Top.Mail.Ru
Истории
Партнерский материал

Девушка-робот возит людей. В России начали развивать службу вызова такси через телефонного робота-диспетчера

Истории
Наиль Байназаров
Наиль Байназаров

Редактор медиа РБ.РУ

Людмила Чумак

Ещё несколько лет назад рынок такси в России казался привычным и устоявшимся. В городах всем заправляли 3–4 сетевые таксомоторные компании и пара местных операторов, не считая «бомбил». С приходом технологий на этот рынок всё изменилось. Крупные онлайн-агрегаторы потеснили старых лидеров, «девушку» в диспетчерской заменили приложения по вызову такси. А недавно российская компания запустила ещё одну, гибридную форму обслуживания — голосовой интерфейс вызова машины. Проще говоря, телефонного робота.

Робот диспетчер «Алёна» изначально рассчитан на рынок такси в небольших городах с населением до 300 тысяч человек. И вот почему.

Девушка-робот возит людей. В России начали развивать службу вызова такси через телефонного робота-диспетчера

Приложения для вызова такси на самом деле популярны исключительно в столицах. По оценкам экспертов Rusbase, только в Москве этими сервисами пользуется большинство пассажиров — 65-70%. В остальных городах цифры намного скромнее: в Санкт-Петербурге — не больше 30%, в областных центрах и городах-миллионниках — в среднем не более 8%. Подавляющее большинство заказов такси в стране по-прежнему поступает по телефону. В этом проблема всех инновационных агрегаторов: они просто не могут дотянуться до основной массы клиентуры, которая так и не перешла на приложения.

То есть, несмотря на шумное появление международных и российских агрегаторов такси и масштабный передел рынка в крупных городах, в провинции всё остаётся более или менее по-старому. А всё потому, что большинство жителей небольших городов не являются активными пользователями интернета и предпочитают вызывать такси по старинке, через диспетчера. В конце концов, не у всех в провинции есть смартфоны.

Традиционные таксомоторные компании чувствуют себя хозяевами положения в регионах. В более крупных городах и областных центрах рулят сетевые компании. По некоторым оценкам, тройка крупнейших участников рынка в 130 городах совершает до 4 миллионов поездок в сутки с дневным оборотом 400 миллионов рублей. В городах же с населением до 300 тысяч человек сетевые компании такси представлены слабо. Их затраты на диспетчеров в колл-центрах не окупаются, поэтому на рынке присутствуют в основном небольшие местные фирмы. Именно эту нишу и хотят занять создатели «Алёны».

Как это работает

Внешне всё выглядит как обычный звонок в диспетчерскую такси. Только вместо живого сотрудника клиенту отвечает робот. Пассажир называет адреса, откуда его нужно забрать и куда отвезти. Робот рассчитывает расстояние, определяет цену и называет её. Далее система обрабатывает заказ и передаёт его водителю через приложение. Если есть свободный водитель, в течение нескольких минут клиенту перезванивают и сообщают номер и цвет машины.

В основе голосового интерфейса — алгоритмы распознания естественной речи.

По словам разработчиков «Алёны», идея создать робота-диспетчера в последние годы витала в воздухе, но создать рабочую версию удалось только сейчас. Более того, компания нашла подходящую нишу, в которой услуга будет востребована и экономически обоснована. Сейчас сервис «Алёна» запущен и успешно работает в нескольких городах.

Клиенты спокойно отнеслись к виртуальному диспетчеру, и «Алёна» быстро потеснила конкурентов.

Такси

Чего удалось достичь

«Алёна» уже совершила более 50 тысяч поездок. В ближайших планах разработчиков — расширить сеть до 15 городов и довести месячную выручку до 7,5 миллиона рублей. Далее за 3–5 лет компания планирует охватить 150 городов с перспективой занять в них до 30% всех заказов такси. Месячная выручка тогда достигнет не менее 63 миллионов рублей.

Сейчас в этих городах работает в среднем 5–7 местных служб «традиционных» такси. У них наработанная клиентская база, у некоторых свои автопарки, у большинства есть система бонусов для водителей и скидки для пассажиров. Их главная слабость — большие затраты на содержание диспетчеров. Даже небольшой колл-центр обходится на порядок дороже, чем инфраструктура, которая обслуживает телефонного робота. Кроме того, есть пресловутый человеческий фактор, который приводит к ошибкам при оформлении заказов, предвзятому отношению диспетчеров к водителям, конфликтам с пассажирами.

«Алёна» хочет потеснить своих конкурентов за счёт снижения стоимости поездки при сохранении заработка водителей и повышения качества обслуживания.

Разумеется, команда нового сервиса столкнулась с трудностями при запуске в первых городах. Они были главным образом связаны с набором водителей и техническими проблемами. Например, в малых городах сначала оказалось невозможно ввести дифференцированное ценообразование, поэтому всех пассажиров возили по одной цене. Позже эту проблему удалось решить: систему научили распознавать адреса и назначать разную цену за разные расстояния.

Сервис быстро вышел в прибыль, модель оказалась экономически оправдана.

Диспетчеры уйдут в прошлое?

С приходом сервиса «Алёна» и его аналогов в небольших городах может полностью исчезнуть понятие диспетчера такси. Традиционные громоздкие колл-центры уже сдают позиции из-за стоимости их содержания.

Команда, развивающая сервис, активно ведёт переговоры с лидерами рынка, которые хотят внедрить у себя подобные сервисы. Для традиционных таксомоторных компаний это возможность значительно урезать расходы, а для инновационных сервисов с приложениями — нарастить клиентуру за счёт телефонных звонков.

«Лидеры рынка заказа такси делали и делают попытки внедрить автоматический приём заказа по телефону. На данный момент мы взаимодействуем с некоторыми из них и с уверенностью можем говорить об актуальности такого подхода», — рассказал представитель компании.

Уникальная модель приёма и обработки звонков, которая сочетает привычный разговор по телефону и возможности автоматической обработки заказов, делает её конкурентоспособной именно на рынке средних городов, говорит в видеопрезентации представитель компании.

В заключение необходимо отметить, что развитие алгоритмов синтеза, распознавания речи и технологий обработки естественного языка позволит усовершенствовать техническую составляющую сервиса. Вследствие этого будет повышено качество работы сервиса, а также запущены совершенно новые услуги в сфере пассажирских перевозок.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Ozon ввел допвознаграждение для ПВЗ и штрафы за потерю товаров и «неправильную площадь»
  2. 2 Реестр недобросовестных поставщиков: какие ограничения ждут тех, кто в 2024 году попадёт в «черный список»
  3. 3 МТС запустил собственный корпоративный мессенджер
  4. 4 Бизнес в 2024: перспективные бизнес-идеи
  5. 5 Толковый путь: как сервис видеосвязи Контур.Толк стал пространством для коммуникаций
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее