хайруллин
Ильдар Хайруллин

Первый заместитель генерального директора Международного медицинского кластера

Полина Константинова

Ильдар Хайруллин, первый заместитель генерального директора Международного медицинского кластера, рассказывает о новых разработках и девайсах, которые действительно могут изменить лечение рака, и объясняет, как инвесторам отличить по-настоящему работающую технологию от фейковой.  

Технологии, которые могут изменить диагностику и лечение рака
Присоединиться

В сфере онкологии зреет революция

Пару лет назад американские ученые опубликовали исследование, выводы которого, на первый взгляд, звучат как самоисполняющееся пророчество. Оказалось, что, основываясь на истории запросов интернет-пользователей в поисковиках, можно заранее определить, болеют ли эти люди раком, и если да, то каким именно.

Предсказание в духе Кассандры? Вовсе нет, просто исследователи выяснили, что раковые больные указывали в поисковике симптомы рака поджелудочной железы, включая пожелтение кожи, боли в животе и зуд, не подозревая еще о своей болезни.

Временной отрезок между такого рода поисковым запросом и поставленным диагнозом составлял до пяти месяцев: время, которое пациентам можно и нужно было бы потратить не на самодиагностику, а на своевременное лечение.

Упомянутое исследование – лишь один из примеров, которые свидетельствуют, что в онкологии зреет революция. Помимо традиционных методов терапии, – или же, как иногда говорят российские онкологи, «золотого стандарта» в виде химиотерапии, лучевой терапии и хирургии, – врачи все чаще пробуют применять новые методы лечения онкологических заболеваний. В англоязычной литературе принято в связи с этим говорить о «новой волне» в лечении рака.

Ее отличительной чертой является персонализация лечения: современная онкология работает точечно, прицельно, стремится подобрать методы противодействия, подходящие именно для данного пациента с конкретным видом рака – будь то рак мозга, легких, желудка или лимфома. Врачи стараются максимально снизить побочные эффекты от терапии для организма человека, принимают во внимание тот факт, что одних только основных видов рака сейчас насчитывается более 160. Новые методы проникают во все сферы онкологии: в диагностику рака, его лечение, в обеспечение комфорта больных.

Диагностика заболеваний

Искусственный интеллект

В сфере диагностики онкологических заболеваний сейчас применяются различные решения, основанные на применении искусственного интеллекта (ИИ), обработки больших массивов данных (big data) и интернета вещей. Еще пять-шесть лет назад эти ИИ-методики можно было бы встретить только в каких-нибудь книгах и фильмах в жанре научной фантастики: сейчас же это уже тестируемые или уже используемые «ноу-хау».

Искусственный интеллект перспективен для диагностики рака по той причине, что рак является настолько многоликим и изменчивым заболеванием и проявляется в настолько разнообразных формах, что врачу – даже самому опытному специалисту – подчас не под силу распознать рак на ранних стадиях. У человеческой внимательности имеются естественные пределы.

На помощь приходит компьютер: так, ИИ-алгоритм Zebra, используемый радиологами как вспомогательная программа для десктопов, способен распознать рак груди с более высокой вероятностью (в 92% случаев), чем специалист, использующий ПО для автоматического обнаружения опухолей (82% точности). Речь идет о десятках тысяч жизней: по статистике Всемирной организации здравоохранения, рак груди – одно из самых распространенных онкологических заболеваний − станет причиной смерти 627 тысяч человек по итогам 2018 года.

Zebra

Похожая на алгоритм Zebra технология сейчас тестируется в области диагностики меланомы, одного из самых опасных онкологических заболеваний. В мае этого года коллектив американских, немецких и французских ученых под руководством профессора Холгера Хэнсле из Гейдельберга объявил об успешных испытаниях разработки, основанной на механизме CNN (сверточной нейронной сети) – то есть на той же технологии, которая применяется, например, для распознавания компьютером человеческого лица.

Эта компьютерная программа, протестированная на 100 тысячах фотографий меланомы, смогла диагностировать рак кожи на 8% точнее, чем коллектив из 58 медиков: в 95 против 87% случаев.


Интернет вещей

Помимо программного обеспечения, в сфере диагностики рака перспективно использование различных гаджетов, работающих по принципу «интернета вещей». Пока они еще не появились на рынке, но когда их продажи начнутся, такого рода приспособления, возможно, произведут на рынке диагностики рака настоящую революцию. Главное их достоинство состоит в том, что они упрощают диагностику и снимают психологический барьер для человека: проверить свое здоровье можно самостоятельно, не посещая врача.

Особенно интересны несколько таких разработок.

  • Во-первых, это iTBra от CISCO: бюстгальтер, который диагностирует рак груди посредством измерения температуры тела в этой области. По словам разработчиков, бюстгальтер пригоден для ежедневного ношения, при этом для проведения достоверных измерений достаточно использовать его один день в месяц от 2 до 12 часов.
  • Во-вторых, это чип Owlstone, который диагностирует рак легких посредством дыхательной пробы: когда человек дует на этот прибор, гаджет анализирует состав летучих органических соединений на предмет отклонений от нормы, которые обычно появляются в случае заболевания.

Чип Owlstone
  • Наконец, любопытна идея биомедицинской временной татуировки, которая распознает опухоль по уровню кальция в крови: над этой разработкой трудится сейчас коллектив ученых из Цюриха.

Важная оговорка: сами авторы этих инноваций подчеркивают, что альтернативой для регулярного очного осмотра у врача-онколога эти гаджеты пока что не являются: они должны выполнять именно вспомогательную роль. Но вполне возможно, что в будущем, по мере развития технологий, решения из сферы интернета вещей станут полноценной заменой личных визитов к врачу.

Лечение рака

Искусственный интеллект

Новые методы активно проникают не только в диагностику, но и в сферу непосредственного лечения рака. Искусственный интеллект нашел свою нишу и в этом сегменте: стоит отметить, например, предназначенный для детей VR-тренажер Tommy, который помогает поддерживать маленьких пациентов в положительном эмоциональном состоянии, помогая тем самым обеспечить успех лечения, а также различные AI-системы, составляющие план терапии для пациентов.


Методы генной терапии

Но особенно интересны в плане практического использования методы генной терапии: так, с прошлого года онкологи успешно применяют несколько таких решений. Для лечения лейкемии и рака костного мозга у детей используется одна из разновидностей CAR T-клеточной терапии – метод Kymriah от компании Novartis.

Суть состоит в том, что для лечения пациентов используются их собственные иммунные Т-клетки: их извлекают из организма человека, замораживают, а затем добавляют в них в лабораторных условиях новый ген – химерный рецептор антигена (CAR).

После введения измененных иммунных клеток в организм пациента они приобретают охотничьи навыки: убивают лейкемические клетки, предотвращая их рост и очищая тем самым организм от рака.

Однако у этой действительно новаторской терапии есть два ограничения.

  1. Во-первых, она подходит для лечения лишь нескольких разновидностей рака, доля которых в общем массиве онкологических заболеваний не превышает нескольких процентов.
  2. Во-вторых, стоимость лечения сейчас запредельна: единовременный курс лечения стоит 475 тысяч долларов. В том же 2017 году на рынок вышла еще одна разновидность CAR T-клеточной терапии: Yescarta от Gilead Sciences для лечения нескольких разновидностей лимфомы у взрослых, по цене в 373 тысячи долларов за курс. Белые пятна у нее те же, что и у терапии Kymriah: стоит она дорого и подходит для лечения лишь нескольких видов рака.  

Надо учитывать, что выход этих технологий на рынок – лишь предвестник нового масштабного тренда: в одних только США в стадии клинических испытаний сейчас находится около 700 генных терапий, нацеленных на лечение как онкологических, так и других заболеваний.   

Что еще?

Наконец, существуют разработки, призванные помочь пациентам справиться с психологическими проблемами, связанными с онкологическими заболеваниями. В частности, шведский стартап Dignitana в прошлом году вывел на рынок устройство DigniCap.

Этот девайс, название которого можно перевести как «шапка достоинства» и который известен в России как «хладошлем», охлаждает череп пациента во время химиотерапии и препятствует тем самым выпадению волос.

Устройство DigniCap

Полностью избавить пациента от облысения прибор не может. Но в большинстве случаев благодаря применению этого устройства пациенты теряют менее половины волос после проведенной «химии» – и это уже большой шаг вперед. Заслуживает внимания и бизнес-модель компании: в США и Великобритании основную часть стоимости прибора (тысяча долларов в месяц за единицу) оплачивает больница, пациент платит меньшую сумму, от $250 до $500 за курс.

Как отличить успешную новинку от фейков?

Как мы видим, «новая волна» методов лечения рака уже стала реальностью. Но именно поэтому особенно важно уметь отличать действительно успешные новинки от всякого рода «фейка»: маркетинговых панацей. К сожалению, помимо сообщений о прорывных открытиях, в СМИ появляется и много новостей из серии «ученые из российского областного центра» (а также из Вайоминга, Сиднея, Неаполя, Кабула и так далее) победили рак».

Объясняются такие «дутые» сенсации, мне кажется, не столько погоней журналистов за интересными фактами, сколько тем, что разработчики пытаются придать максимум публичности любым более или менее перспективным разработкам, чтобы получить финансирование для своих проектов. В этой связи инвесторам и специалистам, интересующимся новыми методами онкологии, можно порекомендовать три «лакмусовые бумажки».

  1. Первый, пороговый признак: надо выяснить, проводились ли клинические испытания на людях, или речь пока идет о животных.
  2. Второй маркер: уточните, получила ли разработка одобрение со стороны американского FDA − Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов; если одобрения пока нет, то каковы шансы на его получение.
  3. Наконец, третий важный критерий: объем выборки проведенных клинических испытаний по пациентам. Чем она масштабнее, тем лучше. Вся эта информация общедоступна.

Перспективных онкологических технологий на рынке много: и, что важно, по мере снижения их себестоимости они будут развиваться и далее.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Инвестиции в медицину: 5 советов тем, кто хочет вложиться в MedTech-проекты
  2. 2 Дмитрий Фомин: «Мы строим ИТ-компанию, но она очень человекозависимая»
  3. 3 11 wellness-гаджетов: одеяло-сауна, пластырь от пота, смарт-кольцо
  4. 4 Пять барьеров, тормозящих эволюцию «интеллектуальной цифры» в медицине
  5. 5 HealthTech Map
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта