Top.Mail.Ru
Колонки

Что мы сделали не так при внедрении agile и как будем с этим справляться

Колонки
Яна Сухова
Яна Сухова

Менеджер по персоналу INPAS

Полина Константинова

Многие компании постепенно начинают переходить на agile. Но, к сожалению, не у всех этот переход проходит плавно и без проблем. Яна Сухова, менеджер по персоналу INPAS, рассказала, как это делали в ее компании и с какими трудностями столкнулись.

Что мы сделали не так при внедрении agile и как будем с этим справляться

Зачем нам agile

Эта статья – попытка обобщить наш опыт начала работы по agile. Мы перешли на эту систему четыре месяца назад, а значит, сейчас у нас самые яркие впечатления, которыми мы и делимся с вами.

Наша компания – один из лидеров рынка ПО для платежных решений. Наши клиенты и партнеры – ЦБ РФ, НСПК, международные платежные системы, российские банки и торговые сети.

Вряд ли стоит говорить, что у нас профессиональная команда разработки.

Тем не менее однажды мы поняли, что у нас увеличились сроки и количество дедлайнов. Одной из ключевых проблем, выявленных в ходе аудита внешних консультантов, оказалось неэффективное общение в команде и с заказчиками.

На больших, долгосрочных проектах, где занято много людей из разных компаний, формальный подход приводит к полной потере понимания происходящего, к демотивации и снижению качества труда. Все это и случилось с нами.

И с наступлением нового 2019 года мы вместе с компанией ScrumTrek стали учиться работать по agile. На данный момент закончена начальная фаза, и команды начинают «бежать самостоятельно». Есть первые результаты внедрения гибкого подхода в рамках четырех команд по 5-6 человек.

Для большинства команд была выбран фреймворк scrum, а одна успешно использует kanban-метод. Мы опросили участников, чтобы узнать их мнение о плюсах и минусах новой организации труда.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Сначала о хорошем. Коротко


Мы:

  • наладили диалог между участниками процесса: начали общаться между собой напрямую, без формальностей;
  • не менее важно, что мы общаемся и с заказчиком на всех этапах разработки, своевременно вносим коррективы согласно меняющимся требованиям: клиент видит систему изнутри, понимает те или иные наши решения, а мы, соответственно, понимаем его;
  • отсюда вывод: заказчик получает от нас именно то, что ему нужно, а не некий «черный ящик» – результат слепого следования ТЗ;
  • вернули участникам вовлеченность в процесс: теперь все знают, что и для чего они делают, и видят продукт целиком!

Теперь о трудностях

Мы столкнулись с рядом трудностей, с которыми нам еще предстоит справиться.

Теряем время на разговоры и устаем от них

Все участники нашего опроса отметили, что очень много времени тратится на «agile-обряды»: совещания, митинги, обсуждения… Каждую неделю на все это уходит много времени, иногда больше четырех часов в неделю – и это только на разговоры. Учитывая необходимость укладываться в сжатые сроки спринта – две недели, которые сами по себе добавляют стресса, «говорильня» раздражает людей.

Фото: архив компании

Что будем делать?

Конечно, мы не можем убрать совещания, но видим, как улучшить формат этих встреч. Возможно, мы сократим их количество или попробуем сделать их более неформальными.

Другая идея – организовывать точечные встречи с участниками, заинтересованными в конкретных вопросах. Тогда вся команда не будет терять время на встречу.

Боимся самостоятельности

Некоторые сотрудники вообще не восприняли новый подход. Большинство из этой группы – старожилы компании, которые за 15-20 лет привыкли работать определенным образом и не хотят перемен.

Включение в agile-команду – дело добровольное. Тех, кто отказался, мы перераспределили на проекты, работа над которыми не может идти по agile. Платежное ПО – такая сфера, где некоторые задания требуют работы строго по ТЗ.

Коллектив в целом отнесся к инициативе благосклонно. Однако и рвения мы не видим. Самостоятельность и ответственность привлекают людей, но одновременно и пугают. Участники, даже компетентные и увлеченные, ждут решений «сверху».  

Что будем делать?

Инициатива крайне важна, она помогает сохранять и усиливать мотивацию, особенно при тесной совместной работе. Мы стараемся выявлять людей, которые лучше подходят для выполнения тех или иных ролей в рамках подхода. Получаем обратную связь от команды и учитываем ее.

Фото: архив компании

Наша задача – выработать такую систему. Кроме того, сам agile помогает нам: люди видят результат своих усилий, а соответственно, их мотивация растет. Иными словами, где проблема – там и решение. Надо набраться терпения и работать, сохраняя оптимизм.

Теряем компетенцию

Для IT-специалистов крайне важен постоянный профессиональный рост. Поэтому следующая проблема кажется очень серьезной. Коллеги пожаловались, что работа только в одной команде снижает компетенцию по остальным продуктам и даже кругозор за пределами проекта.

Что будем делать?

Мы видим решение только в усилении взаимодействия. В том, чтобы коллеги общались между собой, причем неформально. Совещаний им и так хватает. Наша идея сейчас – проводить встречи в формате квиз: соберем вместе ребят и попробуем посоревноваться в знаниях в нашей сфере. Это должно снять стресс и повысить компетенцию.  

Не видим, что происходит

Работа каждой команды абсолютно непрозрачна для людей «извне». Это усугубляется использованием разного инструментария для визуализации – JIRA, realtimeboard, бумажные носители, то есть общение идет на разных языках.

Что будем делать?

Мы пытаемся прийти к единой системе планирования и представления прогресса разных команд. Несмотря на то что сами команды выбирают себе удобный формат визуализации, мы собираемся представлять результаты проделанной работы в едином формате для быстроты и удобства поиска информации по проектам. В этом нам помогают продукты линейки Atlassian.

Фото: архив компании

Уходим от планирования на бумажках, которое затрудняет понимание происходящего. Мы организовали рассылку протоколов по итогам совещаний в командах, а в будущем планируем готовить бэклоги на два спринта вперед.

Видим сложности  

Коллеги выделили ряд проблем, связанных с организацией работы:

  • в рамках работы происходит декомпозиция задач до мелких, решать их нужно отдельно, а значит, приходится тратить время на переключения с одной задачи на другую;
  • не все продукты находятся в одной стадии готовности, а значит, их встраивание в agile-процесс проходит по-разному. Это вносит в работу некоторый сумбур.

Что будем делать?

Мы будем привыкать работать по agile! И он сам нам поможет. Преимущества agile-подходов именно в гибкости методологий, потому мы пробуем, испытываем и адаптируем инструменты под наши бизнес-процессы.

Несмотря на описанные трудности, мы уже видим результаты, к которым стремились на этапе обсуждения скорости разработки и тестирования.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как проекту о путешествиях получить 285 заявок в «VK Рекламе» и снизить стоимость брони на 25% за три месяца
  2. 2 Это мэтч: как бизнесу выбрать формат благотворительности
  3. 3 Зачем BI среднему и малому бизнесу: пять понятных сценариев
  4. 4 Для руководителей, которые забыли слово «отпуск»: как Wazzup внедрил внутреннюю экономику
  5. 5 Как продвигать мобильные приложения прямо сейчас? Кейс FitStars
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!