Согласно российскому законодательству, вести бухгалтерский баланс должны все зарегистрированные в стране предприятия. Это относится к коммерческим, государственным и прочим организациям. Что такое балансовый отчет и как его анализировать — читайте в материале.
Содержание
- Понятие балансового отчета (бухгалтерского баланса)
- Виды балансового отчета организации
- Структура балансового отчета
- Как читать и анализировать баланс
- Как составляют балансовый отчет
Понятие балансового отчета (бухгалтерского баланса)
Бухгалтерским балансом называют форму отчетности, которая содержит данные об имуществе компании и ее обязательствах.
Он нужен, чтобы решать следующие задачи:
- анализировать деятельность предприятия;
- проверять его финансовое состояние;
- получать сведения о цене принадлежащей компании собственности и размере ее задолженности;
- оценивать экономическое положение организации.
Отчет составляют в конце следующих периодов:
- 1 квартала,
- полугодия,
- 3 квартала,
- года.
К бухгалтерскому балансу, который составила компания, проявляют финансовый интерес следующие пользователи:
- собственники и акционеры для анализа текущего положения предприятия и прогнозирования направлений развития;
- налоговая и Социальный фонд России в целях проверки правильности уплаты налогов и начисления страховых сборов;
- Росстат для оценки статистических показателей, которых добилась компания;
- кредитно-финансовые организации для установления платежеспособности фирмы;
- поставщики и покупатели перед подписанием контрактов.
Сроки сдачи
Срок сдачи бухгалтерского баланса установлен законодательно. Его отправляют в период 1–31 марта года, следующего за текущим. При ликвидации предприятия передать отчет нужно не позднее 3 месяцев с даты исключения из ЕГРЮЛ.
Если фирма начала работать позднее середины года, срок сдачи баланса продлевается. Отправлять его нужно на тех же условиях, что и у других предприятий.
Читайте по теме:
Показатели финансовой отчетности — инструкция для небухгалтеров
Как вести бухгалтерский учет самостоятельно
Собственники компании и другие заинтересованные лица имеют право составить свой график формирования бухгалтерского баланса. Его отражают в учетной политике организации.
В 2020 году отменили отправку балансового отчета в органы статистики. Исключение составляют предприятия, в бухгалтерских документах которых имеется информация, представляющая государственную тайну, и компании из списка, который разработан Правительством РФ.
Ответственность за несдачу бухгалтерского баланса
Если компания не отправила балансовый отчет или нарушила сроки его подачи, то на нее накладывают следующие штрафы в соответствии со ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:
- 100–300 рублей для рядовых сотрудников компании;
- от 300 до 500 рублей для руководителей;
- от 3 до 5 тыс. рублей для юридических лиц.
Виды балансового отчета организации
Балансовый отчет компании классифицируют по следующим критериям:
- дате составления,
- объему собранных данных,
- полноте отраженной информации.
В зависимости от времени, когда баланс составляется, он может быть:
- вступительным, если сформирован в начале работы предприятия;
- текущим, промежуточным или операционным, если создан в середине года;
- годовым или итоговым;
- разделительным при реорганизации предприятий, или объединительным, если его понадобилось составить после слияния компаний;
- ликвидационным (заключительным), когда отчет готовят перед закрытием бизнеса.
Если документ формируют по объему информации, то его называют:
- консолидированным (сводным) для отчетности для нескольких предприятий;
- единичным для получения сведений по одной фирме.
Баланс компании, в зависимости от источников данных, бывает:
- книжным, если при его составлении пользовались учетными данными;
- инвентарным, сформированным по итогам инвентаризации.
Балансовый отчет предприятия, составленный в соответствии с полнотой информации, бывает:
- брутто, если в нем учтены резервы и амортизация;
- нетто, если в нем нет этих данных.
Балансы для применения внутри фирмы составляют с периодичностью, установленной руководством или учредителями. Отчеты для налоговой формируют по форме согласно законодательству.
Структура балансового отчета
В структуру балансовой отчетности компании входят 2 раздела. Первый состоит из информации об имуществе и запасах предприятия. Они называются активами и генерируют прибыль.
Во втором разделе отчета находятся сведения о капиталах, резервах и займах. Они показывают, сколько было потрачено на финансирование доходов компании.
Активы, входящие в балансовую отчетность, бывают:
- Оборотными, со сроком использования более 12 месяцев. Они состоят из сырья, материалов, денег на расчетных и валютных счетах, краткосрочных дебиторских обязательств. Из-за того что их легче продать, такие активы называют ликвидными.
- Внеоборотными, период использования которых более 12 месяцев. В их состав включают здания, станки и другое оборудование, нематериальные ценности, долгосрочные инвестиции.
Через раздел пассивов в балансовом отчете раскрывается, из каких источников компания финансирует собственность, связанную с активами.
Всего в нем 3 раздела, состоящих из сведений по таким позициям:
- Капиталам с резервами. Сюда вносят данные о собственных средствах акционеров и нераспределенной прибыли.
