Top.Mail.Ru
Колонки

Заказчик не платит: как получить свои деньги?

Колонки
Анастасия Клив
Анастасия Клив

Консультант консалтинговой компании «Юкей»

Полина Константинова

Анастасия Клив, консультант консалтинговой компании «Юкей» (Пермь), ведущий специалист в практике коммерческих контрактов, рассказывает, что делать, когда заказчик отказывается вам платить, и объясняет, как не попасть в такую неприятную ситуацию.

Заказчик не платит: как получить свои деньги?

Компания обратилась в бюро, занимающееся написанием и сопровождением публикации текстов. Стороны заключили договор об оказании услуг. Впоследствии компания не вернула подписанный со своей стороны акт приема-передачи и не оплатила счет, выставленный бюро, сославшись на то, что указанные документы направлены не на тот адрес и не тому лицу.

Подобные ситуации знакомы многим, кто занимается оказанием разного рода услуг, будь то PR, SEO, SMM и многих других. Вряд ли найдется хоть один исполнитель, который не сталкивался с ситуациями, когда заказчик либо не хочет в полном объеме платить за оказанные услуги, либо совсем отказывается это делать.

Как же исполнителю, во-первых, доказать заказчику (а возможно, и суду) факт оказания услуг, а во-вторых, застраховать себя от возникновения подобных ситуаций в будущем?

Услуги — это более сложная категория, чем товар. Их не измерить, не пощупать, они не хранятся на складе и не используются на производстве. Отсюда и все сложности. Факт поставки товаров доказать гораздо проще, чем факт оказания услуги. А вот когда одна сторона отказывается платить за услугу, потому что считает ее некачественной или невыполненной, а вторая настаивает, что все в порядке, и требует оплаты, разобраться, кто прав, кто виноват, бывает очень непросто.


Как получить деньги от заказчика?

Когда заказчик не платит, исполнителю необходимо защищать свои права. Если стороны договора — это участники предпринимательского оборота или иной экономической деятельности, то взыскание денежных средств за оплату услуг в суде потребует соблюдения претензионного порядка (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Что это значит? В суд вы сможете обратиться по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования) заказчику, если иные срок и порядок не установлены законом или договором.

Поэтому решение вопросов с заказчиком, который не оплачивает оказанные услуги, начните с претензии. Отнеситесь к подготовке претензии серьезно, по возможности привлеките специалиста, поскольку документ будет являться основой для будущего иска. При направлении претензии убедитесь, что адрес заказчика (юридического лица) соответствует данным ЕГРЮЛ.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Если в договоре предусмотрена третейская оговорка, то есть рассмотрение дела третейским судом, тогда следуйте этой процедуре.

Вы также можете предложить заказчику согласовать процедуру медиации — способа урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон для достижения взаимоприемлемого решения. Но для этого нужна заинтересованность обеих сторон.

В любом случае взыскание оплаты услуг по договору — это процедуры затратные как в денежном, так и временном смысле. Поэтому лучше застраховать себя от подобных ситуаций и минимизировать риски. Поможет в этом грамотно составленный договор. От этого зависит, насколько легко исполнителю будет доказать заказчику (а если потребуется, то и суду), что услуги были оказаны в полном объеме.

Все, кто когда-нибудь смотрели юридические фильмы и сериалы, «Форс-мажоры», например, наверняка, помнят такие сцены: в переговорке сидят множество юристов, где долго, внимательно и безвылазно читают проект договора, пункт за пунктом, перепроверяют формулировки и избавляются от фраз, которые можно прочитать и понять по-разному. Но такой основательный во всех отношениях подход могут себе позволить (и делают это) крупные компании.

А что со среднестатическими представителями среднего и малого бизнеса? Как правило, в штате небольшой компании юриста попросту нет. Поэтому подготовка документов и составление договоров ложится на плечи директора или руководителя отдела продаж.

Они зачастую делают это на основе шаблонов и не вникают в мельчайшие детали так, как это сделал бы человек с юридическим образованием и опытом работы.

Помните, что договор — это как правила дорожного движения, по которым вам ездить! Если он составлен так, что каждая сторона однозначно понимает предмет и объем своих обязательств, то есть ясно, вдумчиво и подробно, то вам будет проще работать, и заказчику легче оценить проделанную вами работу и в конечном счете заплатить за нее. Зачастую в правила дорожного движения водители заглядывают тогда, когда на них накладывается штраф либо происходит ДТП. С договором похожая ситуация — стороны обращаются к документу и начинают его изучать только при возникновении споров.

Как правильно составить договор?

  • Составляйте договор самостоятельно

Если используете шаблоны, то адаптируйте их под ваши конкретные договоренности с заказчиком. Определите в договоре виды и содержание услуг, которые вы как исполнитель будете оказывать. Например, можно согласовать техническое задание или иной аналогичный документ и оформить его в виде приложения к договору.

Согласуйте с заказчиком критерии качества услуг, по которым он будет оценивать и принимать работу. Они должны быть максимально объективными и проверяемыми, иначе можно попасть в ситуацию, когда заказчик будет откладывать оплату, мотивируя это тем, что услуги не соответствуют заявленному качеству. Смоделируйте в договоре порядок приемки услуг и их оплаты — он должен быть понятным сторонам и не допускать немотивированного отказа заказчика.

Кейс

Исполнитель: дизайнер

Заказчик: некоммерческая организация

Предмет договора: создание фирменного стиля

Некоммерческая организация обратилась к дизайнеру за помощью в создании логотипа. В дополнение к договору исполнитель выслал подробное техзадание, которое заказчик заполнил. Когда заказчику не понравились все разработанные варианты логотипа, исполнитель поднял техническое задание и попросил дать пояснения, в какой части выполненная работа не соответствует техзаданию. Заказчик не смог дать аргументированный ответ. Все варианты логотипа соответствовали ТЗ. Хотя на этапе согласования и приема услуг со стороны НКО стали появляться новые вводные, работа исполнителя была оплачена в соответствии с условиями договора, даже несмотря на то, что заказчик не воспользовался созданными дизайнером логотипами.

  • Включите в договор условие о том, что акт об оказании услуг считается подписанным заказчиком автоматически на случай, если он его не подписывает в течение установленного договором срока.

Таким образом, если заказчик не подписал акт и при этом не представил обоснованных возражений в предусмотренный договором срок, акт считается подписанным заказчиком, а услуги — принятыми заказчиком. Задача исполнителя — соблюсти со своей стороны условия договора, а также правильно и своевременно отправить заказчику подписанный со своей стороны акт, счет и иные документы, которые предусмотрены договором (например, отчет об оказании услуг). Судебная практика поддерживает данную позицию.

Важно! Рекомендуем в раздел «Порядок сдачи и приема услуг» добавить следующий пункт: «Заказчик обязуется в течение 2-х рабочих дней со дня получения акта об оказании услуг рассмотреть, при отсутствии возражений, подписать и направить Исполнителю подписанный акт об оказании услуг или мотивированный отказ от приемки услуг. В случае если Заказчиком не направлен подписанный акт выполненных услуг или мотивированный отказ от приемки услуг Исполнителю в указанный срок, услуги по настоящему договору считаются оказанными качественно и принятыми Заказчиком полностью».

В договорах можно не ставить в зависимость оплату услуг от подписания акта, либо вообще не предусматривать подписание акта.

  • Предусмотрите в договоре обязанность исполнителя предоставлять отчет об оказанных услугах (ежемесячно, ежеквартально и т. п.).

Детальный учет деятельности исполнителя поможет впоследствии подтвердить факт оказания услуг.

Кейс

Исполнитель: PR-компания

Заказчик: финансовая организация

Предмет договора: оказание PR-услуг

Ежемесячно исполнитель направлял в адрес заказчика отчет о выполненных работах, счет за оказание услуг и акт. Заказчик, как правило, оплачивал счета и подписывал акты с опозданием, но сразу за несколько месяцев. Всех это устраивало, пока стороны не решили расторгнуть договор. Заказчик посчитал, что за несколько последних месяцев услуги были не оказаны. Но направленные в его адрес отчеты, счета и акты (пусть и не подписанные заказчиком) говорили об обратном.

  • Для легализации электронного документооборота между сторонами определите в договоре порядок переписки по каналам электронной связи: согласуйте адреса электронной почты, аккаунты мессенджеров и так далее.

Оговорите, что при обмене информацией и документами по указанным каналам они признаются исходящими от стороны-отправителя и полученными стороной-адресатом. Такая презумпция поможет вам в том случае, если заказчик начнет утверждать, что не получал документы либо их получило неуполномоченное лицо.

Важно! Суд признал электронную переписку в качестве надлежащего доказательства по делу, так как адреса электронной почты, по которым велась переписка, согласованы сторонами в договоре оказания услуг, несмотря на то, что ответчик отрицал факт переписки.

  • Чтобы избежать отказа заказчика оплатить услуги из-за ненадлежащей подписи на акте об оказанных услугах, предусмотрите в договоре конкретный круг лиц, уполномоченных на подписание акта.
Также приложите к акту надлежащим образом заверенную доверенность.

Какие еще документы, кроме договора, важны?

Если переговоры с должником зашли в тупик, направленные в его адрес претензии не помогают, то следующий шаг — это обращение в суд. И здесь как никогда уместны высказывания: «дьявол в деталях» и «мелочи не играют решающей роли, они решают все».

Для доказательства факта оказания услуг можно использовать любые письменные документы, имеющие отношение к этому процессу:

  • акты сверки расчетов, содержащие ссылку на договор;
  • договор с третьим лицом, которое было привлечено для оказания услуг;
  • журнал учета;
  • акты снятия показаний приборов учета;
  • путевые листы, товарные накладные;
  • переписка сторон, удостоверенная в нотариальном порядке;
  • доверенность, выданная исполнителю;
  • материальный результат оказания услуг (заключения, ходатайства, судебные решения, отчеты об оценке, бизнес-планы, фотоотчеты).

В совокупности с другими доказательствами уже в суде также могут служить:

  • детализация звонков телефона истца с отображением входящих и исходящих вызовов номера телефона ответчика;
  • видеозаписи, подтверждающие взаимодействие сторон;
  • свидетельские показания.

Материалы по теме:

Как заказчику работать с веб-дизайнером: пять правил

Ваших клиентов уводят? Как этого не допустить

Как работать с минимальным бюджетом и не навредить себе и проекту

Почему вам надо прекратить исполнять все желания клиента

Сделайте их счастливыми: как мы добиваемся лояльности клиентов

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Soft skills для предпринимателей
  2. 2 Как работает франшиза в бизнесе
  3. 3 Что такое клиентская база: эффективное ведение и управление
  4. 4 Прибыль в бизнесе: основные виды и типы
  5. 5 Что такое конверсия продаж, как ее посчитать и какая конверсия считается хорошей?
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее