Представьте, молодая российская компания хочет продвигаться в англоязычных онлайн-СМИ и у блогеров. На первом этапе решили не привлекать дорогих специалистов, а искать возможность опубликовать материалы бесплатно.
Чувствуем скептические взгляды, но, поверьте, ситуация не безнадежна — просто правильно заинтересуйте нужных людей. О том, как это сделать, рассказывает специалистом по контент-маркетингу Ульяна Тихова.
Советы начинающему PR-щику
О правильном и деликатном общении со СМИ пишут многие уважаемые пиарщики. Но то, что работает для известных специалистов, не подходит для малоизвестных компаний и новичков в сфере пиара.
Поэтому в этой статье я расскажу про:
- Мифы о пиаре
- Способы достучаться до англоязычных блогеров, если вы не Apple или Google
А вот и наш пресс-релиз :)
Миф 1. С блогерами нужно дружить
Если друг детства стал главным редактором Forbes в США, вам повезло. Если вы разговорились в баре с парнем, а он оказался Виталием Фридманом, то шансы попасть в Smashing Magazine возрастают. Но это маловероятные сценарии для начинающей компании из России.
Хорошая новость в том, что блогерам нужна от вас ценная информация, а не дружба. Достаточно того, что вы предлагаете подходящие идеи для публикаций и вовремя отвечаете на письма. Так вы показываете свою адекватность и профессионализм, а это дорогого стоит.
Навязчивые попытки подружиться могут отпугнуть. Лучше не перегибать палку
Миф 2. Вы должны придирчиво выбирать СМИ для публикаций
Некоторые компании хотят не меньше, чем бесплатные публикации в TechCrunch, The Verge и Gizmodo на этой неделе, а в Forbes Tech и The Next Web — на следующей. Реалистичный ли это план для новой российской компании с непрофессиональным пиарщиком? Наверное, не очень.
На самом деле, чем большему количеству СМИ напишете, тем больше публикаций получите. Конверсия по ответам среди средних и мелких профессиональных блогов в сфере UX, фронтенда и графического дизайна составляет примерно 10%.
Договориться о статье получится примерно с половиной ответивших. Поэтому если вы напишете только 5 топовым изданиям, очень вероятно, что конверсия будет нулевой.
Определенная степень избирательности нужна только для того, чтобы не попасть на ресурс, который испортит вам репутацию или SEO-историю. Остальным онлайн СМИ, которые подходят под вашу тематику, лучше написать.
Постарайтесь собрать как можно больше людей вокруг инфоповода. Они понесут его в массы
Миф 3. Журналисту нужен суперсюжет
Если в истории вашей компании замешаны Марк Цукерберг, Дональд Трамп или Ким Кардашьян, этот сюжет попадет в СМИ даже если вы попытаетесь его скрыть. В остальных случаях придумать захватывающий рассказ тяжеловато.
Но для добротных профессиональных СМИ достаточно предложить материал, который будет полезен читателям. Это могут быть:
- Результаты исследований
- Опыт внедрения инноваций
- Анализ примеров из практики
- Freebie
Пример из жизни
1. Мы придумали остроумный (как нам казалось) сюжет для 1 апреля. Я отправила его в 120 профильных изданий и получила единственный ответ:Блогер говорит, что терпеть не может 1 апреля
2. В следующем месяце мы предложили тем же блогерам 300 бесплатных иконок для читателей. Их опубликовали и перепостили со ссылкой на компанию несколько десятков блогов, включая Smashing Magazine.
Метод князя Мышкина
Начинать разговор с незнакомым человеком с требования опубликовать что-то — плохая идея. Но вы оба понимаете, что общаетесь из-за публикации. Задача начинающего пиарщика — найти баланс между вежливостью и четким обозначением своих целей.
Нужно учитывать, что:
- Вы не можете диктовать свои условия, как при покупке рекламного места. При бесплатном размещении блогер вам ничего не должен.
- Блогеры не любят, когда на них давят. Если агрессивно настаивать на своем, то блогер в лучшем случае начнет игнорировать сообщения, а в худшем — сделает все наоборот.
Отличный пример деликатного и эффективного обращения к незнакомому человеку с просьбой — сцена из фильма «Идиот».
О чем это: князь Мышкин приходит с вокзала к генералу Епанчину. Эти люди незнакомы и не договаривались о встрече. Мышкин просто приходит к Епанчину и говорит: «Кроме удовольствия познакомиться, у меня нет никакой частной цели». При этом в конце разговора генерал предлагает ему работу и жилье, которые явно нужны князю в незнакомом городе.
Небольшая часть разговора
В чем хитрость? Князь был доброжелателен в течение всего разговора, даже когда Епанчин попросил его уйти. Мышкин честно рассказал о том, что он умеет и что у него есть. И скептически настроенный генерал вдруг понял, что они могут быть полезны друг другу.
Я выбрала несколько фраз, которые помогали общаться почти так же деликатно, как князь. Здесь есть просто слова вежливости и фразы, намекающие на предмет разговора:
Неигнорируйте начинающие СМИ
Существуют десятки блогов в сфере дизайна и программирования с небольшим, но преданным комьюнити. Они полезны для продвижения начинающих компаний по нескольким причинам:
- Ресурс может стать the next big thing. Может и не стать, но ваши потери при бесплатном размещении минимальны.
- Журналисты крупных изданий иногда берут материалы из небольших блогов. Перед отправкой письма в редакцию посмотрите, кто подписан на ресурс в социальных сетях.
- Помощь комьюнити. И вы, и блогер начинаете свой проект. Возможно, вы оба создаете его в свободное от работы время. Почему бы не поддержать друг друга?
Предложите что-то ценное для читателей
Хочу еще раз подчеркнуть: материал может не быть развлекательным, но он должен быть полезным, особенно в b2b. Если возможно, предложите читателю и блогеру образцы продукции, как в магазинах косметики или бытовой химии. Это может быть:
- Freebie
- Скидка
- Лотерея
- Пробная версия продукта
- Продукт, созданный специально для издания или авторитетного человека индустрии (например, иконка от Icons8 Габриэль Аул — хороший повод начать разговор с Габриэлем)
Freebie — один из лучших способов привлечь внимание к продукту
Не думайте о времени отправки письма
Авторы статей о пиаре дают противоречивые советы: «Пишите блогерам в понедельник утром, они добрые и отдохнувшие», «Не пишите блогерам в понедельник утром, потому что все пишут им в понедельник утром».
По моим наблюдениям, никакой корреляции между временем отправки письма и положительным ответом не существует.
Возможно, письма лучше получать с утра, на свежую голову. А если собеседник сова? А если он заболел? Или улетел на другой конец света, и ваше письмо откроет только вечером? Не стоит тратить время на вычисление всех вариантов, лучше поработать над текстом вашего предложения.
Пишите главному редактору, а не журналистам
Выше я показывала письмо с негативным комментарием про 1 апреля. Это единственный раз, когда журналист отреагировал на мое сообщение.
Ответ приходил, если мы писали:
- Главному редактору
- Основателю проекта
- Сотруднику, ответственному за письма читателей (он отвечает, если заполнить контактную форму на сайте)
Авторы статей чаще всего даже не открывали письма — проверяла с помощью плагина для почты Yesware. Возможно, дело не в них, а во мне :)
Баланс массовых и индивидуальных рассылок
Массовые рассылки открывают редко, но генерировать десятки индивидуальных писем в день невозможно.
Мое предложение — написать шаблон писем о событии, которое вы хотите осветить, и немного корректировать текст для каждого собеседника.
Например:
- Уточнить, что вы предлагаете что-то именно для читателей этого ресурса: Do you think it’s good for Smashing Magazine readers?
- Прокомментировать один из последних постов блогера в социальных сетях.
- Поздравить с Новым годом, Пасхой, Днем рождения, если это уместно.
Один шаблон для всех блогеров – нормально, особенно если новость по-настоящему вкусная
При рассылках вам пригодится Nimble CRM: в нем можно посмотреть, о чем собеседник пишет в социальных сетях, где и как вы общались, создать шаблон сообщения и отправить его.
А не пригодится массовая рассылка пресс-релизов по 200 блогерам через Sendy и по 1179 ресурсам через iSpreadNews. После рассылки Sendy не ответил никто; после iSpreadNews 5 ресурсов прислали только прайс-листы. С тех пор я не верю в эффективность пресс-релизов для небольших компаний.
Дисклеймер
Статья не претендует на то, чтобы стать исчерпывающим гидом по пиару. Это просто несколько фактов, которые полезно знать перед тем, как первый раз написать блогеру. А что помогло вашей компании получить первую публикацию?
5 вариантов, как монетизировать свой уютный канал на YouTube
Блогер Григорий Бакунов назвал Кремль источником помех GPS в Москве
Звезды Рунета рассказали о своих «ритуалах» перед полетами
Живой Журнал решил продвигать неизвестных блогеров
Секреты успешных фотографий в Instagram
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как построить личный бренд»
- 1 «Я хочу попрощаться с творческой рекламой. Она не то чтобы совсем умерла, но полноценно жить уже не будет»
- 2 Facebook объявил о запрете на продвижение 17 видов контента
- 3 С помощью этих 5 шагов вы привлечете клиентов и сможете спать спокойно
- 4 Twitter запустил тестирование автоматического продвижения постов и профиля за $99 в месяц
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025