Как новое поколение BNPL-стартапов отвоевывает рынок у Klarna и Affirm
Ажиотаж вокруг BNPL (buy now, pay later или «покупай сейчас, плати потом») угасает на фоне экономической нестабильности. Оценки таких B2C-стартапов, как Klarna и Affirm, резко упали. При этом новые проекты из Европы привлекают впечатляющие суммы: инвесторы предполагают, что в наилучшем положении сейчас инструменты, выбравшие более надежную аудиторию — бизнес.
Такие компании, как Klarna и Affirm, позволяют покупателям откладывать платежи на более поздний срок или разбивать покупки на беспроцентные платежи, сейчас испытывают огромное напряжение. Стоимость жизни растет, и потребители осторожнее тратят деньги, а более высокие процентные ставки увеличивают стоимость займов. Они также сталкиваются с возросшей конкуренцией, поскольку Apple вывел на рынок собственную BNPL-услугу.
«У BNPL для B2B сейчас есть большие перспективы», — сказал Малте Хаффман, со-CEO берлинского стартапа Mondu.
Хаффман, чья компания недавно привлекла финансирование в $43 млн от инвесторов, включая Valar Ventures миллиардера из Кремниевой долины Питера Тиля, прогнозирует, что рынок BNPL в B2B-транзакциях в Европе и США достигнет $200 млрд в течение следующих нескольких лет.
В то время как такие сервисы, как Klarna, предоставляют кредиты на потребительские покупки — скажем, на новую пару джинсов или акустическую систему, — BNPL-проекты в сегменте B2B стремятся урегулировать транзакции между предприятиями.
Это отличается от других форм краткосрочного финансирования, таких как кредиты на пополнение оборотного капитала, которые покрывают повседневные операционные расходы бизнеса, и факторинг счетов, когда компания продает весь или часть счета для более быстрого доступа к наличным, которые должна получить.
Патрик Норрис, генеральный партнер частной инвестиционной компании Concept Capital, сказал, что рынок BNPL-сервисов для B2B-направления намного больше, чем рынок для B2C. Недавно Neptune инвестировала $40 млн в Hokodo, британский BNPL-сервис для B2B.
«Средний размер корзины в B2B намного больше, чем средняя потребительская корзина», — отметил Норрис, добавив, что это помогает бизнесу легче расти и получать доход.
Нерешительность B2C-игроков
Акции крупных игроков рынка BNPL, ориентированных на потребителя, резко упали в 2022 году, поскольку опасения по поводу потенциальной рецессии давят на сектор.
- Согласно отчету The Wall Street Journal, шведская Klarna ведет переговоры о привлечении средств с резким дисконтом к своей последней оценке — до $15 млрд с $46 млрд в 2021 году. Представитель Klarna заявил, что компания не комментирует «слухи».
- Акции публичной финтех-компании Affirm упали более чем на 75% с начала года, а бумаги Block, которая приобрела австралийский BNPL-инструмент Afterpay за $29 млрд, — на 57%.
- PayPal, которая предлагает собственную функцию рассрочки кредитов, подешевела на 60% с начала года.
BNPL-сервисы обрели популярность во время пандемии коронавируса, предложив покупателям удобный способ разделить платежи на несколько частей всего несколькими щелчками мыши. Теперь этот тренд дошел и до бизнеса.
«Предприятия по-прежнему сталкиваются с проблемами с денежными потоками в свете ухудшения макроэкономических условий и продолжающегося кризиса в цепочке поставок, поэтому любой более гибкий и быстрый способ получения денег будет привлекательным», — прокомментировал Филип Бентон, финтех-аналитик в исследовательской компании Omdia.
Читайте по теме: Почему Вьетнам — самый горячий рынок для финтех-стартапов
Mondu и Hodoko публично не раскрывали свои оценки, но итальянская Scalapay и немецкая Billie в последний раз оценивались в $1 млрд и $640 млн соответственно.
Услуги BNPL оказываются особенно популярными среди малых и средних предприятий, которые также испытывают трудности из-за растущей инфляции. По словам главы Mondu Хаффмана, МСП уже давно «недостаточно обслуживаются» крупными банками.
По его словам, банки не могут серьезно снизить размер кредита, чтобы сделать его экономичным. Но финтех-компании доказали, что более ориентированный на данные подход и более автоматизированный подход к кредитованию могут дать результаты.
Риск рецессии
Некоторые регуляторы относятся к инструментам BNPL настороженно из-за опасений, что они подтолкнут людей влезать в непозволительные долги, а сборы будут непрозрачны.
Великобритания возглавила борьбу на регулятивном фронте, и местные чиновники надеются ввести более строгие правила для сектора уже в 2023 году. Тем не менее, Норрис отметил, что компании BNPL, ориентированные на бизнес, сталкиваются с меньшим регулятивным риском, чем Klarna и подобные сервисы.
«Регулирование в сфере B2C обеспечит столь необходимую защиту потребителям и поможет им совершать разумные покупки и избегать долгов, — сказал Норрис. — В B2B риск перерасхода средств на ненужные товары незначителен».
Однако игрокам, работающим в B2B, тем не менее, нужно проявить осторожность и оценивать уровень риска, который они берут на себя. По словам Норриса, в связи с возможной рецессией на горизонте большой проблемой для B2B-стартапов в области BNPL будет поддержание высоких темпов роста, а также подготовка к потенциальным банкротствам.
«B2B, как правило, будет иметь высокую стоимость и низкий объем, поэтому, естественно, аппетит к риску будет выше, а проверка доступности более важна», — сказал Бентон из Omdia.
Фото на обложке: lovelyday12 /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Материалы по теме
-
Пройти курс «Маркетплейсы: с чего начать и как преуспeть»
- 1 Чем платежная компания Affirm привлекательна для инвесторов И что может ей помешать 22 января 13:26
- 2 Финтех-стартап Affirm соучредителя PayPal подал заявку на IPO Компанию, предоставляющую рассрочку при онлайн-оплате товаров, могут оценить в $10 млрд 19 ноября 15:00
- 3 Klarna подала конфиденциальную заявку на IPO И может рассчитывать на оценку в $20 млрд 13 ноября 16:27
- 4 Почему скандал вокруг совета директоров Klarna содрогнул венчурный мир Это не просто «дворцовая интрига» 01 марта 14:51