- Обязательствам с длительным сроком исполнения. Здесь раскрывается информация по кредитам, займам и другим видам задолженности, срок исполнения которых превышает 1 год.
- Краткосрочным долгам. Сюда относят текущую задолженность по заработной плате сотрудникам, расчетам с контрагентами и другую, погасить которую надо в течение 12 месяцев. В этот раздел записывают данные о будущих доходах.
Правила составления балансового отчета
Баланс предприятия формируется с учетом таких правил:
- Источником информации для балансового отчета принимаются полные и достоверные данные в соответствии с ПБУ и учетной политикой предприятия.
- Показатели всех филиалов организации отражаются в едином балансовом отчете.
- Степень детализации информации компания определяет самостоятельно в зависимости от существенности статей.
- Активы компании отражаются в соответствии с учетной стоимостью за вычетом наценки, накопленных запасов и амортизации.
- Сведения, отраженные в балансах прошлых периодов, соответствуют показателям окончательных отчетов за это время.
- Учетные данные годового баланса подтверждаются информацией по инвентаризации.
- Активы равняются пассивам в итоговой строке документа.
Электронные сервисы для сдачи балансовой отчетности
Для сдачи баланса в электронном виде можно пользоваться ресурсами операторов электронного документооборота.
Чаще всего договор заключают с такими платформами:
- Taxcom,
- «Контур.Экстерн»,
- «БухСофт»,
- «СБИС»,
- «Астрал Отчет».
ФНС создала «Государственный ресурс бухгалтерской отчетности» для оперативного формирования и сдачи баланса.
Как читать и анализировать баланс
Для чтения главного финансового отчета компании надо запомнить следующие закономерности:
- Увеличение балансовой валюты в активах и пассивах считается хорошим признаком. Если она не изменилась при экономическом спаде, то это тоже положительный нюанс в бизнесе.
- Наличие свободных ресурсов, которые появились за счет собственного финансирования, можно обнаружить, если оборотные активы компании больше внеоборотных.
- Уменьшение стоимости основных средств (строка 1150) показывает, что оборудование устарело и требует модернизации или производственные мощности стали меньше.
- Рост оборотного капитала, в том числе за счет прибыли и резервов, указанных в итоге третьего раздела, свидетельствует о финансовой устойчивости фирмы.
- Независимость компании от внешних инвестиций выше, чем больше разница между собственными и заемными средствами.
- Формирование долгов не всегда плохой знак. Иногда это бывает, если показатели дебиторской и кредиторской задолженности отличаются на небольшую сумму.
Этапы изучения отчета
Чтобы правильно анализировать информацию и получать полную картину финансового состояния предприятия баланс читают последовательно.
В первую очередь проводят поверхностную проверку документа. Она состоит из таких действий:
- установления правильности заполнения бланка;
- изучения информации, содержащейся в отчете;
- сравнения внешнего вида баланса со стандартом;
- сверки даты составления, подписей уполномоченных лиц, печати;
- анализа правильности показателей в каждом разделе;
- проверки цельных значений;
- определения верности расчетов.
Самая тщательная проверка нужна для разделов «Баланс» и «Итого».
Читайте по теме:
Как и зачем вести учет доходов и расходов?
Отличия бухгалтерского от финансового отчета
Для извлечения общих данных о финансовой устойчивости организации проводится экспресс-анализ баланса. Этот метод помогает рассмотреть тенденции развития бизнеса и не нуждается в сложных вычислениях.
Процедура состоит из 3 этапов:
- Изучаются заключения аудиторов. Если компания не имеет в штате такого сотрудника, то руководителю придется составить его самому или пригласить специалиста со стороны.
- Рассматриваются основы учетной политики. Здесь важно понять принципы начисления амортизации, списания сырья, формирования фондов и резервов, оценки дебиторской и кредиторской задолженности, расчета дивидендов, порядок оценки товаров.
- Ищутся критические моменты в бизнесе. Здесь оценивают размер и динамику просроченных и безнадежных долгов.
Анализ базовых индикаторов проводят по вспомогательным таблицам, которые несут сведения о доходах на 1 акцию или долю, рентабельности капиталовложений.
В ходе работы проводят такие действия:
- Проверяют пояснительную записку с дополнительной информацией.
- Анализируют финансовое положение компании, если комментариев недостаточно.
- Делают вывод о том, каких результатов может добиться компания.
Затем приступают к пространственному анализу для оценки состояния показателей.
Он может быть:
- горизонтальным, когда новые значения сравнивают со старыми;
- вертикальным, если рассматривают только основные показатели.
Пример чтения баланса
В качестве примера можно рассмотреть баланс, который составила компания с выросшей на 11,11% в 2023 году выручкой от продажи по сравнению с предыдущим годом:
По приведенному балансовому отчету можно сделать следующие выводы:
- Компания начала работать в 2022 году, поскольку графа «На 31.12.2021» пустая.
- Фирма принадлежит малому бизнесу, так как строки 1180 и 11420 с отложенными налоговыми активами и пассивами не раскрыты, то есть она не пользуется ПБУ 18/02 (имеет право вести упрощенный учет).
- Предприятие имеет излишек средств на счетах из-за небольшого (на 3,03%) увеличения внеоборотных активов и хорошего (на 18,16%) роста оборотных при повышении валюты баланса на 8,24%.
- Руководству предприятия нужно проверить, полностью ли загружены производственные мощности, поскольку в текущем году немного выросли основные средства.
- Увеличение продаж при небольшом сокращении запасов можно считать положительной тенденцией.
- Рост показателей дебиторской задолженности, в основном покупательской, в 3 раза выше, чем увеличились продажи.
- Компания демонстрирует финансовую устойчивость, т.к. размер собственного капитала превышает заемный.
Анализ балансового отчета показывает прочность экономического положения организации. Но есть решения, способные его улучшить. Например, рост выручки только частично оправдывает увеличившуюся задолженность покупателей. Чтобы преодолеть трудности со сбытом в компании можно разработать программу отсрочки платежей за поставленные товары.
Как составляют балансовый отчет
Бухгалтерская отчетность в компаниях составляется согласно действующим формам документов. Образец балансового бланка содержится в Приказе Минфина №66н от 02.07.2010 в редакции от 19.04.2019. В ней появилась новая графа для постатейных комментариев и пояснений к внесенным показателям.
Перечень правил составления балансового отчета содержится в ПБУ4/99. Основные из них:
- отражение в балансе только достоверных сведений;
- выделение наиболее существенных статей;
- разделение активов и пассивов по признакам долгосрочности и краткосрочности;
- исключение регулирующих статей при оценке собственности;
- необходимость развернутого показа активов и пассивов.
Активы
Балансовый отчет компании начинают заполнять с 1 раздела с внеоборотными активами.
Второй раздел актива балансовой отчетности выглядит так.
Пассивы
Вторая половина балансовой отчетности состоит из пассивов. В 3 раздел входят показатели капитала и резервов.
Данные по краткосрочным обязательствам заносят в 5 раздел балансового отчета компании.
Цифры в строках баланса проставляются в соответствии с п. 5 Приказа Минфина №66н.
Упрощенное ведение бухгалтерской отчетности
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона «О бухучете» от 06.12.2011 №402-ФЗ, компании малого бизнеса имеют право сдавать балансовый отчет в упрощенной форме. Признаки организаций, подходящих под эти критерии, сформулированы в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.
В Приказе Минфина №66н (см. Приложение №5) содержится образец бланка, по которому заполняют баланс малый бизнес и микропредприятия.
Перед табличной частью нужно внести в строки такую информацию:
- дату формирования баланса;
- организационно-правовую форму и название предприятия;
- ИНН;
- основной ОКВЭД;
- статистические коды ОКФС, ОКПО, ОКОПФ;
- единицу измерения — тыс.рублей;
- адрес, по которому зарегистрирована компания.
Далее нужно заполнить первую часть таблицы. В ней фиксируют данные о размерах активов:
- Материальных внеоборотных, состоящих из балансовой стоимости основных средств по счетам 01 и 03. От них вычитают амортизацию счета 02 и незавершенные капвложения по счету 08.
- Нематериальных, финансовых, других внеоборотных в укрупненной группе. Она состоит из матактивов с остаточной стоимостью, результатов исследований, долгосрочных инвестиций, остатков по депозитам.
- Запасов, включая готовую, но непроданную продукцию, остатки материалов и комплектующих.
- Денег и их эквивалентов с остатками в кассе, на рублевых и валютных счетах. Сюда не включают депозиты, поскольку они относятся к нематериальным активам или средствам в пути.
- Финансовых и прочих оборотных, в том числе краткосрочных вложений, дебиторской задолженности, процентных займов.
Во второй части таблицы собирают данные о величине пассивов:
- Капитала и резервов, включая уставный. Они состоят из долей, принадлежащих компании, стоимости выпущенных и выкупленных у акционеров ценных бумаг, нераспределенной прибыли, непокрытого убытка.
- Долгосрочных заемных средств со сроком погашения более 1 года. Они формируются на счете 67.
- Других долгосрочных обязательств, в т.ч. отложенных налоговых и оценочных обязательств. Основные показатели находятся на счетах 60, 62, 68–71, 73, 75, 76.
- Кредиторской задолженности.
- Других краткосрочных обязательств.
После заполнения таблицы баланс подписывает руководитель компании или главный бухгалтер. Внизу проставляются дата формирования документа и печать организации.
Не допускается сдача балансового отчета в упрощенном виде государственным организациям, нотариусам, адвокатам и СРО.
Фото на обложке: Unsplash
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Приемка товара по качеству и количеству — правила и сроки
- 2 Что такое нефинансовая отчетность и ее значение для компаний в России
- 3 Ликвидация бизнеса: какие способы существуют и почему от некоторых лучше отказаться
- 4 Выездная налоговая проверка: как подготовиться
- 5 Как уведомить налоговую об открытии счета за рубежом
ВОЗМОЖНОСТИ
15 сентября 2024
15 сентября 2024
16 сентября 2024
16 сентября 2024