Игорь Хереш, директор по развитию АО «Группа Т-1», рассказывает Rusbase о том, как пройти естественный отбор «продажников» и быть лучшим в индустрии.
Естественный отбор «продажников»
С развитием числа ни столько профессионалов, сколько «наглецов» на рынке продаж увеличилась конкуренция, а это, как естественный отбор по Дарвину – выживает тот, у кого «локти крепче» и интернет быстрее.
В России классический «продажник» – выпускник политехнического ВУЗа неважно какого города. Юнец, ни дня ни проработавший по профессии, покупает костюм, портфель и идет в продажи. Плохо в этом случае почти все, кроме, пожалуй, энтузиазма, но это вовсе не гарант успеха.
Ошибаются все, это надо помнить и быть готовым. Но ошибаться так, чтобы оставаться «на коне» – талант особый, за таких продавцов держатся до последнего.
В моей личной практике были разные случаи от банального опоздания к клиенту на встречу, до ошибки в расчетах. Главное помнить, что продавец – существо публичное.
Он, то есть я, своего рода квинтэссенция общечеловеческих навыков и пороков одновременно. «Продажник» всегда должен быть чист и честен, как Tabula rasa, поэтому любая ошибка, совершенная мной, становится общечеловеческой проблемой.
22 года назад, когда я только начинал разнашивать «костюм продавца», сложнее всего было избавиться от синдрома «неспокойных рук» и ненужных слов в разговорах.
К сожалению, никаких специальных лайфхаков на эту тему не существует и не может существовать.
Тотальный самоконтроль и хороший сон – ваши верные друзья в любую погоду. Через полгода это запишется на подкорку, главное – не переусердствовать.
Профдеформация и ошибки продавца, которому никогда не стать звездой
Однажды, на свидании с девушкой я поймал себя на мысли, что говорю на автомате, как продавец. Она это заметила и сказала, что перезвонит.
Кстати, о друзьях, мой первый руководитель учил, что коллеги должны быть друзьями, к которым всегда можно прийти за советом, как не тривиально бы это не звучало. Многое определенно зависит от того, как руководитель строит отношения в коллективе, остальное дело за коллективом. Сейчас теплые, искренние отношения в компаниях встречаются очень редко, но мне, как правило, везет.
Я собрал по частицам довольно тривиальные, но основоразрушительные ошибки «продажника», на мой взгляд, опыт и нюх:
1. Первое, отчего следует отучить отдел продаж, как и весь коллектив – «грязная» речь.
- слова-паразиты («как бы», «так сказать», «ну», «вот», «то есть»),
- слова-«проговорки» («в принципе», «в общем», «достаточно»),
- фразы, начинающиеся с «если» («если вы решите работать с нами...»).
Не уверен в себе – напиши примерный диалог заранее, закройся в переговорной, проговори вслух несколько раз и вперед.
2. «Синдром неспокойных рук» или где моя записная книжка?
Продавец – персона публичная. Он символ качества, процветания и сервиса компании. Неумение держать себя на публике способно погубить репутацию на корню. Клиент как волк – сразу чувствует страх и неуверенность по движению рук, ног, лицевых мышц, поэтому прежде, чем идти «втюхивать» товар, научитесь быть непробиваемым.
3. Неумение слышать клиента и поверхностное отношение к его просьбам.
Это главный бич не только продавцов, а большинства людей в целом. Ваша задача не «победить» клиента, а помочь. Рассказ о своем продукте – дело второе, первое – понять клиента и предложить то, что вы сами готовы были бы купить в его положении.
4. Очень часто неуверенный в себе «продажник» готов согласиться с клиентом.
В разговоре с клиентом никогда не стоит употреблять что-то вроде: «Да, согласен, это дорого». Это сразу шах и мат в пользу клиента. Он ушел и точно ничего у вас не купит. А вот если бы сказать: «Да, согласен, это дорого, зато вы сэкономите тут, тут и тут» — звучит совершенно иначе.
5. Сюда же стоит добавить нежелание становиться лучше и изучать больше.
Мы, к сожалению, очень часто, добившись успеха в чем-то, теряем бдительность и становимся ленивыми. Это всегда провал. Изучайте новые техники, пробуйте себя в разных увлечениях. Продавец не просто должен знать и уметь в жизни все, он должен хотеть этого.
6. Кто вам сказал, что вы лучше? Очень часто от продавцов можно услышать «душок» высокомерия по отношению к клиенту.
Мол: «Вы что не знаете?». Да не знает, ваша задача порадоваться возможности дать клиенту новую полезную для него информацию, а не отыгрываться на нем за «навязчивость». Станьте клиенту другом, лучше всего искренне. Кто вам сказал, что вы умнее?
Самое ценное, что я понял за столько лет – даже самое тщательное знание своего продукта и хорошие манеры не сделают из вас звезду продаж, если для вас эмпатия и вера в то, что вы продаете – пустые звуки.
Материалы по теме:
Секреты 200 профессионалов: как найти любимое дело
Английский для тех, у кого нет времени: 13 советов
Как любимый вид спорта превратить в дело всей жизни, которое приносит доход
Нью-йоркский стартап заставляет клиентов работать без прокрастинации
В 12 лет я стал конкурентоспособным на рынке молодых IT-специалистов
Три совета и множество практик, которые помогут вам прийти к цели
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как открыть пункт выдачи заказов»
- 1 11 вещей, которые разработчики «обожают» слышать от своих коллег не из IT
- 2 14 подкастов ко дню программиста, которые интересно послушать неравнодушным к софтверу
- 3 На каких конференциях можно встретить топ-менеджеров больших компаний
- 4 Стартапу, выходящему на ICO, нужен ментор. Зачем?