Колонки

Как бизнесу заработать на обучении сотрудников

Колонки
Владимир Щербаков
Владимир Щербаков

Генеральный директор сервиса Teachbase

Полина Константинова

Ученый-экономист Сергей Гуриев в интервью Юрию Дудю сказал, что «основа экономики — это услуги». Услуги в свою очередь напрямую связаны с людьми и их компетенцией. Именно команда — ключевой актив большинства компаний, и то, насколько специалисты готовы к задачам, знают продукт, непосредственно влияет на успешность бизнеса. По мере развития компании ее база специфических знаний, таких как стандарты обслуживания или принципы продаж, растет и становится ценнейшим активом. 

Так почему бы не использовать это преимущество и не начать зарабатывать, обучая других? О том, как можно в этом преуспеть, рассказывает Владимир Щербаков, генеральный директор сервиса Teachbase.

Как бизнесу заработать на обучении сотрудников

Крупные компании зашли на рынок онлайн-образования не так давно. Все началось в 2015, когда Coursera запустила специализации — цепочки взаимосвязанных курсов, конечной точкой которых был дипломный проект, разработанный университетом совместно с каким-либо крупным бизнесом. 

Первые специализации по анализу данных, мобильной разработке и бизнесу поддержали Google, Instagram, Shazam и другие крупные бренды. Сейчас на Coursera представлено множество курсов и специализаций с корпоративными партнерами.

Зачем компаниям это нужно? Таким способом они решают вопросы обучения сотрудников, пиара, продвижения бренда в целом и его HR-составляющей одним махом. 

Мы видим, что, как только наши клиенты преодолевают определенную точку бифуркации, они осознают, что сами знания являются уникальным и ценным продуктом. Они хотят и могут создавать что-то свое и продвигать обучение в массы. 

С чего начать?

Выбор темы — основной вопрос на старте. Подумайте, в чем ваша сила, какую ценность вы можете дать другим и проанализируйте ожидания вашей аудитории. Понятно, что если мы говорим о курсе по UX или Python, который делает IT-стартап, найти слушателей будет достаточно легко, но за них придется побороться с огромным количеством других компаний и экспертов. Но что делать, если речь идет о винном магазине, стоматологической клинике или кофейне? 

RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.

Здесь главное найти свою фишку, вокруг которой можно раскрутить курс. Например, запустить обучающий проект для бариста или сомелье, в расширенную версию которого будет входить специальный кит для начинающих. Или создать идеальный курс для своих сотрудников, допилить его после запуска, а потом продвигать его среди других игроков на рынке, как это сделали «‎Инвитро»‎.



У них есть дочерняя компания, «Высшая медицинская школа», которая изначально занималась обучением сотрудников. По мере роста сети задачей «Высшей медицинской школы» стала также коммерческая деятельность и обучение сотрудников других медицинских организаций. Сегодня в их активе онлайн-курсы для подготовки медсестер, повышения квалификации врачей и обучения принципам пациентоориентированности. Это яркий пример того, как накопленные внутри сети знания перерастают в отдельное направление. 

Или ребята из компании Admitad, платформы, которая помогает рекламодателям и веб-мастерам развивать интернет-бизнес по всему миру. Изначально они создали хороший внутренний продукт для своих сотрудников, а сейчас запускают два обучающих курса для внешнего рынка: курс для рекламодателей и курс для веб-мастеров в рамках «Академии Admitad».

Онлайн-обучение можно внедрить, а в дальнейшем и продвигать дальше даже в максимально традиционных компаниях.

Один из наших клиентов — компания «КОМПО», которая производит оборудование и расходники для мясопереработки, молочных и рыбных предприятий, овощебаз. Их путь к созданию курса начался с инициативы директора, который проводил семинары и презентации на тему бережливого производства. 

В дальнейшем мы с ними открыли корпоративный учебный центр для повышения профмастерства рабочих. Курс зашел, сотрудники учились через приложение на телефоне по 15-20 минут в день. Когда поняли, что такой формат востребован, решили выйти на внешнюю аудиторию. В итоге сегодня продукт прекрасно продается среди других игроков рынка и конкурентов. 

Упаковка — это важно

Главная проблема компаний, которые создают свой образовательный продукт, в том, что они зачастую фокусируются лишь на учебном процессе.

Контент и наполнение курса, безусловно, важны, но без грамотного маркетинга и упаковки продукта под внешний рынок заработать на нем будет трудно. 

Аудитория «внешнего» курса иная: то, что вашей команде кажется очевидным, например, детали практических кейсов или внутренний сленг, стороннему слушателю может быть непонятно. Я не призываю отказываться полностью от собственного опыта и наработок, ведь именно эти вещи и цепляют. 

Например, IT-компании вставляют свои авторские методики обучения и симуляторы в образовательный продукт, тем самым делая курс в разы ценнее и интереснее. Главное в этом вопросе — соблюдать баланс. Прекрасный пример уникального контента, который при этом интересен широкой аудитории, — курсы «ВкусВилл» на Coursera по бирюзовому управлению или «Яндекс.Практикум».

Как продвигать и продавать? 

Определитесь с целью: вы хотите заработать, повысить узнаваемость бренда или обучить с нуля специалистов и закрыть свои HR-вопросы? Если делаем ставку на заработок, нужно будет как следует вложиться в маркетинг. Образовательный рынок уникален, у него есть множество особенностей, из-за которых технологии продаж, которые используются, в других отраслях, не работают. 

Если образовательные услуги не основной источник дохода компании, очень рискованным шагом будет продавать курсы агрессивно — это может подпортить репутацию. В России до недавнего времени все образование было условно-бесплатным, и люди не привыкли считать учебные курсы тем продуктом, за который стоит много платить. Во всех рекламных кампаниях нужно быть предельно аккуратным, продавать больше не сам контент, а перспективы, которые открывает обучение.



Если стоимость курса в пределах 5 тысяч рублей, то выстраивать сильный колл-центр и отдел продаж не стоит — это будет нерентабельно. Лучше использовать недорогие маркетинговые инструменты: трафик из соцсетей, посевы в Telegram, демо-версии, преролы и так далее. Все «горячие» лиды будут добиваться автоворонкой. При условии большего чека, стоит продумать наличие грамотного отдела продаж и автоматизировать прием платежей через платежную систему. 

Далее стоит выбрать формат продвижения. Существует несколько вариантов: зайти через внешнюю платформу (Coursera, Udemy), но в этом случае важно понимать, что с ней придется делиться и отдавать серьезный процент, не имея при этом доступа к данным по клиентам для дальнейшего сотрудничества. 

Второй способ: двигать через свой сайт по личным каналам компании, но в этом случае придется вложиться в создание сайта под продукт и быть готовым его постоянно подкручивать под нужды курса. Либо же выбрать образовательную платформу, на базе которой построить свой продукт, и в дальнейшем иметь возможность полностью контролировать весь поток. 

***

За счет того, что курсы берутся изнутри, их себестоимость значительно ниже, что позволяет выйти на окупаемость уже после первого или второго запуска. Создание образовательного продукта — это интересный процесс, который позволит не только систематизировать и зафиксировать знания вашей компании, увидеть результат своей работы, но и оставить след в общем потоке информации и занять свое место в качестве экспертов в той или иной области. 

Как получить максимум

  • Не бойтесь делиться — накопленные внутри компании знания почти всегда можно монетизировать.
  • Определитесь с целью, ради которой вы запускаете обучение (повышение привлекательности HR-бренда, коммерциализация знаний, наем) — это влияет на формат и стратегию продвижения.
  • Адаптируйте курс для внешних слушателей: поясните все моменты, которые понятны только «своим».
  • Делитесь собственными фишками и кейсами, именно они делают курс привлекательным.
  • Агрессивная стратегия продаж может негативно повлиять на репутацию: помним про основную задачу.
  • Курсы в пределах 5 тысяч рублей лучше продавать с помощью недорогих маркетинговых инструментов и автоворонки;
  • Для более дорогих курсов нужен будет колл-центр и сильный отдел продаж.
  • Обучение — отдельный проект, и под него стоит выделять полноценную команду и относиться как полноценному бизнесу. 

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Обучение будущего: заменит ли виртуальная студия учителей и учебники?
  2. 2 Как EduTech-проекту сделать контент понятным для учеников: секреты организации рабочего процесса
  3. 3 «Даже консерваторам придется меняться». Как и когда VR заменит традиционное обучение персонала
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!