Количество кибератак, фишинга и преступлений с применением социальной инженерии увеличивается год от года. Проблема усугубляется еще и тем, что мошенники осваивают передовые технологии гораздо быстрее, чем успевают появиться эффективные меры защиты. Это серьезный вызов, требующий постоянного внимания и инновационных подходов, а главное — объединения усилий представителей разных отраслей бизнеса и государства для защиты граждан от киберпреступлений и их последствий.
Что в этом направлении уже делается, а что еще предстоит решить, билайн бизнес предложил обсудить на межотраслевой конференции «Безопасность клиента на первом месте», которую организовал совместно с изданием «Ведомости».
Содержание
Сила — в сотрудничестве
Конференция «Безопасность клиента на первом месте» — значимое событие 2024 года для билайн бизнес, ставшее логичным продолжением практики регулярных встреч с заказчиками и партнерами в разнообразных форматах.
19 ноября в пресс-центре «Россия сегодня» компания собрала представителей государства и ключевых отраслей, которые, как и операторы связи, ставят безопасность клиента на первое место и имеют большой опыт борьбы с мошенничеством, чтобы вместе обсудить, как обеспечить безопасность человека в современном цифровом мире, ведь с каждым годом становится все очевиднее, что предотвращение киберугроз требует объединения усилий всего рынка.
На мероприятие пришли более 350 руководителей крупного и среднего бизнеса, среди которых — представители финансового сектора, телеком-отрасли, e-com-рынка, вендоры и действующие клиенты билайн бизнес, а также представители Министерства цифрового развития и коммуникаций как федерального, так и регионального уровня. Онлайн-трансляция набрала свыше миллиона просмотров, что говорит о высокой заинтересованности аудитории в поднятой теме.
Такой уровень вовлеченности демонстрирует несколько важных аспектов:
- вопросы безопасности остаются приоритетными для широкой аудитории. В условиях постоянно меняющегося мира и растущих угроз люди стремятся получить актуальные знания и инструменты для защиты своих интересов;
- рынок готов к консолидации усилий для выявления угроз и разработке стратегии их предотвращения;
- формат гибридных событий становится все более популярным, так как делает информацию доступной для большего числа людей.
Технологии во благо
Открыла конференцию сессия лидеров-визионеров «Командная игра: партнерство во имя клиента». В ней приняли участие генеральный директор билайна Сергей Анохин, директор департамента противодействия мошенничеству «Сбербанка» Сергей Велигодский, управляющий партнер «Авито» Иван Гуз, директор по исследованиям и разработке «Лаборатории Касперского» Антон Иванов, президент «Ростелекома» Михаил Осеевский и замминистра Минцифры РФ Александр Шойтов. Модератором выступила редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» «Ведомостей» Екатерина Кинякина.
Участникам сессии предложили обсудить, что для борьбы со злоумышленниками в быстро растущем цифровом мире должны сделать технологические компании и государство, чтобы защитить себя и граждан от потери данных и денежных средств: так, по оценке «Сбера», в 2024 году мошенники украдут у россиян примерно 250 млрд рублей.
Первое слово взял Сергей Анохин. В своем выступлении он подчеркнул, что сегодня один из самых опасных видов «оружия» мошенников — социальная инженерия. Больше половины людей не могут отличить контент, созданный человеком, от сгенерированного ИИ, — чем активно пользуются преступники, применяя, например, дипфейки при взаимодействии с жертвами.
Екатерина Кинякина, редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» «Ведомостей», и Сергей Анохин, генеральный директор билайна
В целом каждый день люди так или иначе сталкиваются с потенциальными угрозами через звонки с неизвестных номеров, подозрительные имейлы. И их масштаб с распространением технологий будет только увеличиваться, приводя в том числе к росту недоверия со стороны клиентов к разного рода коммуникациям с компаниями. «Почти четверть триллиона компаний ежегодно недополучают выручку из-за того, что люди, ожидая подвоха, совсем не берут трубку или негативно реагируют на холодные звонки», — поделился результатами исследования Института экономики роста им. П.А. Столыпина генеральный директор билайна.
Эффективной мерой противодействия злоумышленникам Сергей Анохин видит объединение усилий государства и технологических компаний в сфере кибербезопасности. Например, сейчас билайн со «Сбером» и «Лабораторией Касперского» ведут совместную работу по предотвращению мошеннических звонков в мессенджерах: на сегодняшний день их доля в общем объеме таких звонков выросла до 89%. Также компания участвует в разработке законопроектов, регулирующих идентификацию звонков.
Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский поддерживает идею объединения операторов связи с банками для борьбы с мошенниками: «Пока каждый будет бороться по-своему, толку от этого будет мало». Он выступает за создание «некоего коллегиального органа», куда вошли бы представители госорганов, банковского сообщества и операторов связи, которые должны будут быстро, сообща и с помощью технологических решений отвечать на массовые атаки.
Замминистра Минцифры РФ Александр Шойтов рассказал, над чем сейчас работает государство для защиты граждан. В новом году будет запущена единая платформа по противодействию кибермошенничеству, которая объединит финансовые организации, операторов связи и других участников для обмена информацией о мошенничестве в сети. Авторы проекта полагают, что антифрод-система позволит существенно сократить срок блокировки мошеннических ресурсов.
Слева направо: генеральный директор билайна Сергей Анохин, президент «Ростелекома» Михаил Осеевский и замминистра Минцифры РФ Александр Шойтов
Управляющий партнер «Авито» Иван Гуз, обращаясь к представителям операторов связи, подсветил проблему, из-за которой обеспечение безопасности клиентов дорого обходится компании: «Из-за того, что объем внешних угроз большой, мы вынуждены подключать SMS-верификацию. При этом стоимость таких SMS довольно быстро растет год от года, поэтому было бы здорово стабилизировать цены: сейчас мы тратим на SMS-верификацию существенные средства, хотя вносим немалый вклад в общее дело по защите пользователей».
Директор департамента противодействия мошенничеству в Сбербанке Сергей Велигодский отметил, что банк еще в 2018 году начал подключать операторов связи к своей антифрод-платформе для обмена рисковыми событиями. На сегодняшний день с ней работают также торговые онлайн-площадки (например, «Авито») и не только. «Фактически мы создали прототип национальной платформы, о которой сегодня говорил Александр Михайлович», — поделился Сергей Велигодский. Ежедневно через платформу Сбербанка проходит около 10 млн сообщений с рисковыми событиями.
Директор по исследованиям и разработке «Лаборатории Касперского» Антон Иванов (слева) и директор департамента противодействия мошенничеству «Сбербанка» Сергей Велигодский
Директор по исследованиям и разработке «Лаборатории Касперского» Антон Иванов в своем выступлении сделал акцент на том, что сейчас компании активно внедряют ИИ, однако в России нет готовых метрик, которые позволили бы оценить степень безопасности внедренного ИИ: «Большой вопрос сейчас именно к безопасности ИИ, и в ближайший год нам нужно его решить, чтобы вот это взрывное внедрение технологий, которое будет происходить, не привело к плачевным последствиям. Потому что уже сейчас мы наблюдаем атаки на компании, которые используют открытые данные для обучения ИИ-моделей».
В завершение дискуссии генеральный директор билайна Сергей Анохин сказал, что компания и дальше будет объединять рынок в борьбе с мошенниками и киберугрозами, а также призвал участников присоединиться к «Хартии цифровой безопасности» и выработать принципы взаимодействия по совместному противодействию кибермошенникам. Запись этой и других дискуссии можно найти здесь.
Фото на обложке и в тексте: билайн
Реклама ПАО «ВымпелКом». Подробнее на сайте: beeline.ru
erid: F7NfYUJCUneP4zf4Mhtt
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Искусственный интеллект в малом бизнесе: теория и практика»
- 1 Пользователи сообщили о массовом сбое в работе «Билайна» 10 декабря
- 2 Indoor-Мониторинг: как решение билайн бизнес помогает ритейлу улучшать процессы
- 3 Forbes узнал о планах «Вымпелкома» выйти на биржу до конца 2026 года
- 4 «Билайн» предупредил россиян о новом способе мошенничества через «код подтверждения доставки»
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025