Александр Югай

Почему вы не получите инвестиции (а я — получу)

«Инвестор сразу понимает, какой проект "выстрелит", а какой — полная фигня»

Александр Югай, генеральный директор компании Medbooking — о причинах, почему инвесторы не спешат вкладывать в вас (или кого-то другого), и способах все же заставить их это сделать.


Сейчас в интернете можно найти кучу инструкций по привлечению средств, где есть разные алгоритмы и правила. Вы не получите инвестиций, потому что ищете и читаете эти статьи. Все они — полный бред.


Инвестиции — вещь непредсказуемая. Денег вам может дать кто угодно

Я никогда не работал по найму, а первые инвестиции в проект нашел в 17 лет.  Не составлял списки бизнес-ангелов и венчурных фондов, не делал презентаций и не защищал идеи. Просто стал искать среди своих знакомых людей, которые готовы будут вложиться в проект — и нашел.

Тогда я только поступил в университет и понял, что должен делать нечто большее, чем постепенно подниматься по карьерной лестнице.

Я получил инвестиции, потому что искал в тех кругах, которые были доступны. Многие этого не делают, потому что для них инвестор — «большой человек» в костюме.

Начините искать везде, не только в фондах и организациях, которые профессионально занимаются инвестированием.

Здесь есть две стороны медали. Вам, скорее всего, не придется отвечать на сложные вопросы, рассказывать о масштабируемости бизнеса и приносить уже готовую, рабочую идею. Но и профессиональной оценки перспективности идеи и эффективности уже разработанных процессов и методик вы не получите.

Как правило, профессиональный инвестор сразу понимает, какой проект «выстрелит», а какой — полная фигня . 

Если говорить о моем опыте, то наш проект, по задумке, должен был стать новой социальной сетью. Но мы не рассчитали мощности команды и объема инвестиций, необходимых для реализаций. Поэтому идея провалилась. Тяжело было осознать и принимать свою неудачу, но мы это сделали и стали искать пути решения.

Чтобы вернуть деньги инвесторам, запустили веб-студию. Это был хороший урок. Амбиции и желание сделать что-то крутое должны присутствовать при запуске любого проекта.

Но все эти вещи нужно соотносить со своим опытом и возможностями.

Если одна идея не сработала, пробуйте другую.

Мы не хотели идти к инвесторам и говорить, что план провалился.

У нас уже была сформированная команда из программистов, дизайнеров и фрилансеров, поэтому мы решили заняться разработкой сайтов и интернет-рекламой.

Все, что мы потратили, удалось вернуть. И с нашими инвесторами мы остались в хороших отношениях.


Ваш инвестор должен верить в вас на все 100%

Я всегда хотел сделать какой-то инвестиционный проект с хорошим  бюджетом. Так проще, чем самому ковыряться, вложив несколько тысяч.

В 2013 году я пришел в Medbooking.com. Мы познакомились с Максимом Медведевым (AddVenture), я рассказал, что бы делал с проектом, к чему бы шел. У меня уже был опыт в e-commerce, разработке сайтов.  Поэтому я был абсолютно уверен в себе и в том, что говорю: знал, что все смогу реализовать. Затем была встреча с другими инвесторами, на ней было почти все то же самое.

Я возглавил компанию и поднял следующие раунды, потому что с инвесторами мы общались всегда наравне. Они мне полностью доверили управление проектом.


Да, инвестируют даже в идею

Я особо никогда не старался угадать желания инвестора, всегда ориентировался на свои критерии.

Для меня главный критерий успешности — это правильная юнит-экономика. По сути, прибыльность проекта, его маржинальность. Второе — масштабы рынка (об этом ниже),  третье — это команда, вернее, понимание, насколько она справляется и в состоянии ли двигать проект дальше.

Можно сколько угодно рассказывать о планах и о том, чего можно достичь с помощью новых вложений акционеров, но если проект не успешен — вы лажанулись и инвестиций не получите.

На более ранних раундах (например, раунде seed) нужны нормальные первичные показатели и понимание, как двигаться дальше. Здесь вполне реально инвестирование в планы и в идею.

Если поднимаются более серьезные суммы — от 1$ млн — должно быть четкое понимание, какие показатели есть сейчас, к каким планируется прийти и что для этого нужно.

Вообще, на мой взгляд, 90% поднятия инвестиций — это тупо вера в тебя инвесторов.


Всегда смотрите на перспективность рынка

Я бы не стал заниматься сервисом, не видя перспектив для рынка. Это один из ключевых показателей и для инвесторов.

Медицинские IT-проекты сейчас занимают небольшую долю от всего рынка маркетплейсов — пока что у всех конкурентов есть свое место под солнцем. В любом случае, если мы говорим о привлекательности стартапов для инвесторов, то здесь все зависит от уровня и стадии проекта. Так или иначе, интерес со стороны инвесторов растет за счет хороших перспектив сегмента.

Плюс сейчас большие идеи возлагаются на готовящийся законопроект о телемедицине. Многие хотят вписаться в эту историю, потому что за телемедициной — будущее. 


Материалы по теме:

B2B – дело тонкое. Как мы раскачивали консервативную бизнес-аудиторию

В 22 года я пришел в компанию – и вскоре стал гендиректором. Как?

Как выживать, когда кончились инвестиции

Хороший инвестор — мертвый инвестор? Юристы подскажут

Почему вам никто не даст


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook