Top.Mail.Ru
Колонки

Работать с госзакупками непросто. Как обеспечить поставку и избежать проблем?

Колонки
Василий Некрасов
Василий Некрасов

Руководитель департамента методологии АО «ТЭК-Торг»

Ирина Печёрская

Достаточно часто в закупочной деятельности встречается термин «товары, необходимые для нормального жизнеобеспечения». По этой группе товаров 44-ФЗ предусматривает особые меры защиты заказчиков от неисполнения контрактов.

О сложностях, с которыми сталкиваются при этом заказчики и поставщики, рассказал руководитель Департамента методологии АО «ТЭК-Торг», эксперт по направлению госзаказа Василий Некрасов.

Работать с госзакупками непросто. Как обеспечить поставку и избежать проблем?

Сегодня тысячи компаний по всей России, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства, принимают участие в тендерах и становятся поставщиками товаров, работ или услуг для государства, госкомпаний, корпораций и крупных коммерческих предприятий. В зависимости от типа заказчика закупочная деятельность регулируется законодательством по-разному. 

Наиболее тщательно и детально регламентированы государственные и муниципальные закупки: строительство и ремонт муниципальных зданий, библиотек, школ, музеев, дорог, благоустройство территорий и др.  Все данные о таких закупках размещаются на сайте zakupki.gov.ru и регулируются Федеральным законом «О контрактной системе» (44-ФЗ). Строгость требований законодательства о госзакупках обусловлена тем, что эти закупки финансируются за счет бюджетных средств и здесь особенно важно не допустить финансовых злоупотреблений. 

 

Как регулируются закупки товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения

В настоящее время в законе №44-ФЗ нет четкого определения контракта на поставку жизненно необходимых товаров. Однако особенности, связанные с такими закупками, упоминаются в некоторых положениях законодательства.

Впервые понятие «товары, необходимые для нормального жизнеобеспечения» встречается в части 9 статьи 37 закона №44-ФЗ (антидемпинговые меры). Конкретного определения закон и подзаконные акты не содержат, но относят к данной группе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо.  

Статья 37 Федерального закона №44-ФЗ гласит, что участникам аукциона или конкурса, предложившим цену закупки на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, для снижения риска неисполнения контракта по такой явно заниженной цене необходимо предъявить заказчику документальное подтверждение корректного исполнения трех ранее заключенных контрактов либо предоставить обеспечение текущего контракта в полтора раза выше обычного. 

Если речь идет о товарах, входящих в категорию жизненно необходимых, то в дополнение к данному требованию поставщик обязан также представить заказчику обоснование предлагаемой цены: гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества (если это применимо в конкретном случае) поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, или документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене и/или сумме цен единиц товара.

Мы видим, что данное требование направлено на усиление защиты заказчика от недобросовестных поставщиков. Тем не менее стопроцентной гарантии оно не дает, и ситуация, когда поставщик все-таки по тем или иным причинам не выполняет условия контракта, не так уж и редка. В этом случае заказчик вправе искать защиты своих интересов в суде. Однако, урегулирование претензий в суде требует времени, в течение которого исполнение сторонами обязательств по контракту невозможно. 

Как в таком случае быть с поставкой товаров, кто будет выполнять контракт, пока идет судебное разбирательство? Напомним, что речь идет о лекарственных препаратах, продуктах питания для школ, детских садов и т.д., наличие которых может быть критическим важным уже сегодня. 

В этом случае Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает возможность провести закупку в виде запроса котировок (не в электронной форме) для приобретения необходимого объема товара до вынесения решения суда. Таким образом, на период судебных разбирательств поставку таких товаров будет осуществлять временный поставщик. 

Иных упоминаний о контрактах на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения, в законе №44-ФЗ нет. При этом, когда мы говорим о товарах для нормального жизнеобеспечения, возникает резонный вопрос: на основании чего один и тот же товар (например, продукты питания, топливо) может относиться либо не относиться к этой категории? Является ли закупка бензина для нужд администрации региона жизненно необходимой? Можно ли отнести к товарам для нормального жизнеобеспечения товары, необходимые для осуществления деятельности какой-либо организации? Определение «необходимые для нормального жизнеобеспечения» не дает полного понимания статуса такой закупки.

С 1 января 2022 года вступает в силу поправка к ст. 3 закона №44-ФЗ, которой вводится уточнение категории «товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан». К сожалению, никаких других доработок в статье не предусмотрено, и такие закупки по-прежнему будут проводиться по упомянутым ранее правилам. Единственное изменение: короткая закупка для выполнения контракта в период судебного разбирательства будет проходить в виде электронного запроса котировок. 

 

Растут цены: как выполнить контракт?

Выше мы рассмотрели варианты защиты заказчика от недобросовестных поставщиков. Но что делать в случаях, когда ситуация не зависит ни от одной из сторон? Ведь, как показывает практика, далеко не всегда в невыполнении контракта виноват исполнитель. Рост рыночных цен на отдельные виды товаров происходит регулярно. 

Достаточно вспомнить кризисную ситуацию 2016 года, когда с резким скачком курса доллара цены на товары взлетели в несколько раз. Обе стороны закупочного процесса оказываются в трудной ситуации: заказчику нужно вовремя лечить больных или кормить детей, для чего необходимо обеспечить непрерывность поставок; поставщику же важно работать не в убыток, но поставлять товары по тем ценам, которые он указал при заключении контракта, становится невозможным. 

Как быть заказчику и поставщику в этом случае? Можно ли заключить дополнительное соглашение и увеличить цену контракта на поставку таких товаров? В ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ перечислены все случаи, когда заказчик имеет право менять условия контракта: 

  1. Заказчик может увеличить цену в пределах 10%, но вместе с ценой он обязан в той же пропорции увеличить объем товара. Очевидно, что это не решает проблему роста цены для поставщика, т.к. в данной ситуации цена за единицу товара остается неизменной.
  2. В некоторых ситуациях заказчик может изменить цену, если была закупка с единственным поставщиком. К сожалению, перечень таких закупок крайне ограничен, и в него не входят закупки товаров для нормального жизнеобеспечения.
  3. Изменения цены допустимы для федеральных нужд, если контракт заключен на срок более трех лет на сумму от 1 млрд рублей, для нужд региона (область, край) — на срок более трех лет на сумму от  500 млн рублей и для муниципальных нужд — на срок более одного года на сумму от  100 млн рублей. К сожалению, контракты на поставку продуктов питания никогда не заключаются на такой долгий срок (максимально на квартал или полугодие), поскольку потребности в них невозможно спрогнозировать ни по номенклатуре, ни по объему на такой длительный период. 

В случае неисполнения контракта по причине роста цен у заказчика есть еще одна возможность решить вопрос — расторгнуть контракт по соглашению сторон и запустить повторную закупку.  Но это чревато другой проблемой: у заказчика может не хватить бюджетных средств на реализацию закупки с учетом новых цен, а для увеличения бюджетного лимита потребуется время на согласование. С закупками жизненно необходимых товаров соблюдение сроков и объемов поставок может быть критически важным. 

Как мы видим, ни один из этих вариантов не помогает нам решить проблему. Для разрешения этой ситуации необходимы изменения в контрактном законодательстве: 

  1. обоснование четких критериев для отнесения тех или иных товаров/услуг в группу жизненно необходимых;
  2. перечень товаров/услуг, для которых возможно внесение изменений в условия контракта, и прописанная процедура внесения таких изменений;
  3. отнесение принятия решения о поднятии цены контракта к компетенции государственной организации — распределителя бюджетных средств.

На совещании с представителями Торгово-промышленной палаты РФ по проблемам применения законодательства о закупках представители Федеральной электронной площадки ТЭК-Торг — одной из восьми ЭТП, аккредитованных Правительством России для проведения электронных закупок по закону №44-ФЗ — выступили с инициативой о необходимости внесения в законодательство о контрактной системе положений, предусматривающих возможность увеличения цены контракта на жизненно необходимые товары в случае резкого их подорожания на рынке. Есть надежда, что такая инициатива найдет отклик в Правительстве Российской Федерации.

Фото на обложке: urfin / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ФАС возбудила дело в отношении «Сбера» за нечитаемые сноски в рекламе банковского вклада
  2. 2 Как защитить авторские права на фотографии: судебная практика
  3. 3 Минюст США запросил три года тюрьмы для экс-главы Binance
  4. 4 Реестр недобросовестных поставщиков: какие ограничения ждут тех, кто в 2024 году попадёт в «черный список»
  5. 5 Виды виз в Индонезию
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти