Top.Mail.Ru
Колонки

Zoom-сериалы, VR и иллюзии: как театры переходят в онлайн

Колонки
Мик Вайсман
Мик Вайсман

CEO Trinity Monsters, сооснователь платформы Immerse

Дарья Мызникова

Искусству и культуре тоже приходится приспосабливаться к новой онлайн-реальности. CEO Trinity Monsters, сооснователь платформы Immerse Мик Вайсман рассказывает, какие IT-продукты понадобятся театральной сфере, чтобы выжить, и что в ней происходит прямо сейчас.

Zoom-сериалы, VR и иллюзии: как театры переходят в онлайн

Искусству и культуре тоже приходится приспосабливаться к новой онлайн-реальности. CEO Trinity Monsters, сооснователь платформы Immerse Мик Вайсман рассказывает, какие IT-продукты понадобятся театральной сфере, чтобы выжить, и что в ней происходит прямо сейчас.

Челлендж на удаленку по всему миру не останется разовой мерой. Подобная практика будет повторяться с каждой вспышкой любого относительно опасного заболевания, а социальное дистанцирование превратится в долгоиграющий тренд.

Искусство всегда чутко реагирует на изменения в обществе: взаимосвязь культуры с жизнью очевидна. 

Театр один из первых отвечает на эти колебания. Большинству организаций пришлось перекраивать режим работы на ходу. Площадки, которые уже использовали онлайн-технологии, получили преимущество перед теми, кого пандемия застала врасплох. 

Онлайн-трансляции помогли улучшить ситуацию, но судя по статистике лидера в этом направлении — Большого театра — ненадолго. Посещаемость сайта с бесплатными трансляциями спектаклей выросла в четыре раза, но теперь снова идет на спад. Возможно, здесь сыграл свою роль эффект бренда, помноженный на свободную от работы аудиторию.

По мнению многих театральных деятелей, трансляции не передают и половины страстей, которые положены зрителю, а экономическая выгода — мала. Каждый день простоя сцены может обойтись от одного до нескольких миллионов рублей.

theater

Узнайте по ссылке, как VK и «Таврида. АРТ» смогли объединить творчество и технологии в совместных проектах

Unsplash

Театрам пришлось придумывать обходные пути для сохранения аудитории. Запись актерами видеосюжетов из дома, декламирование стихов, спектакли для домашнего прослушивания — эти меры в первую очередь рассчитаны на то, чтобы не растерять зрителей. 

Масштаб стимула, который в последние месяцы получил онлайн в самых разных сферах, сложно переоценить. Сейчас театральное искусство становится все более интересным полем для реализации потенциала технологичных стартапов, которые смотрят в сторону экономики впечатлений.


 Диджитал и его вариации

Мы живем в эпоху глобальных сетей, где каждое событие выносится на суд миллионов пользователей через цифровые каналы. Идея одного человека может переступить физические границы сцены и благодаря смартфонам оказаться в любом доме.

Дополненная реальность — преимущества и недостатки

Современный театр все сильнее вовлекает публику в происходящее; его атрибутами становятся дополненная и виртуальная реальности (AR и VR) — закономерные декорации XXI века. В отличие от трансляций, они создают необходимый эффект присутствия.

Простой пример симбиоза театра и диджитал — маски в Instagram. Мы делали их для Электротеатра «Станиславский», у которого есть внушительная коллекция настоящих масок для спектаклей. Их перенос в диджитал вовлекает через соцсети большое количество людей, которые могут потом прийти на спектакль или экскурсию и полюбоваться масками вживую.

Главный недостаток AR — банальное отсутствие контента, который цеплял бы больше, чем на 10 секунд.

Когда мы разрабатывали театральное приложение Immerse вместе с драматургами, то хотели создать не замену и не улучшенную копию, но нечто совершенно новое. Альтернативу, которая соответствует современному миру — когда человек сможет отвлечься от домашних забот на профессиональную хореографию у себя на кухне. Идея была в том, что театр — это не запись, а жизнь.

Входящий в Immerse спектакль дополненной реальности «Аталанта» от режиссера Макса Диденко погружает зрителя в созданную иллюзию через взаимодействие с окружающей средой. На улицах города, в театре или у людей дома. Бинауральный звук и AR-графика создают эффект присутствия. Это не похоже на аудиокнигу, при этом его можно увидеть в любое время. Любопытно, как это поменяет глобальное восприятие зрителем.

Логично предположить, что покуда AR пророчат большое будущее в рекламной индустрии, дополненная реальность быстрее может занять достойное место в театральной среде.

Звук как вовлекающий прием

Сейчас появились технологии, которые позволяют транслировать звук раздельными аудиопотоками, как в уже каноническом Remote Moscow. Они первыми применили в театральной постановке сценический прием разделения людей на группы, в каждой из которых зрители сначала слышат одно и то же, но потом им проигрывают разные дорожки; в результате они вовлекаются в происходящее уже как актеры и становятся частью сюжета.

Единственное правильное решение, если ты смотришь в сторону работы с онлайн-театрами — интерактив. Такое вовлечение лучше всего работает в борьбе за внимание аудитории. В случае с «I dont want to see this» мы дали зрителям ощущение, что с их мнением считаются, а технологии здесь стали вспомогательным инструментом. Главная задача любого режиссера — научиться управлять вниманием зрителя, которого постоянно что-то отвлекает. Не важно какими технологиями он этого добьется: Zoom, бинауральный звук или AR.
Федор Елютин, основатель независимой театрально-продюсерской компании «Импресарио»
Федор Елютин

С другой стороны, наличие очерченной формы, технологий или самой сцены — необязательные условия для современного постановщика. Примером тому «Неявные воздействия» Лисовского, где несколько актеров перемешиваются со зрителями. По формату это просто театрализованная прогулка по городу, которая находит отклик в людях. Здесь важны сами инструменты вовлечения — город и выверенный звук.

Театр или аттракцион

Некоторые площадки смело применяют все новинки. Из-за этого они бывают похожи на американские горки с VR и 5D. 

Театр, который пытается влиять и менять что-то в людях, обычно относится очень осторожно к применению новшеств. Как пример — Театр.doc, где актеры играют настоящих людей с реальными историями; излишество в технологиях может превратить его в аттракцион и лишить тонкого эмоционального воздействия на зрителя, переведя спектакль в область физических ощущений. 

В то же время Театр документальной пьесы выходит из офлайн, запустив zoom-сериал и онлайн-классы актерского мастерства. Со стороны кажется, что театр ищет для себя выверенный баланс, который поможет все так же серьезно воздействовать на зрителя. 

Разве не плохо было бы улучшить такие форматы и сделать их более «реальными»? Пожалуй, этот вопрос больше направлен к специалистам по технологиям — им нужно только предложить.

Вывод

Современный мир больше похож на эллинский театр с его объединяющей идеей. Публика живет как огромный организм, взаимодействуя в режиме реального времени по всему свету.

Пространство театра из римско-европейской сцены, которая показывает почти плоскую картинку, возвращается к открытому во всех смыслах формату, умноженному на технологии нашего века. Театр — это живая система, которая подчиняется законам эволюции — сейчас начинается ее новый виток, который пересекается с первородным состоянием в идее общего ментального объема.


Фото обложки: Unsplash.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что не так с VR-мероприятиями: реальные проблемы виртуальной реальности
  2. 2 Как новые технологии могут полностью преобразить музеи
  3. 3 Искусство помогает нам делать классные финтех-проекты. И вот как
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти