В прошлом году в России число закрывшихся компаний превысило количество открывшихся вдвое. Особенно это заметно в регионах, где срок жизни бизнеса может не превышать полугода. Дефицит кадров, высокие кредиты, недостаток знаний не позволяют предприятиям не только вырасти, но и выжить.
Вопреки инфляции 1990-х, кризису нулевых и сегодняшним экономическим проблемам основатели развивают собственные компании. Журналист Сабур Ибрагимов рассказывает о трех предпринимателях, «вытянувших» бизнес из региона.
АЗС из Пензы
В 1990-е Михаил Колесников учился в Педагогическом университете и параллельно работал на товарно-сырьевой бирже. Становиться педагогом, как и топтаться в офисе, не входило в планы будущего предпринимателя.
Как вспоминает бизнесмен, «в период инфляции рубль быстро обесценивался и деньги нужно было во что-то быстро вкладывать». Накопленные на бирже деньги Михаил решил вложить в покупку видеомагнитофона. Спустя месяц цена на технику выросла в пять раз. Вырученные за видеомагнитофон средства было решено потратить на будущее дело.
В родном городе работал завод, где бензовозы ожидали на стоянках новых владельцев. Михаил решил заняться продажами автомобилей, вложив накопленные деньги в рекламу.
Михаил вспоминает: «После развала СССР люди не знали, где купить спецавтотехнику. Я уговорил товарищей потратить все деньги на рекламу в газете. Еще на бирже ко мне прислушивались, поэтому никто спорить не стал. Объявление принесло нам клиента, купившего первые два бензовоза. Пожалуй, это можно считать стартом моей карьеры предпринимателя».Вплоть до середины 1990-х Михаил успешно продавал бензовозы, тратя заработанные деньги на себя. Вчерашний студент мог купить все, чего бы ни захотел. Однако с наступлением экономического кризиса поток денег прекратился.
Михаил не мог инвестировать средства — техника была раскуплена, а рубль стремительно обесценился. Сейчас он вспоминает, что в то время некому было подсказать, как вести бизнес: «Предприниматели "девяностых" создавали бизнес по наитию, прислушиваясь к интуиции. Не было ни учебников, ни курсов, ни тех, на кого можно было равняться — это был первый опыт для всех».
Пробуя себя в разных отраслях, Михаил вернулся к продажам бензовозов только в 1998. Однако на этот раз предприниматель решил продавать не только автомобили, но и сопутствующие запчасти.
В 2003 году Колесников приобрел небольшой цех в Пензе и собрал команду из десяти человек для компании «Пензаспецавтомаш». Производя и продавая собственный товар, компания расширялась.
Спустя три года Михаил впервые увидел мобильные АЗС из Европы. Тогда в компании уже был налажен производственный процесс и куплено современное оборудование. Колесников решил создать собственные аппараты и зарегистрировать бренд Benza. Во времена кризиса 2008 компании удалось получить заказы от компаний «Газпром нефть», «Транснефть» и других крупных игроков.
Предприниматель рассказывает: «Я вывел для себя аксиому: если рынок ждут сложные времена — вкладывайся в продвижение. В то время мало кто обращал внимание на всемирную сеть. Мы чуть ли не первыми на рынке промышленной продукции начали использовать интернет-маркетинг, развивали сайт и подключили рекламу в сети».Расширяя дилерскую сеть, компания начала искать пути выхода на международного клиента. В 2015 году она выиграла тендер на поставку 300 автоматизированных мобильных АЗС в Казахстан для компании MAN Oil.
Сегодня компания реализует продукцию не только в России, но и в странах Средней Азии, Белоруси и Армении. Штат завода вырос до 180 человек, а доход за 2018 год составил свыше 500 млн рублей.
Советы предпринимателям
- Неважно, создаете вы компанию в регионе или столице, — цельтесь на международные рынки.
- Не распыляйтесь. В любом бизнесе найдутся интересные смежные направления. Если хорошо получается вести бизнес в одной отрасли, не нужно постоянно искать другую. Бейте в одну точку.
- Будьте быстрыми. Важно постоянно учиться, следить за рынком, изучать и внедрять технологии.
- Не будьте снобами — всегда стремитесь к знаниям.
Матрасы из Коврова
В 90-е бывший учитель физкультуры Владимир Седов поставлял мебельным комбинатам матрасы, выпущенные судостроительным заводом по конверсии.
Накопив денег, в 1998 году Владимир арендовал здание бывшего детского сада в Коврове и организовал собственное производство матрасов. Название Askona предприниматель придумал сам, взяв за основу марку автомобиля Opel Ascona, который купил его партнер по бизнесу.
Первые годы Владимир использовал недорогое оборудование, но в 2000 году была открыта собственная производственная линия, обновлен парк техники, и компания производила уже 250 матрасов в день. Спустя два года предпринимателю удалось запустить более современную производственную линию с американским холдингом Leggett & Platt.
Настоящим успехом стало партнерство с IKEA в 2004 году. Владимир подписал контракт со шведским гигантом и начал поставлять в его гипермаркеты матрасы. Как вспоминает предприниматель, «сотрудничество с IKEA дало не только стимул к развитию производства, но и уникальный опыт в эффективном управлении себестоимостью».
Владимир вспоминает: «Для нас это был хороший урок. Мы впервые соприкоснулись с настолько сильным партнером, который задавал вопросы, на которые мы не знали ответов. У IKEA очень классная миссия — подтягивать своих партнеров. Каждый из команды компании готов помочь поставщику так усовершенствовать свои процессы, чтобы сеть была точно уверена в качестве и скорости поставляемого товара».Для растущего бизнеса большим испытанием стал пожар в 2006 году. Из-за короткого замыкания на фабрике в Коврове дотла выгорело все производство.
Буквально за несколько часов компания потеряла здание, оборудование, склад готовой продукции. Владимиру Седову удалось получить поддержку IKEA: концерн выплатил один миллион долларов под будущую поставку матрасов.
Часть заказов была размещена на уже открытой в Новосибирске фабрике, часть — у других компаний-производителей. Уже через четыре месяца удалось не только восстановить, но и модернизировать производство.
Именно вынужденный перезапуск фабрики позволил обойти конкурентов». Закупка нового современного оборудования, внедрение передовых технологий и сильный маркетинг позволили небольшому региональному бизнесу вырасти в крупный многопрофильный холдинг. Никогда, даже в самые «турбулентные времена», мы не сокращали бюджет на маркетинг. Даже когда рынок падает, и мелкие игроки уходят, у более крупных проектов есть шанс продолжить работу: происходит процесс консолидации, появляются новые ниши. И именно в этот момент бюджет на маркетинг обеспечивает рост.
Сегодня на производственных площадках компании, расположенных в Коврове, Владимире и Новосибирске, ежедневно выпускается девять тысяч матрасов. В компании работают более шести с половиной тысяч человек, а всего в Askona Life Group — почти десять тысяч сотрудников. По итогам 2018 общая годовая выручка группы компаний составила 34,4 млрд рублей.
Советы предпринимателям
Роман Ершов считает, что у регионального бизнеса много шансов на успех. Он говорит: «Если посмотреть на сегодняшний российский рынок в целом, то большая часть крупных федеральных частных компаний выросла из регионов. Это доказывает, что возможность есть и у других игроков. Самое главное — перестать думать о своем бизнесе как "региональном"».
«Любая успешная компания растет — это естественное состояние. Чем раньше собственник и менеджеры изменят масштаб своего мышления, перестанут примерять "региональную шапку", тем быстрее бизнес начнет показывать лучшие результаты и осваивать новые рынки», — резюмирует Роман.
Визы из Краснодара
В 22 года Алина Гафурова совмещала учебу на экономическом факультете и развитие собственного ивент-агентства в Красноярске. Кроме корпоративов и дней рождений, Алина организовывала свадьбы.
Устав от однотипных торжеств в родном городе, клиенты все чаще просили проведение торжеств за границей. Пока Алина оформляла визы, договаривалась с туроператорами и оформляла документы, ивент-агентство постепенно трансформировалось в туристическое.
Найти клиентов помогали социальные сети. Как вспоминает Алина, «в то время красноярских туристических агентств в интернете почти не было».
Реклама во «ВКонтакте» и «Одноклассниках» принесла компании первых клиентов. Учась на заочном отделении, Алина уже получала месячный доход в сто тысяч рублей, что было совсем неплохо для студентки в регионе.
«90% красноярских агентств работало по старинке без присутствия в сети. Менеджеры обзванивали людей по телефону с листом бумаги, приглашали заполнить анкеты — ни о каком онлайне речи не шло. Получая стабильных клиентов и «заплыв жиром», агентства уже не предлагали серьезного сервиса», — рассказывает Алина.В 2011 году Алина продала туристическое агентство в Красноярске и переехала в Краснодар к будущему мужу. В новом городе Гафуровой пришлось начинать бизнес с чистого листа. Супруг поддержал Алину и они вместе занялись общим делом.
Однако открытие нового проекта не обошлось без ошибок. Первый офис туристического агентства Bounty Travel был открыт в неприметном районе на цокольном этаже. Клиенты проходили мимо, а реклама приносила только «крохи» со стола уже закрепившихся в городе «ЛА-ТУР», «Пегас туристик» и других компаний. Бизнес был на грани закрытия.
Не поддаваясь отчаянию, супруги решили потратить время и деньги на обучение. Пройдя бизнес-курсы и интенсивы по маркетингу, Алина с мужем переехали в офис ближе к центру города. Светлое помещение с парковочной зоной воспринималось прохожими куда радушнее. Алина вспоминает, что иной раз люди, заходя в офис, выходили уже клиентами агентства.
По ее словам, «никакая реклама не важна так, как место. Особенно это актуально для регионального бизнеса. Сейчас я уверена, что именно переезд стал главной причиной появления клиентов. Маркетинг, социальные сети, лендинг — все это потом. Главное — место!»
Сделав сайт, настроив контекстную рекламу и группы в социальных сетях, компания приняла первых клиентов. Уже спустя полгода проект приносил Алине 300-400 тысяч рублей чистой прибыли.
Триумф бизнеса прервал кризис 2014 года. Массовые банкротства туроператоров, демпинг агентств и снижения доверия клиентов к туристическим фирмам отразились на рынке, однако Алина предчувствовала изменения в отрасли еще до этого.
«Люди устали от туристических пакетов и уже смело путешествовали самостоятельно. Сервисы типа Booking и TripAdvisor набирали популярность, поскольку туристические агентства не могли предложить такой же хороший сервис», — рассказывает Алина.Помимо продажи путевок сотрудники оформляли документы на получение виз. Клиенты бизнес-класса предпочитали доплатить менеджерам и сэкономить время. Дошло до того, что в компании сформировался отдел по оформлению виз. Растущий спрос на услугу и туристический кризис стали толчком для создания отдельного проекта.
В 2015 году Алина открыла «Единый Визовый Центр» и, не теряя времени, запаковала бизнес во франчайзинг.
Быстрая реакция на востребованность услуги помогла компании вырасти. За четыре года Гафуровой удалось открыть четыре офиса и 75 представительств в России и странах СНГ. Сегодня месячный оборот только одного офиса в Москве — свыше 12 миллионов рублей.
Советы предпринимателям
- Чтобы преодолеть «потолок» в регионах важно никогда не останавливаться. Масштабируйтесь, но не распыляйтесь. Ищите смежные продукты в отрасли.
- Не пытайтесь охватить все. Сегодняшний бизнес сегментирует услуги. Клиентом не нужно все и сразу в одном офисе. Предложите одну услугу, но организуйте такой сервис, чтобы люди приходили именно к вам.
- Следите за инновациями. Важно постоянно учиться и быть в курсе происходящего в отрасли. Внедряйте все, что может улучшить ваш бизнес.
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
14 октября 2024
14 октября 2024
14 октября 2024