Колонки

Тревога, расфокус и депрессия. Почему работодатели боятся нанимать поколение Z

Колонки
Элеонора Золошкова
Элеонора Золошкова

HR «1С-Битрикс»

Софья Федосеева

Возможно, рассматривая кандидатов из поколения Z, вы сомневались в том, что эти люди подходят вашей компании: они склонны к депрессии, не могут ни на чем сфокусироваться, а еще лезут на рожон. Однако так ли это на самом деле?

HR «1С-Битрикс» Элеонора Золошкова развеивает мифы о «зетах» на основе личного опыта работы с представителями этого поколения.

Тревога, расфокус и депрессия. Почему работодатели боятся нанимать поколение Z

Поколение Z — это те, кто родился после 1995 года, «со смартфоном в руках». Это «цифровые люди», для которых грань между реальным и виртуальным отсутствует. Из-за ментальных особенностей «зетов» компании часто боятся брать их на работу. И дело не только в их молодости. 

Коллеги из других российских и международных компаний говорят, что сотрудники поколения Z сильно отличаются от работников других возрастов. На эту тему американский автор Дэвид Стиллман вместе с сыном, представителем этого поколения, написали целую книгу! 

Разбираемся, насколько верны стереотипы о «миллениалах на стероидах». 


«Зеты» плохо концентрируются на одной задаче

Считается, что из-за цифровизации и огромного количество контента Z-молодежь постоянно находится в «расфокусе». При этом «зеты» преуспевают в так называемой цифровой многозадачности: они могут одновременно смотреть телевизор, писать что-нибудь в ноутбуке, слушать музыку и отвечать на сообщения. Это действительно связано с нарушением контроля внимания — они делают все, но по чуть-чуть.

Онлайн-галерея «Цифровые двойники». Угадай, что изображено на картинах.



Причина в том, что молодые ребята после 95 года хотят все успевать. У них не было периода привыкания к нарастающему количеству информации. Весь контент планеты обрушился на них сразу. 

Когда я наблюдаю за молодыми коллегами в нашем офисе, я понимаю, что даже на работе они стараются хвататься за все — за дела, за впечатления, за эмоции. У этих «цифровых людей» слишком много разных интересов одновременно. 

Несмотря на молодой возраст, «зеты» готовы полностью брать на себя всю ответственность за рабочие задачи. 

 

Они склонны к депрессии и тревоге

На мой взгляд, этот стереотип в корне неверен. По крайней мере, для нашей компании: к нам априори не устраиваются те люди, у которых есть намеки на депрессию.

Конечно, нас всех можно в какой-то степени назвать депрессивными. Мы много работаем и тревожимся за результат. Людей, которые приходят к нам на собеседование грустными и унылыми, мы стараемся не брать. 

Это не вопрос о ментальной разнице, а простая человеческая история. Если мы видим, что ценности компании никогда не станут близки соискателю, нам приходится ему отказать. 


Могут быть резкими и лезть на баррикады 

Этот миф бежит впереди всех представителей поколения Z. Когда ты смотришь на резюме молодого сотрудника, которому максимум 22 года, кажется, что он действительно очень непоседливый. Его нельзя загнать в рамки и невозможно контролировать.

К двадцати годам у «зета» может быть три-четыре должности в других компаниях и десять социальных инициатив — он может быть волонтером в собачьем приюте, иметь за плечами академический год за рубежом, оказаться блогером-миллионником или активистом. 


Это поколение MeMeMe (то есть «ЯЯЯ») — оно очень сфокусировано на себе и готово до победного отстаивать свои убеждения.

Моя коллега, менеджер по персоналу — представительница Z-поколения. На прошлой работе она общалась с интересными для нее людьми, сильными по харизме, и с этим багажом пришла ко мне. Я на себе ощущаю, насколько сложно до нее донести, что реальный опыт, практика, набитые годами шишки тоже что-то значат. 

Как типичный Z, она часто верит опыту, который уже пропустила через себя, — книгам, СМИ, YouTube, фильмам, сериалам. Ей трудно признать авторитет и опытность новых коллег. 

Я знаю, что многих компаний такая черта поколения Z действительно отталкивает. Но закрывать человеку путь в команду просто потому, что он «слишком молодой», точно не стоит — это прямая дискриминация. 

Чтобы понять, может ли зет-поколение следовать внутренним корпоративным правилам или хотя бы не вступать с ними в конфликт, мы вдумчиво общаемся с каждым кандидатом. Так мы понимаем, насколько он перегибает в ту или иную сторону. Кстати, таким же резким может быть и сотрудник старше 35 лет — как и в случае с депрессивностью.


Прекрасно разбираются в новых технологиях

Это правда. «Зеты» не знают, что значит «бояться». Они чувствуют себя очень смело, когда осваивают что-то новое: от интернет-технологий до рабочих задач. Им хочется все «перевести в цифру» — планировать дела в приложении, оцифровать свое здоровье с помощью фитнес-трекера, документировать свои мысли и постить впечатления. 

По статистике, их основные социальные инструменты — Facebook, Instagram и Snapchat. Они подкованы практически в любом вопросе и поэтому бывают очень упрямы. 



Любопытно, что даже оголтелые гуманитарии оказываются настолько «насмотренными», что разбираются в технологиях. В нашем калининградском офисе легко встретить бывшего студента юрфака со знанием Python. 

Когда я общаюсь с молодыми сотрудниками, мне кажется, что у них есть ответ на любой вопрос. 


Путешествуют «по интернету»

Существует миф о том, что «зеты» предпочитают онлайн-путешествия реальным поездкам. Возможно, этот стереотип связан с тем, что Z-молодежь трудно чем-то удивить: все места, которые мечтали увидеть их родители, они уже видели в Google Maps. Им проще посмотреть все в сети, чем пощупать руками. 

Но на самом деле это не так: например, большинство «зетов» предпочитает онлайн-шопингу походы в магазины (на удивление ритейлеров). Та же история работает с путешествиями — они мечтают объездить мир. 

Когда к нам приходят новые сотрудники, мы даем всем одно и то же задание: написать небольшое эссе о себе. Нам интересно узнать, кто они и чем интересуются, увидеть, что за вакансией — живой человек. Абсолютно все «зетовцы» упоминают в эссе свои прошлые и будущие поездки. А для калининградского офиса путешествия в соседние страны, то есть в Германию или Польшу, вообще стали нормой. 

Европа в целом уже не актуальна: они хотят покорить Эверест, провести лето на Бали, побывать в Токио или нырнуть с аквалангом в Красном море. 


Поколение Z — псевдокреативное

Есть мнение, что «цифровые люди» хорошо умеют чувствовать тренды и подстраиваться под них. Они используют что-то модное как инструмент: например, им проще обработать фотографию готовым фильтром для Instagram, чем искать для нее нужный свет и ракурс. 

Тезис про «псевдокреативность» на самом деле о том, что «зеты» могут креативно себя выразить, но ничего не любят делать «руками». 

Не соглашусь. Самая популярная вакансия в нашей компании для представителей этого поколения — копирайтер или редактор. Они готовы спокойно создавать контент на работе, потому что и так создают его каждый день в своих соцсетях.

Мне кажется, повальная цифровизация, наоборот, помогает им стремиться к физическому созиданию. Творчество они воспринимают как медитацию — идут на курсы рисования или керамики, чтобы немного отключиться от инфошума. Это противоречивое поколение: они постоянно пытаются соединить несоединимое.

Идеальный досуг для них — на стыке креатива, технологий и медитации. Чтобы дать «зетам» возможность чувствовать себя комфортнее на работе, мы даже организовали в офисе вязальный кружок. Не поверите, но они действительно на него ходят. 


Хотят, чтобы их принимали как есть, но нуждаются в помощи 

Наша компания никогда не была настолько консервативной структурой, чтобы требовать от сотрудников строгого дресс-кода. 

У нас есть ребята с цветными волосами, пирсингом, татуировками — если они подходят нам по профессиональным качествам, у нас нет никаких претензий к их индивидуальности. И «зетам» это важно — они не готовы становиться другими людьми в офисе, им нужно оставаться собой.

При этом стремление к индивидуализму ресурсно-затратно для тех, у кого Z-молодежь в подчинении. С ними действительно нужно работать: наставлять, фокусировать, убеждать. Они не всегда готовы оценить такое менторство. 



Очень эффективная команда — это менеджер-миллениал и подчиненный-«зет». Такая синергия молодой энергии помогает действительно достигать целей и без больших проблем выполнять KPI. 


Как получить максимум от поколения Z

  • Поручайте конкретные задачи, четко формулируйте ТЗ. Z-молодежь страдает расфокусом внимания — они могут взяться за многое, но сделать все по чуть-чуть. Им нужно отдавать отдельные куски работы и ограждать от всего остального. 
  • Не вступайте в острые конфликты. Они любят отстаивать свою точку зрения и иногда делают это резко. Им сложно сразу воспринимать незнакомых людей как высококлассных профессионалов. Авторитет «зетовцев» лучше завоевывать маленькими шагами. 
  • Попробуйте создать необычный досуг. Поколение MeMeMe больше всего ценят эмоции и впечатления. Они лояльны к работодателю, который думает об этом. Кружки, корпоративы, необычные курсы — must have для всех, кто нанимает молодежь. 
  • Предлагайте помощь. «Зеты» ценят помощь и менторство. Мы стараемся создать «связки» из людей разных возрастов, чтобы Z-молодежь впитывала опыт старших коллег. 

Фото в тексте и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Поколение Z: как ритейлерам найти общий язык со вчерашними школьниками
  2. 2 Индивидуалисты и любят быстрый результат — как работать с поколением Z?
  3. 3 Знакомство с поколением Z: чего хотят и на кого равняются подростки
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти