Top.Mail.Ru
Колонки

Как не ошибиться с выбором IT-подрядчика: советы эксперта

Колонки
Егор Говорков
Егор Говорков

Менеджер по продукции Konica Minolta Business Solutions Russia

Илья Голубев

В прошлом году российский рынок IT-услуг достиг 411,6 млрд рублей, показав рост на 14%, — и, судя по всему, в ближайшем будущем такая динамика сохранится. Компании по всему миру тратят немалые средства, чтобы решить свои технологические задачи. 

От качества IT-услуг зависят удовлетворенность клиентов и непрерывность бизнес-процессов. В таких условиях ошибка при выборе подрядчика может привести к значительным финансовым потерям.

О том, как этого избежать, рассказывает Егор Говорков, менеджер по продукции Konica Minolta Business Solutions Russia.

Как не ошибиться с выбором IT-подрядчика: советы эксперта

От недобросовестных или неопытных ИТ-подрядчиков страдают в первую очередь представители СМБ-сегмента.

Это связано с тем, что у масштабных корпораций за плечами уже, как правило, есть богатый опыт взаимодействия с поставщиками ИТ-услуг. Они понимают, что цена ошибки слишком велика, умеют оценивать риски и проводят более тщательный отбор контрагентов. 

Но это не значит, что большие компании застрахованы от проблем.

С прошлого года представители телекоммуникационной отрасли, банковского сектора, розничной торговли, промышленной отрасли начали активнее передавать свои ИТ-задачи на аутсорс из-за перехода на удаленную работу и перевода процессов в онлайн.

В этих отраслях работает много крупных игроков, и необходимость адаптации к новому рыночному ландшафту заставляет их чаще сотрудничать с новыми подрядчиками. 

На что нужно обратить внимание бизнесу любого масштаба при выборе поставщика ИТ-услуг? 

Научиться эффективному управлению или прокачать свои навыки можно выбрав курс в каталоге курсов управления.

«Красные флажки» 

Заявленная низкая стоимость

«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» — это золотое правило касается и выбора поставщика услуг. Недобросовестные или неопытные подрядчики могут предлагать выполнить работу по слишком низкой и потому притягательной цене.

Например, «найм» одного сотрудника-робота не может стоить меньше 500 тыс. рублей. В эту сумму входит стоимость одной лицензии программного робота на год и работы по настройке одного-двух процессов.

Если поставщик предлагает цену значительно ниже, например, 100-200 тыс. рублей, то, скорее всего, предполагается создание узкоспециализированного бота с ограниченным функционалом без дальнейших гарантий и поддержки.

И все же компании, особенно из СМБ-сегмента, периодически соглашаются на подобные условия — чаще всего из-за ограниченного бюджета. Но сталкиваются с обратным эффектом: стоимость проекта растет, сроки растягиваются, развитие бизнес-процессов тормозится.

В работу приходится вмешиваться проектному управленцу — он контролирует подрядчиков и ход проекта, или юристу, которому приходится решать вопрос с подрядчиком через суд. 

Почему это происходит? 

  • Слабая аналитика, неадекватная оценка трудоемкости работ.
  • Намеренный демпинг, чтобы получить заказ — зачастую с последующим ростом стоимости работ.

Заявленная быстрая реализация

Та же ситуация, но с другого ракурса — когда поставщик называет нереалистично короткие сроки проекта. Чаще всего для бизнеса важны три параметра: скорость, цена и качество.

Но есть правило — реально выбрать только два из них. Оперативная разработка от квалифицированного подрядчика будет стоить дорого. А если он соглашается на низкую цену, то вряд ли будет уделять проекту все свое время и уложится в заявленный срок. 

Например, компании нужно разработать модуль для системы электронного документооборота. Он состоит из двух блоков, работа над каждым занимает 160 часов.

Подрядчик может использовать ресурс одного разработчика — реализуя проект в один поток, ему потребуется 320 часов.

Либо, по запросу заказчика, подрядчик может распараллелить задачи и запустить два потока разработки: в этом случае работу можно сделать за 160 часов и сэкономить время, но стоимость реализации будет выше.

Почему это происходит? 

  • Ошибки в планировании — нет деления на спринты и большое количество допущений, расчет «на глаз». 
  • Намеренный обман, чтобы получить заказ — зачастую с последующим увеличением времени работы. 

Конечно, в процессе сроки могут двигаться из-за уточнений границ проекта и новых деталей. Это типовая ситуация.

Если ИТ-команда нарушает заявленное время работы только в рамках отдельных этапов, сразу видит, когда что-то идет не так, и обращает внимание на причины проблемы — поводов для беспокойства нет.

«Синтетические» референсы или их полное отсутствие

Еще один тревожный звонок — отсутствие референсов: если поставщик не готов ими поделиться, это значит, что он не может подтвердить свой опыт.

Но ещё хуже, когда разработчики подписываются под тем, чего они вообще не делали. Например, говорят, что внедрили ИТ-систему в международной корпорации, но тому нет никаких подтверждений — в том числе от самого заказчика. 

Почему это происходит?

  • Отсутствие кейсов — неопытность разработчика.
  • Намеренное сокрытие информации — низкое качество разработки, которое может отпугнуть заказчиков.

Таким образом, если не обратить внимание на «красные флажки», можно столкнуться с рядом рисков:

  • риск невыполнения проекта;
  • риск роста итоговой стоимости;
  • риск увеличения сроков реализации.

Как избежать?

Покупать не продукт, а команду

Зачастую заказчики исходят только из задач, которые решает исполнитель. Но на практике существует множество факторов, и каждый способен повлиять на работу — вплоть до личных симпатий.

Например, бизнесу нужно внедрить систему 1С. Можно просто найти ряд компаний, которые этим занимаются, и выбрать любую — считая, что между ними нет особой разницы.

А можно определиться с собственными задачами и выбрать исполнителя, который справится лучшим образом: например, не только внедрит продукт, но и будет работать с сотрудниками и адаптировать систему под их запросы.

Встречаться с командами-кандидатами

Продолжая предыдущий пример: случается, заказчики расценивают свои задачи как типовые — считают, что для их выполнения не нужен высокий уровень компетенций, и определяются с исполнителем вслепую.

Но именно такой сценарий может привести к ошибкам. Если проводить встречи — онлайн или лично — то шанс заметить те самые «красные флажки» выше. Выбор подрядчика становится более внимательным и осознанным. 

Не пытаться все взять на себя

Обращать пристальное внимание на работу поставщиков важно — но и чрезмерные сомнения могут принести вред: снизить эффективность как проектной команды, так и самого руководителя.

Делегирование — один из ключевых управленческих инструментов. А оптимальный принцип получится, если перефразировать знаменитую пословицу — «проверяй, но доверяй».

Повысить доверие к сторонним услугам поможет ИТ-консалтинг: на рынке немало компаний, которые помогают контролировать процесс разработки. Здесь существуют альтернативы. 

Например, известные специалисты обеспечат более высокую надежность на всех этапах, но запросят и более высокую цену. Это зачастую «бьет по кошельку» малому и среднему бизнесу.

В этом случае можно выбрать среди молодых и менее известных специалистов, готовых сопровождать технологические внедрения в компаниях любого масштаба.

Также существуют исполнители, которые объединяют разработку и консалтинг. 

Однако консалтинг — не панацея и не универсальное решение всех проблем. В отличие от адекватной оценки ИТ-поставщика услуг — именно она поможет отсечь большую часть недобросовестных заказчиков и повысит вероятность успешной реализации проекта.

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 67% россиян сталкивались с попытками мошенников украсть их аккаунты
  2. 2 Что такое смарт-контракты в блокчейне и защищают ли они от мошенничества
  3. 3 Честный знак при карго-доставке из Китая: «серые» схемы и их последствия
  4. 4 Как взламывают корпоративные сайты и что сделать в компании, чтобы это предотвратить
  5. 5 4 ситуации, где мошенники обманывают предпринимателей — и как от них защититься
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее