Колонки

Все хотят iPhone с дополненной реальностью. Как новинка перевернет рынок?

Колонки
Виктория Кравченко
Виктория Кравченко

Экс-редактор Rusbase

Виктория Кравченко

Презентация Apple, прошедшая 12 сентября в театре Стива Джобса, может повлиять на AR-рынок так же, как появление первого iPhone в своё время отразилось на рынке смартфонов. Революционно.

Но уйдёт ли дополненная реальность в массы благодаря Apple? Разбираемся вместе с Екатериной Дегай, директором FormikaLAB.

Все хотят iPhone с дополненной реальностью. Как новинка перевернет рынок?

Коротко. Что там про Apple и дополненную реальность?

Камеры iPhone 8 и iPhone X (о котором теперь вздыхает весь Facebook) сделаны не только для съёмки. Дополненная реальность становится неотъемлемой частью смартфонов Apple.

Старший вице-президент по всемирному маркетингу Филипп Шиллер со сцены констатировал факт: «Перед нами первый iPhone для дополненной реальности».

Здесь применены новые камеры, датчики положения и ARKit с iOS 11 становится полноценной частью экосистемы. Это значит, что количество приложений здесь будет только расти. iPhone официально станет самыми популярными потребительскими устройствами дополненной реальности, хотя это можно было констатировать ещё летом, после выпуска бета-версии движка.

В чём отличие дополненной реальности Apple от всего остального?

В результате услышанного на презентации можно заключить, что по сравнению с большинством других устройств у iPhone будет лучше:

  • Качество камеры,
  • Механические и оптические датчики,
  • Вычислительная система, которая обеспечивает нормальное время работы батареи,
  • Программное обеспечение на базе ARKit.

Но, пожалуй, главная особенность и новизна в том, что это первые устройства с уклоном в дополненную реальность, которых ожидают многоломиллионные продажи.


Экспертное мнение

Комментарий Екатерины Дегай, директора FormikaLAB

На самом деле в безмаркерном трекинге дополненной реальности ничего нового нет. Мы опробовали эту технологию еще несколько лет назад – в 2013–2014 годах. Это были демоверсии нескольких небольших студий. Вот, например, видео от апреля 2014 года студии 13thLAB.

Кстати, упомянутую 13th LAB купил Facebook (точнее, Oculus — сумма сделки 700 тысяч долларов при сегодняшней цене актива в несколько десятков миллионов). После покупки все демоверсии подобных разработок стали недоступны.

Почему же технологию так долго не выводили на рынок?

Почему презентовали только в этом году? Можно предположить, что всё это время ее адаптировали под разные устройства или переписывали узкие по производительности части кода. Но, скорее всего, ее просто решили придержать.

Первый шаг сделал Microsoft, но в рамках очков Hololens. После этого Apple и Google вынуждены были ответить:

  • Apple чуть раньше — в июне, представив рынку ARKit,
  • Google – через месяц – в июле, их разработка – ARCore.

В июне многие разработчики, в том числе и мы, начали разбираться с ARKit. Вчера же вместе с iOS 11 эту опцию получили и пользователи. Собственно на самой презентации можно было увидеть красивую игрушку в дополненной реальности от одного из партнеров Apple компании Directive Games.

Во всём виноват Pokemon Go

В 2015-2016 году маркерная технология начала умирать, сама идея дополненной реальности тогда могла исчезнуть. К счастью, ее спас Pokemon Go, который имел оглушительный, но в действительности нечаянный успех. До сих пор никто не может ответить на вопрос, почему же это произошло.

Pokemon Go построен на еще более древней технологии: наложение виртуального изображения с камеры происходит с помощью акселерометра и гироскопа, то есть тех компонентов мобильных устройств, которым уже больше 10 лет.

Хотя Pokemon Go не имел никакого отношения к трекингу по маркеру, он популяризировал дополненную реальность как таковую. Тем самым спас маркерную технологию, а заодно спровоцировали и интерес к безмаркерной технологии. В этой игре ты перемещаешь объекты в виртуальной среде с большой погрешностью. Такой массовый интерес к игре заставил разработчиков задуматься, как эту проблему решить. ARKit и ARCore, конечно, это уже решают.

Станет ли теперь AR массовым?

Настоящей массовости, на наш взгляд, пока не будет. Это, бесспорно, уже породило большой интерес со стороны разработчиков. Это интересно студентам и школьникам. Это будет иметь большой спрос на рекламном рынке, например, мы уверены, что увидим это на всех крупнейших выставках. Группа компаний Formika, куда мы входим, сама подобные мероприятия организует, и мы в этом даже не сомневаемся.

Широкое распространение среди обычных пользователей могут получить лишь отдельные приложения, в частности, навигационные. Допустим, ты идешь по городу и видишь, как прямо на асфальте прорисовывается твой маршрут, подсказки появляются на домах или общественном транспорте.

Одно время был популярен ролик Hyper Reality. Но этот ролик – лишь фантазия художника. В нем как раз отрисованы такие навигационные элементы в городском пространстве. Кроме того, там можно увидеть на зданиях виртуальную рекламу, любопытно представлен и процесс покупок в магазине.

Все эти фантазии начинают превращаться в реальность. Всё это на самом деле легко воплотить. Другое дело, готовы ли к этому сейчас пользователи. Достаточно ли для этого установить iOS 11? Или всё же нужно скорректировать и надстройки человеческой психики.

Что это означает для компаний, работающих в индустрии?

Большинство компаний работают с готовыми решениями. Появление таких продуктов в открытом доступе, да еще и бесплатно, открывает новые возможности. Тем компаниям, которые работают на рынке с мобильным контентом давно, придется потесниться. На рынок придет много молодых команд.

Конкуренция станет, соответственно, выше. Стоимость продукта может упасть из-за этого в разы. Но в тот момент, когда в технологии разберутся и клиенты, когда они научатся отличать качественный продукт от некачественного, рынок снова выровняется, а цена отыграется, но уже вряд ли вернется к исходным значениям.

Нельзя сказать, что поддержка ARKit в iPhone 8 / 8 Plus / X резко сделает AR и VR массовыми. Точнее: массовыми их сделает не она, а огромная пользовательская база iOS. Шаг Apple в сторону дополненной реальности подогреет интерес бизнеса к технологии. Развитие экосистемы положительно скажется на стартапах: появятся новые компании, новые рабочие места, новые цели и кейсы. Тем не менее, несмотря на передовой характер представленных продуктов, я немного разочарован. Ожидания мои не оправдались. И прогнозировать бум технологий в 2018 году я бы не стал. Рынок ждёт ускоренное, но эволюционное развитие.
Василий Рыжонков, генеральный директор сети парков виртуальных развлечений ARena Space 

Что можно посмотреть по теме

Познавательный доклад независимого IOS-разработчика Дениса Земских о дополненной реальности для IOS.

В блоге Droider.Ru рассказывают, что умеет ARKit, и показывают примеры AR-приложений на платформе ARKit от Apple.

А это более эмоциональный обзор технологии.


Материалы по теме:

Все, что нужно знать про VR/AR-технологии

8 предсказаний Роберта Скоубла о будущем AR/VR-технологий

Восемь революционных путей: как VR и AR повлияют на ваш бизнес (Инфографика)

Давайте говорить правильно: не «виртуальная» реальность, а «альтернативная»

Какое будущее ждет VR и AR в 2025 году: прогнозы разработчика

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Инфографика: 10-летняя эволюция iPhone
  2. 2 Мой личный топ-3 смартфонов за прошедший год
  3. 3 Wearable-технологии и носимые устройства
  4. 4 Выбор редакции: за какими стартапами стоит следить в 2020 году
  5. 5 20 cамых успешных предпринимателей в сфере TravelTech
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта